Музей Ту-144: путешествия во времени или Морзе-караоке?

25 июля 2017
События

Экспертный совет КНИТУ-КАИ не смог выбрать лучший проект для интерактивного музея внутри самолета Ту-144. Сегодня планировалась презентация победителя, но вместо этого публике представили две концепции, финалистов. А самим разработчикам дали две недели для доработки своих проектов. «Казанский репортер» внимательно изучил разработки обеих творческих групп и узнал, сколько уже вложили в переезд сверхзвукового лайнера и сколько еще надеется привлечь ректор КАИ.

УБЕДИЛ? ПОРАБОТАЕМ? БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ?

– Когда мы затеяли этот проект с перевозкой, мне многие говорили: «Альберт Харисович, что вы делаете? Не перевезем же!» Я говорил: «Перевезем»!», – начал презентацию ректор КАИ Альберт Гильмутдинов. – Меня спрашивали, на чем основана ваша уверенность, я сам не знал, что ответить. А потом придумал очень простой ответ. Дорогие друзья, просто вдумайтесь, почти 50 лет назад, 31 декабря 1968 года, наши отцы и старшие братья, в очень тяжелых экономических условиях, спроектировали, испытали, создали, подняли в небо! Они начали проект на 2 года позже «Конкорда» (французско-британский проект сверхзвукового пассажирского самолета – прим. ред.), и на два месяца раньше «Конкорда» наш Ту-144 взлетел и пробил сверхзвуковой барьер! Если они это сделали, неужели мы не можем перевезти? Теперь машина стоит, вы это видите.

Создание музея внутри Ту-144, судя по всему, любимое детище ректора авиационного института Альберта Гильмутдинова. Он непременно присутствует на всех этапах грандиозного проекта: «проталкивал» идею переезда по инстанциям, всю ночь следил за ночной перевозкой многотонного лайнера, светился от счастья во время установки самолета на постамент в кампусе КНИТУ-КАИ. Следующий этап, после того, как Ту-144 переехал на новое место, создание музея внутри.


15 июня открылся конкурс концепций, на который было подано 4 заявки и сегодня должны были уже объявить победителя. Накануне члены рабочей группы, в которую кроме каистов входит глава госкомитета по туризму Сергей Иванов, представители Минобрнауки РТ и исполкома Казани, собирались, но лучший проект выбрать так и не смогли. В итоге определили двух финалистов, проекты которых сегодня представили публике.

– Музеев самолетов в мире очень много, музеев внутри самолетов гораздо меньше, но мы знаем где-то с десяток. А музея внутри сверхзвукового самолета в мире ни одного нет! Ни одного такого музея нет, и вряд ли в течение нашей жизни будет. Эту историю нам предстоит сотворить, – обратился к проектировщикам ректор. – Друзья, у вас есть шанс войти в историю не только КНИТУ- КАИ, Казани, Российской Федерации. Работайте! Ваши имена будут золотыми буквами впечатаны в историю всего земного шара, это не преувеличение! Убедил? Поработаем? Без булдырабыз? Это будет единственный в мире музей, это будет лучший в мире музей, на меньшее мы не согласны!

Говоря о том, что казанский музей станет первым в мире музеем внутри сверхзвукового самолета, Альберт Гильмутдинов, конечно, несколько лукавит. Все-таки есть музей «Аэроскопия» под французской Тулузой, авиамузеи в Сиэтле, Ле Бруже и других городах, в которых можно побывать внутри сверхзвукового «Конкорда». Как правило, там воссоздан первоначальный вид самолета снаружи и изнутри. Подлинные элементы салона и кабины музеефицированы, проще говоря, ограждены витринами. Разработчики концепции музея внутри Ту-144 пошли по принципиально иному пути. Кабину, кресла пилотов сохранят, возможно останется ряд-другой кресел, но основное пространство салона будет наполнено совсем другим содержанием.

– Это будет интерактивный музей, то есть внутри будут не какие-то исторические экспонаты. Будут представлены активные модели, которые демонстрируют те или иные аэродинамические эффекты. Дети будут заходить с хвоста, проходить через весь борт и выходить через нос – один вход и один выход. Идея такая: проходя вдоль всего самолета, они будут постигать базовые элементы авиастроения. Например, он зашел, и ему демонстрируют эффект подъемной силы. Почему машина, которая весит 90 тонн летит на высоте 12 километров и разгоняется на сверхзвуковой скорости? Это же чудо! Вот это нужно объяснить наглядно. Дальше рассказываем как должен быть устроен планер самолета, почему у сверхзвукового самолета крылья такие маленькие. Доходим до середины, там двигатель. Мы покажем, как турбина вращается, возникает тяга и так далее. Пройдя через всю цепочку интерактивных экспонатов, ребенок входит с одним уровнем понимания, а выходит совершенно с другими знаниями…

– А выходит уже с зачеткой?

– Самая главная зачетка должна быть у него в голове, он должен понять, что это очень круто, интересно. Мы хотим детям объяснить, что и они могут это создавать. Это чудо техники создавали точно такие же люди как они. Они были такими же детьми, как и вы! И вам все по плечу!

В финал вышли два проекта: концепция предложенная производственным объединением «Зарница» рассчитала, что реализация их идей обойдется примерно в 60 миллионов рублей, творческое объединение «Самрух» оказалось несколько скромнее, их проект рассчитан на 20 миллионов. Обе фирмы из Казани.

ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ, ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КВЕСТЫ

Главная особенность проекта «Зарницы» – строительство дополнительного здания под крылом самолета. Здесь должны расположиться исторический зал, пространство для трансляции фильмов, гардероб и бытовые помещения. Места внутри лайнера совсем немного, и в зимней одежде в самолете явно будет тесно, а тратить драгоценное пространство самолета на гардероб жалко.

– Места действительно очень мало, здесь мы выходим из ситуации проектированием небольшого полуутопленного здания, в непосредственной близости от самолета. Полуутоплено оно для того, чтобы не загромождать территорию и не мешать смотреть на самолет с любой точки парка, – рассказал «Казанскому репортеру» заместитель директора по инновационному развитию ПО «Зарница» Дмитрий Аракчеев.


Здесь же предполагается установить один из четырех двигателей, некогда стоявший на лайнере. Агрегат предлагается разрезать, чтобы можно было видеть внутренности мотора.

– Интереса задумке предадут очки дополнительной реальности, надев которые, посетитель сможет разобрать этот двигатель и понять, что происходит внутри, - говорит еще один замдиректора «Зарницы» Максим Мажоров.

Судя по изображению в презентации, строение особо не заметно, а вот трапы для входа и выхода, существенно заслоняют самолет. Сфотографировать его в первозданном состоянии, походе вряд ли удастся. Хотя ночью будет красиво.

В самом самолете экспозиционное пространство разделено на несколько частей. Первым делом посетителей ждут тесты, которые проходят настоящие пилоты.

Затем следует рассказ об этапах создания самолета от идеи до полета. Здесь снова приходят на помощь очки дополненной реальности. Интерактивные технологии позволят увидеть, как работает аэродинамическая труба, из каких элементов состоит корпус самолета и какие силы действуют на воздушное судно на разных этапах полета. Еще один комплекса посвящен вспомогательным службам.

– На виртуальном столе перед нами предстает аэропорт. Здесь мы подробно узнаем, что должно произойти, чтобы самолет поднялся в воздух, кто должен самолет заправить, когда диспетчер должен дать разрешение и с какой полосы разрешено взлетать легендарному Ту-144, – рассказывает в ходе презентации Максим Мажоров. – Далее идет «Аллея славы», исторический экскурс. На первый взгляд он может показаться скучным, но нет! Мы можем подойти к создателям этого самолета, к конструкторам и задать им вопрос. Перед вами будет голограмма. Обратиться по имени и отчеству и спросить про то, как создавалась легенда, он вам расскажет! Что для этого было сделано? Он вам расскажет! Сколько времени на это ушло? Он вам расскажет!

Весь путь в самолете построен по принципу квеста. Знания, полученные в одном зале, пригодятся в другом. Вплоть до финального испытания, которое ждет посетителей в ретрозале. Для этого будет воссоздан салон первого класса, в точности, каким он был в советское время, а также сохранена кабина пилотов с рабочим местом штурмана. Здесь наступает кульминация экскурсии – полет Ту-144. На помощь снова приходит дополненная реальность. Очки подскажут какие тумблеры нужно включить, за какими приборами стоит следить и когда нужно потянуть штурвал на себя. Пассажиры первого класса в этот момент ощущают взлет, видят отдаляющуюся землю в иллюминаторе и ощущают вибрации при взлете. Подобный проект уже реализован в детском центре «Зарница».

– Здесь происходит интересная часть. Сначала самолет взлетает и вдруг, в какой-то момент, он исчезает! Все испытывают ощущения, что парят в воздухе. Самолет переходит на сверхзвук и все находящиеся в ретрозале на 15 секунд попадают в прошлое! Они видят вокруг себя пассажиров, летящих рейсом Москва-Алма-Ата, именно этим рейсом летал Ту-144. Они одеты по моде того времени, читают газеты тех лет.

Дальше приключения продолжаются. Чтобы успешно пройти квест, нужно использовать полученные в ходе экскурсии знания. В целом, вся концепция «Зарницы» направлена на обучение в интерактивном, игровом стиле.

РУЧНАЯ КЛАДЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, СТЮАРДЕССЫ И МОРЗЕ-КАРАОКЕ

– Несмотря на то, что там довольно сжатое пространство, на борту самолета Ту-144 можно разместить очень много интересных стендов. Но, как люди, занимающиеся таким оборудованием уже не первый год, мы понимаем, что любой гаджет и такое современное оборудование имеют свойство устаревать буквально через 2-3 года. Поэтому делаем ставку именно на музей, – не без укола в адрес предыдущего докладчика сказал представитель творческого объединения «Самрух» Альберт Шакиров.

Проект другого финалиста предполагает сохранение большей части салона. Правда в случае с казанским Ту-144, речь идет скорее о воссоздании. Все-таки пассажиров наш самолет не возил, а был экспериментально-испытательным. 32 года стояния за институтским забором, без какого-либо существенного содержания, тоже вряд ли положительно сказались на внутреннем убранстве.

В хвосте самолета, с которого и начинается экскурсия, посетителей встречают экраны, на которых транслируются небольшие фильмы об авиации, а частности клип о том, как перевозили Ту-144 к нынешнему месту.


Зрителей предлагается разместить в 4-D кресла, которые способны передавать вибрацию и вообще задействовать тактильные ощущения.

Разработчики этой концепции подошли к проекту глобально и посчитали нужным рассказать едва ли не обо всей истории науки, по крайней мере ее авиационной части. После кинозала посетители перемещаются в зал «Открытий», в котором рассказываются об изобретениях, предшествующих созданию летательного аппарата.

– Это самые важные открытия, допустим, изобретение колеса, паровой двигатель и так далее. На каждую картинку можно нажимать, высвечивается сопутствующая информация, как это работало, что это было и к чему это привело, – поясняет Альберт Шакиров. – В этом же зале нас встречает шутливый манекен, если приглядеться, в нем можно узнать Леонардо да Винчи. Он в ручную кладь пытается засунуть все свои чертежи, там видны его макеты, в том числе и макеты самолетов.

Попутчиками Леонардо будут известные российские ученые. Изобретатели Ломоносов и Кубилин, химики Бекетов и Лебедев, электротехники Попов и Лодыгин… Люди, заложившие базу естественнонаучных знаний, но непосредственно с авиацией не связанные, рассказывают о своих изобретениях. На стендах, расположенных напротив пассажиров находятся интерактивные экспонаты по представленным темам: инженерии, химии, электротехнике.

– Здесь будет азбука Морзе. Назовем это Морзе-караоке. Дети смогут набрать слово и услышать, как оно звучит в азбуке Морзе. Могут попытаться повторить какое-то слово, например, сигнал SOS, - рассказал Альберт Шакиров. – Здесь же будет макет города, который повествует, как осуществляется электроснабжение небольшого городка. Где находятся электростанции, где подстанции, что такое переменный ток, что такое постоянный. За счет чего ездят трамваи и троллейбусы, и как осуществляется освещение улиц и домов.

Проект объединения «Самрух» тоже не чужд виртуальной реальности. Благодаря ей разработчики хотят показать принципы работы двигателя внутреннего сгорания и реактивного двигателя.

Инженеры-авиаторы в качестве пассажиров появляются лишь ближе к концу экскурсии. Жуковский и Можайский, со своими научными трудами предваряют зал истории Ту-144 с макетами самолетов. Здесь же планируется представить макеты основных самолетов КБ Туполева.

– Мы пока выделили для себя 14-15 штук. Эти самолеты будут находиться на стендах, а в иллюминаторах будут эти же самолеты в полете. Дети смогут с помощью управления жестами, есть такая технология, повернуть самолет в разные стороны, поменять угол атаки и посмотреть, как он выглядит с разных сторон, – объясняет разработчик проекта.

Финал экскурсии в обоих проектах похож – квест, симулятор полета, очки дополненной реальности… Вероятно связано это с тем, что одним из условий было сохранение кабины пилотов и рабочего места штурмана в первозданном виде.


Проект также предполагает использование пространства вокруг самолета. Здесь предлагается разместить скульптуры авиатехников, стюардессы и инженеров в натуральную величину за работой.

«Я ВИЖУ ЭТОТ ПРОЕКТ В ПРЕДЕЛАХ 100 МИЛЛИОНОВ»

Какой из проектов выберет экспертный совет станет известно через две недели. Открыться музей должен уже в следующем году, 31 декабря 2018 года, в день 50-летия первого полета Ту-144. Однако, скорее всего, музей будет дорабатываться и после официального открытия. Сейчас, по оценкам ректора КАИ на демонтаж, переезд, сборку и установку на постамент вложено около 25-30 миллионов рублей. Правда тут речь идет в основоном не о живых деньгах, а об участии компаний-партнеров. Известно, что Казанский авиазавод и ГипроНИИавиапром, который разрабатывал проект установки самолета, потрудились для КАИ бесплатно, а это тысячи человекочасов. А вот компания-перевозчик из Нижнего Новгорода работала на коммерческой основе.

– Живых денег? Три миллиона перевозка, бетонирование постамента, аренда кранов, техники, – складывает ректор. – Я думаю, что не менее 10 миллионов рублей живых денег потрачено было.

В КАИ рассчитывают, что в течение пяти лет смогут привлечь на этот проект еще около 100 миллионов рублей.

– Я вижу этот проект в пределах 100 миллионов. Интуитивно понятно, что мы может под этот проект в среднесрочной перспективе такую сумму привлечь, – рассказал «Казанскому репортеру» Альберт Гильмутдинов.

Среди возможных источников – федеральные министерство образования и министерство промышленности, Объединенная авиастроительная корпорация, Роскосмос и даже мы с вами. КНИТУ-КАИ объявил о начале кампании по сбору средств на музей.


Антон Райхштат.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!