Императорская роскошь галеры «Тверь». Часть 2

250 лет назад императрица Екатерина II со своей свитой отправилась в путешествие из Твери вниз по Волге до Симбирска, во время которого остановилась на пять дней в Казани, где ее ждал поистине царский прием. Своими восторженными впечатлениями от Казани и ее жителей императрица поделилась в письмах. А городу в память об этом визите остались четыре галеры из флотилии Екатерины II, на которых императорская свита сплавлялась по Волге - «Волга», «Ярославль», «Казань» и «Тверь». На последней путешествовала сама Екатерина II. Первые три галеры были разобраны «за ветхостью» еще в 1804. А самая главная - «Тверь» на долгие годы пережила своих создателей. И хотя главной причиной гибели императорской галеры считается пожар, попавшие в наши руки документы свидетельствуют о том, что если бы не огонь, царское судно возможно бы не сохранилось до наших дней, несмотря на все усилия сотрудников музея и неравнодушных людей.

«Казанский репортер» совместно с научными сотрудниками Национального музея Республики Татарстан впервые представляет полную историю галеры «Тверь» - от создания до ее утраты.

19 июля 1926 года в газете «Красная Татария» вышла небольшая заметка с фотографией галеры «Тверь»:

«Памятник Волжского судоходства XVIII века

С 20 мая 1926 года разрешен осмотр редкого памятника волжского судоходства XVIII века, находящегося в ведении музейного отдела и помещающегося в г.Казани, в Адмиралтейской слободе, на территории б.Артсклада (Журавлевские казармы). На этом гребном (12-весельном) судне галере «Тверь», построенном на Волге летом 1767 года Екатерина II совершила плавание от г.Твери до Симбирска (ныне Ульяновска). Галера (размером около 25 саж. в длину и до 4-х саж. в ширину), довольно хорошо сохранившаяся, знакомит посетителя с конструкций судов того времени, декоративной обработкой (резное дерево), расположением кают и проч.

Осмотр разрешается по воскресным и праздничным дням с 11-3, а в остальные дни по требованию не позднее как до 3 ч.дня.

За осмотр (для усиления средств на охрану памятников) установлена небольшая плата».

Вырезка из газеты «Красная Татария» от 19 июля 1926 года

Музейный отдел Наркомпроса ТАССР установил для посетителей строгие правила. В частности, «при осмотре соблюдать порядок, очередь, большими группами не ходить по галере, в виду ее ветхости, не курить в помещении галеры и вблизи ее и не сорить на пол». За осмотр галеры просили со взрослых 5 копеек, для детей и учащихся – 3 копейки, для организованных экскурсий, согласованных с музейным отделом – бесплатно.

Посетителей просили вносить плату «охраняющему памятник» и обязательно требовать от него «ярлык из талонной книжки с указанием уплаченной суммы».

Здание, где хранилась галера. Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

Что посетители могли увидеть внутри императорского судна, описал Петр Корнилов в брошюре «Памятник волжского судоходства галера «Тверь» XVIII в.», (Казань, 1927 год), напечатанной под наблюдением искусствоведа Петра Дульского.

«Казанский репортер» приводит выдержки из этой брошюры:

I

Предметом настоящих строк является краткое обозрение забытого памятника казанской старины – галеры «Тверь». В конце города, в Адмиралтейской слободе, почти у самого Петрушкиного разъезда (на пути к волжским пристаням), на территории б.Артсклада (Журавлевских казарм), возвышается большое, серое здание (разм. 10х40 метров), на подобие эллинга. Здесь хранится памятник прошлого нашего волжского судоходства – галера «Тверь».

В феврале 1767 г. Русский двор Екатерины II переселился в Москву, за ним последовали и иностранные министры; некоторые из них были приглашены сопровождать Екатерины и дальше в ее путешествии на юго-восток России. Из Москвы до Твери ехали сухим путем, а дальше водой по Волге. В Твери была заготовлена флотилия из 4-х судов (весельных), среди которых была и описываемая галера «Тверь», но вся эскадра состояла из десяти различных судов, кроме того за этой флотилией следовали грузовые суда, а по берегам на 80 верст один за другого располагались склады всевозможных припасов.

Фото Г.Ф. Локке 1880-90-е года. Собрание Национального музея РТ

2 мая 1767 г. флотилия под командой президента Адмиралтейской Коллегии И.Г.Чернышева вышла из Твери вниз по Волге. Блестящая свита состояла из приближенных Г.Г. и В.Г.Орловых, З.Г.Чернышев, И.П.Елагина, С.М.Кузьмина, Д.В.Волкова, А.В.Нарышкина, А.И.Бибкова, С.Б.Мещерского, В.Козицкого, А.П.Шувалова и некоторых иностранных гостей и дипломатов.

Екатерина и ее ближайшие вельможи помещались на галере «Тверь», а остальные на прочих судах. По пути следования в населенных пунктах были остановки, плыли не быстро, торжественные приемы и встречи продолжались и на Волге.

В часы, свободные от приемов и обедов, Екатерина со своими друзьями была занята переводом на русский язык «Велизария» Мармонтеля. Плавание было медленное, и только 26 мая вечером флотилия, пользуясь разливом реки Казанки, прибыла к Тайницким воротам Казанского Кремля. После всех церемоний и торжеств на нашей казанской почве, 1 июня весь двор снова отправился в путь к Симбирску (ныне Ульяновску); по пути были посещены развалины в с.Болгарах (Спасского кантона). Добравшись до Симбирска, вся свита в целом отправилась сухопутьем в Млскву, а галеры вернулись в Казань и были сданы в Адмиралтейство. Здесь хранились все 4 судна, из которых три в 1804 г. разобраны за ветхостью, а галера «Тверь», согласно повелению хранить «не переменяя того вида, какой она имела», доила до наших дней. За упразднением Адмиралтейства она перешла в Морское Министерство, а затем в Управление Государственным Имуществом, а с начала 60-х годов в Городское Общественное управление, которое в 1888 г. устроило для нее новое помещение, сохранившееся до сего дня и перешедшее под охрану вместе с памятником в 1918 г.

В Народный Комиссариат Просвещения, в лице его органа – Музейного Отдела, который в 1925 г. произвел починку кровли здания, завел сторожа и после долгого перерыва снова открыл для обозрения этот редкий памятник судоходства.

Здание, где хранилась галера. Фото  из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

II

Войдя в помещение, скудно освещенное верхними, боковыми окнами, - невольно поражаешься силуэтом судна. К сожалению, теснота помещения не позволяет производить осмотр издали всего памятника в целом, а только отдельными частями. Галера имеет в длину 39 метров, в ширину в различных местах: 5 м 75 см, 7 м 25 см и 7 м 65 см. Высота от килевой линии у кормы 7 м, у носа (основания) 75 см и в середине 1 м 90 см.

Конструкция нижней части судна такова ж, как и в нынешних баржах: киль в центре, а от него расходятся слои скрепленных деревянных полос (значительной толщины). Весь кузов нижней части двойной. Все носит следы грубой, но крепкой обработки; скрепления металлическими шпилями и болтами. Крепость работы показательна, ибо до сих пор, за свое, почти 150-летнее существование, галера мало рассохлась и дала незначительное число трещин, будучи не смолена и не пропитана паклей (но сохранила прежнюю темную окраску). Недалеко от воды, но ближе к палубной части расположены оконные отверстия из кормовой части подпалубного помещения. Палуба крыта настилом из толстых половых досок, с частичной перекидкой стропил из тесанных бревен; аналогичными бревнами обложены и борта. На этом твердом основании – главнейшей части судна – возведены надпалубные сооружения на корме и носу. На корме покои и приемные апартаменты Екатерины Второй занимают часть от кормовой линии и почти до середины судна (длина 15 м, ширина 5 м 30 см и ближе к середине судна 6 м).

Галера «Тверь». Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

О внутреннем расположении этих помещений указывают сохранившиеся до сих пор легкие деревянные перегородки, благодаря которым можно смело заключить о девяти отдельных помещениях и десятом при спуске в трюм.

Часть эта очень светлая, рассчитанная на известную пышность и комфорт, сооружена из легкого леса, столярной работы, с большим числом (34) спускных в пазы рам, четырьмя дверями: по одной – с каждой боковой (правой и левой) стороны для входа на боковые, небольшие крылья, типа балконов с перилами, и двумя дверями, симметрично расположенными, для выхода на середину судна и для следования к носу.

Обработка стен описываемой части филенчатая, промежутки (упоры) между окнами обработаны в виде пилястров с капителями сложного (смешанного) типа, резанными из дерева и ныне окрашенными в белый цвет, при общей окраске всего корпуса в темно-зеленый (думаю, что этот слой окраски не первичный). Нижние части простенков между окнами имеют на зеленом фоне написанную грубо белилами арматуру барочного типа.

Верх этой части имеет деревянное покрытие, не в один ряд досок, ибо до сих пор он не расщелялся. Наверху сохранились металлические приспособления для флага и навески фонаря.

Галера «Тверь». Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

В трюме, куда спускаемся по лестнице, мы попадаем в отдельные каюты, которые странно называть этим именем, ибо они скорее напоминают «чуланы» захудалой деревянной постройки. Вся обработка этой части вызывает сильное сомнение в ее подлинности. Здесь можно насчитать до 9 отдельных помещений, которые вряд ли все же предназначались для пользования; свету в них – столько, сколько могло попасть в указанные выше 8 отверстий (со ставнями на случай бури).

Кроме парадных покоев Екатерины, «где она свободно обедает с двенадцатью собеседниками», как писал Ассебург, на носовой части галеры имеются два симметрично расположенных по сторонам четырехугольных помещения, с дверью и окном каждое. Судя по сохранившимся приспособлениям, можно считать первое сооружение уборной, а левое – кухней. На плоских покрытиях их имеются вырезанные места, по-видимому, для пушек, с приспособленными для привязи их кольцами, но это наличие орудий было больше декоративного значения, рассчитанного на очень малый заряд, ибо легкость сооружения не может допустить иного толкования.

На передней части носа возвышается малая арка, которая могла служить и декоративным завершением, и играть роль упора при спуске якорей, для каковой цели существовали впереди два бревенчатых относа с роликами. Носовая часть увенчивается длинным, красивым носом (длина 4 м, толщина в начале – 70 см, и на конце – 25 см), состоящая из двух волнисто-вырезанных планок, переложенных плоскими досками. Ажурность и длина носа являются лучшим украшением галеры.

Галера «Тверь». Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

За носовыми сооружениями и кормовыми покоями идет продольный, повышенный проход, соединяющий обе части судна; от этого прохода к бортам идут, несколько наискось, балки (конструктивно необходимые), перемежающиеся с досками – скамьями для гребцов; ниже этих сооружений находится пол. На этих балках и скамьях (расположенных параллельно) числом 11 (с каждой стороны)сидели гребцы; приспособлений для крепления весел не сохранилось. Под этой носовой, палубной частью, куда можно спуститься по трем люкам в полу, находились помещения для команды, где, по-видимому для старших были каюты и койки, рядовые же гребцы спали прямо на полу. Это помещение не имеет окон, а высота колеблется от 1 м 30 см до 1 м 35 см (следовательно ходить можно было только нагнувшись). В этом, видимо, и был проведен неумолимый классовый принцип. Здесь можно насчитать до 9 отдельных помещений, из которых два, ближе к кормовой части, выделены перегородкой.

Вот краткое обозрение галеры «Тверь», памятника судоходства, который должен поразить нас своей простотой в основной конструкции и крепостью, несмотря на свое 150-летнее существование.

По примитивности сооружения и как сравнительный пример для уяснения роста и прогресса строительной судоходной техники – наша галера может служить наглядной иллюстрацией на уроках в школе, а ряд описанных нами деталей даст материалы обществоведу.

Музейный отдел ТАССР, открывая для обозрения посетителей галеру «Тверь», и имел ввиду школьную молодежь.


III

Изучающему искусство и в частности исследователю деревянной резьбы здесь есть небезынтересный материал, которого мы сознательно не коснулись при описании конструкции галеры и ее оборудования. Декоративная обработка приковывает наше внимание. К сожалению, эта сторона как-то мало интересовала раньше. Скудные печатные материалы почти совершенно не касаются этой стороны, останавливая все внимание на личности Екатерины, помещениях (допуская подчас неверные догадки) и проч. Этим и объясняется, что до сих пор не были опубликованы детали резьбы, а многое из них уже погибло и не столько от времени, сколько от рук человека. На нашей памяти еще многое можно было на местах и почти все было цело в 90-х годах, судя по фотографии Бебина. Немногие фрагменты найдены нами и будут восстановлены на старых местах, ибо в нашем распоряжении имеется ряд фотографий и в Центральном Музее ТАССР имеется модель галеры, исполненная сравнительно в точном масштабе и давнего происхождения, где все детали на местах. Эти восстановительные работы и ряд других чисто технических исправлений внесены в план работ Отдела на предстоящий сезон 1927 года.

Обозрение декоративного убранства галеры начнем, по нашему обыкновению, с кормовой части. Посредине кормы (между двумя парами окон кормы) прикреплен резной малый герб Империи: двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, на груди щит с московским гербом (но гербы Царств и Великих княжеств и цепь ордена Андрея Первозванного отсутствуют). За орлом – свернутые знамена. Орел окрашен в черную краску; держава и короны – бронзированы; щит и знамена – белые. Нижняя правая часть орла утрачена на 1/3. Выше герба, над карнизом, в затейливом, но типично резном картуше, увенчанном короной, вензель «IEII», по сторонам которого в типе щитодержателей разные горельефные, полуобнаженные амуры с трубами, которые касаются хвостов дельфинов (морских, фантастических существ с раскрытыми пастями и дополнительными перьями плавников), заполняющих все оставшееся пространство до угла. Вся эта резная композиция снизу окаймлена карнизом, а сверху волнистым обрамлением.

Галера «Тверь». Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

Вернувшись к описанному гербу, следует отметить в этом же ярусе две угловые (с перевязями) амуров, с поднятыми симметрично один правой, а другой левой руками, в позе поддерживающих описанную декоративную часть кормы.

Следующий, третий книзу, ярус резьбы состоит из угловых (под амурами 2-го яруса) декоративных обнаженных фигур, выходящих из орнаментальных волют. Фигуры эти прекрасно вкомпанованы в изогнутую плоскость кормы. Между ними вниз головами прикреплены скульптурные фигуры дельфинов (?), с раскрытыми пастями, с пучком присосков (?). В центре этого поля резной овал, который заделан ныне, но должен быть открытым для пропуска руля, в действительности выходящим на самую крышу, где и имеется отверстие, иначе не мыслимо никакое рулевое приспособление. Основной фон (как уже указывалось) зеленый, фигуры желтые, орнаментальная живопись и арматура написан грубо белилами (полагаем, что это тоже не первоначальный рисунок). Описанный 3-й ярус отделен от следующего, ниже лежащего 4-го, профилеванным карнизом и украшен только по краям (под фигурами 3-го яруса) горельефными фигурами сирен, с переплетающимся двойным хвостом и поднятой симметрично одной рукой (обе эти фигуры имеют значительные повреждения и утраты). Этим замыкается декоративная обработка самой главной и интересной части – кормы галеры. Дальше тоже будет резьба, но не в таком строгом архитектоническом построении, как здесь.

Сюжетная резьба проходит сплошным узким фризом вдоль обеих сторон кают кормовой части, за исключением дверей, выходящих на боковые крылья. Сцены мифологического порядка развертываются без всякой зависимости, лишь проникнутые единой водной стихией.

Галера «Тверь». Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

Права сторона (от кормы)

I.Нептун, сидящий в непомерно маленькой колеснице, запряженной двухголовым чудовищем (лошадь-лев?), с хвостом (вместо задних ног), гривой и копытами. Водяная стихия (здесь и на всех композициях) дана в виде параллельных, волнистых линий. Пустое место между головами чудовища и хвостом заполнено каким-то растением с цветком.

II. Следующая композиция начинается растительностью в виде камышей и фигурой амура с крылышками, развевающимся хвостом и с рогом в руках (рог ныне утрачен).

III. Низкая растительность и мужская фигура с закрученным кольцом хвостом (левая рука и голова утрачены).

IV.Вариант растительности и амур с крылышками, красиво загнутым и подброшенным вверх хвостом, в руках опрокинутый конический сосуд, из которого льется жидкость, впереди камыши.

V.Мужская фигура с хвостом, сидящая на дельфине (голова которого утрачена).

Галера «Тверь». Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

Левая сторона (от кормы):

I.Нептун в колеснице (ноги и голова утрачены).

II.Амур, играющий в рог (голова утрачена).

III.Мужская фигура с хвостом (половина утрачена).

IV.Амур с опрокинутым сосудом (головы нет).

V.Фигура на дельфине (нет половины туловища).

Все композиции высокого рельефа. Резьба левой стороны, несмотря на симметричное расположение (или, вернее, повторение) композиции правой стороны (и наоборот), дает вариации в деталях, что указывает на иную руку мастера.

Круглая скульптура (кроме описанных) на галере была представлена большим числом (24) резных, обнаженных амуров (с перевязями), служивших подставками вместо балясин, поддерживающих бортовое ограждение (по 12 на сторону); ныне из этого количества сохранились: два передних амура у правого носового сооружения и три – у левого.

Вся резьба окрашена в желтую краску (едва ли она первичная), кроме некоторых частей на корме. Материалом для резьбы служило разное дерево: сосна, береза и липа. Сюжеты резьбы (как мы указывали) – мифологические сцены, олицетворяющие водную стихию. Развертываются они, начиная с повелителя вод – Нептуна, кончая русалками, чудовищами и дельфинами. В этих композициях много знакомых языческих переживаний прошлого, но переломленных в настроениях эпохи и навеянных французским искусством. Насколько любимы были эти символические изображения, мы можем судить и по тому, что эти сюжеты в XVIII веке изобилуют повсюду: в живописи, скульптуре, прикладном искусстве и архитектуре.

Галера «Тверь». Фото из коллекции П. Корнилова, конец 1920-х годов. Собрание Национального музея РТ

В этой резьбе любопытен национальный момент. Нет сомнения, что при постройке этих судов в Твери пользовались не выписанными, а местными резчиками, украшателями судов, но даны им были образцы западного происхождения, не столь близкие их родным орнаментальным мотивам. Опыт русского резчика, воспитанного на специфической рельефной резьбе, с ее особыми приемами и элементами, использовали на чуждом художественном материале высоко рельефной и круглой резьбы. Когда дело касалось орнаментальной резьбы, там чувствовались мастерство, полет фантазии, гибкость примитивного инструмента; но когда резчик подходил к скульптуре, там и скованность линии, и тяжелая модулировка. Овладеть общей композицией мастерам удалось, но, благодаря необычности задания, новизне, - все это носит следы грубости, а главное чуждости, непроникновенности в сущность вещей. Если можно искренне залюбоваться на резную дугу, подзор, наличник, то здесь приходится смотреть, как на какую-то экзотику. Чувствуешь, что хотя эта резьба – уникальный пример достижения резца неведомых русских мастеров, но это эпизод, не имеющий под собой твердых обоснований, свойственных техническому приему и орудиям производства резчика.

18/XII 1926 год.

Коллекция фотографий галеры «Тверь» хранилась в музее с 1930-х годов, автор которых был неизвестен. В 2017 году на пленарном заседании Международной научной конференции «Актуальные вопросы развития искусствоведения в России, странах СНГ тюркского мира», посвященной 120-летию со дня рождения П.Е. Корнилова, его внучка Наталья Корнилова передала фотографии галеры «Тверь», напечатанные на основе тех же негативов.


Продолжение следует

Начало здесь.

Подготовила Светлана Брайловская

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!