Стой, платить будешь!

20 июля 2017
Аналитика

Городские платные парковки в крупных мегаполисах России - благодатная почва для разнообразных исследований. Интерес к теме обеспечен самим фактом появления в населенных пунктах страны инфраструктуры для взимания платы с автолюбителей за «простой» их транспортных средств там, где еще вчера «все было общее и бесплатное». Аналитическое агентство «ПромРейтинг» изучило платные муниципальные парковки Казани, их реальную загруженность, плательщиков и «уклонистов»

Абсолютно новые для общества непопулярные меры финансового регулирования транспортных потоков на начальных этапах неминуемо оборачиваются увеличением социальной напряжённости. Высокая плата за хранение машины вдоль центральных улиц крупного города, впрочем, в идее должна компенсироваться низким трафиком, высокой «визитной доступностью» и улучшениями в экологии. С начала реализации проекта - «Платные муниципальные парковки Казани» прошло 2,5 года. Достаточный срок для того, чтобы говорить о каких-то результатах.

Коллектив АА «ПромРейтинг», окунулся в тему и готов познакомить читателя с результатами проведенного исследования. Важно добавить, тема регулирования транспортных потоков - серьезнейшее направление общественного взаимодействия, определяющее самые незначительные стороны жизни гражданина.

Речь не только о пробках, доставке продуктов в магазины и времени прибытия к рабочему месту. Транспорт в современном мире, как и во все предыдущие эпохи, формирует глобальный экономический ландшафт. Принимает важнейшее участие в формировании образа жизни целых народов.

Доводы в споре между сторонниками и противниками личного транспорта можно приводить бесконечно. И в отличие от школьной задачки по математике здесь, скорее всего, не будет одного правильного решения. Нюансов, тонкостей и подводных камней, связанных с организацией использования автомобиля в крупном городе слишком много, для того, чтобы даже затрагивать тему.

Свою задачу мы видели в другом: в сухом изучении реального положения дел, касающихся платных муниципальных парковок Казани. Любой современный образованный человек и, тем более, профессиональный журналист, без труда найдет в сети десятки статей, отчетов и таблиц, отражающих особенности актуального этапа работы с платной парковкой в Казани. Мы всего навсего добавим в «общую кучу» еще несколько цифр, наблюдений и фотографий – выводы по ситуации не наш профиль.


МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Комплексное исследование по заданной теме проводилось на протяжении восьми недель в период с 1 мая 2017 года по 25 июня 2017 года, при участии трех рабочих и одной контрольной группы исследователей. Переменными условиями выступали – дни недели и время дня (не суток, а дня). Работа исследовательских групп затрагивала территорию города Казани, обособленную улицами Большая Красная, Пушкина, Татарстан и Нариманова. Именно здесь появились первые платные парковки, именно этот район традиционно считается бутылочным горлышком Казани, способным существенным образом влиять на среднюю скорость передвижения по всей улично-дорожной сети столице Татарстана.

Мы намеренно не занимались исследованием загрузки муниципальных парковок в нерабочее время суток с 21:00 до 7:00 и в нерабочие дни. Это существенная оговорка! Центральные улицы Казани ночью полупустые и совокупная итоговая загрузка ПМП, определенная по формуле «ночь + день», разумеется, была бы существенно ниже. То же самое с выходными днями.

По факту определённая таким образом цифра загрузки больше напоминала бы анекдотическую «среднюю температуру по палате». Ночью нет проблемы с загрузкой центра автомобилями, следовательно, не имеет смысла анализировать меры, принятые в ответ на отсутствующую проблему – сами власти города признали этот факт и отменили плату за парковку в центре в ночное время.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Компактно главные результаты двухмесячной работы команды АА «ПромРейтинг» по исследованию казанских муниципальных платных парковок отражены в прилагающейся инфографике.

Оценочно, Казань идет путем Москвы и, с опозданием на несколько лет, сталкивается с похожими проблемами. Реформа парковочного пространства, запущенная в 2015 году, ставила перед собой задачу превратить центр города из места хранения автомобилей работников расположенных там организаций в место комфортного транзитного перемещения и площадки для кратковременных автомобильных визитов посетителей музеев, театров, магазинов, кафе и ресторанов.

Отчасти с задачами реформаторы справились. Эвакуации из исторического центра казанские водители боятся, как огня, нет здесь больше и в три ряда беспорядочно раскиданных машин.

С другой стороны, существенную часть автомобилей, припаркованных на муниципальных платных парковках, оцениваемую нами в 30-35%, составляют одни и те же автомобили, с высокой степенью вероятности принадлежащие работникам частных и государственных структур, расположенных в центральной части Казани.

В использовании общих парковок для личного длительного и полноценного хранения своих транспортных средств им помогают приемы сокрытия номерных знаков. По действующему закону «читаемость» государственного номера автомобиля должна быть обеспечена лишь в движении. Замазывая, снимая, закрывая и переворачивая номерной знак, автомобилист, занимающий место на платной муниципальной парковке, уходит как от эвакуации, так и от оплаты пребывания на ней и штрафов за неоплату парковки.

Интересно, что автомобилисты, оставляющие свои машины на платных муниципальных парковках с утра до вечера, вредят остальным участникам дорожного движения сразу двумя способами. Во-первых, создавая дефицит мест для законной кратковременной парковки, во-вторых, внося сумятицу в систему подсчета свободных парковочных мест.

Скорее всего, это является одной из причин серьёзного расхождения наших цифр заполняемости центральных платных муниципальных парковок с официальными. Исходя из полученных в ходе исследования данных, упомянутый общий показатель для территории, на которой проводилось исследование, составляет 85,4%. Причем исследователями была многократно отмечена ситуация стопроцентной загрузки отельных платных парковок и неоднократно ситуация стопроцентного сокрытия номерных знаков автомобилистами, припарковавшими свои автомобили на тех или иных платных парковках.

Любопытный факт – традиция «закрывать номер бумажкой» преодолела границы платных парковок. Исследователями неоднократно были отмечены случаи сокрытия государственных номеров на участках улиц с запрещённой парковкой. Это в очередной раз доказывает низкий уровень владения автомобилистами Казани нормами ПДД.

Удар, нанесенный по автомобильным хамам и автолентяям при помощи платной парковки, был сокрушительным. Да, трудно в этом признаться, но по большей части все жители города от нововведений выиграли. Центр стал похож на центр, теперь тут действительно можно гулять! Пропускная способность улиц возросла, что даже с поправкой на драконовские скоростные ограничения, судя по данным сторонних исследований, в Казани все-таки произошло смещение транспортных предпочтений в сторону метро, такси и общественного транспорта в целом. Здесь городским властям помогла счастливая случайность в виде бурной информатизации таксомоторных перевозок и появления систем прогнозирования прибытия общественных транспортных средств.

Остается проблема с уклонистами от оплаты парковок. Путей несколько – от пеших и вело-патрулей, которые используются сейчас в Москве и Санкт-Петербурге, до введения законодательной ответственности за «нечитаемость» номерных знаков на статичных транспортных средствах. Впрочем, вполне возможно, власти города и республики найдут и тут уникальное половинчатое решение – в случае с организацией дорожного движения в рамках региона это будет далеко не первый опыт.


Глухов Антон, руководитель независимого Аналитического агентства «ПромРейтинг»

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!