Сегодня, 5 июня, к Центральному стадиону Казани прибыли участники пробега «От океана до океана» на отреставрированных автомобилей РАФ-2203. Латвийские энтузиасты задумали проехать от Балтийского моря до Тихого океана. «Казанский репортер» Фарит Валиуллов, не понаслышке знакомый с продукцией Рижской автобусной фабрики, встретил автомобилистов и не отпустил без подарка.
Казань стала седьмым городом, где остановилась экспедиция «От океана до океана» протяженностью 12 тысяч километров. Пять отрестраврированных автомобилей РАФ-2203 пройдут по пути легендарного испытательного пробега первых серийных микроавтобусов СССР, который состоялся ровно 40 лет назад. Наверняка многие ещё помнят эти элегантные автомобили на наших улицах в роли маршруток или скорой помощи. РАФик, как тогда ласково его называли, был единственным комфортабельным микроавтобусом в стране.
Официальный старт экспедиции был дан в воскресенье, 28 мая от рижского Мотор-музея. Днем раньше экипажи автомобилей провожали в Елгаве – родине РАФов, а сам автопробег «От океана до океана» начался на песчаном пляже города Лиепая, где микроавтобус заехал задними колесами в Балтийское море, и в специальные фляжки набрали воды, совсем как в 1977-м
Вторая фляжка наполнится, когда автомобиль «Латвия» заедет передними колесами в воды Тихого океана и туда же выльют другую фляжку с балтийской водой. Цель экспедиции будет выполнена. По графику это должно произойти через сорок дней после старта. Однако дорога дальняя, машины не новые и в пути случается всякое: например в Великом Новгороде у вишневого РАФика разорвало поршень, а это, практически, капремонт двигателя. Тем не менее пока все машины в строю и до Казани участники автопробега добрались в полном составе. Эдакий музей на колесах.
В столице Татарстана музей RAF пополнился еще одним экспонатом. Автор этих строк передал участникам пробега оригинальный документ – письмо Главного конструктора А.А. Берга от 20.10.1984 года о направлении представителя завода Валиуллова Ф.М., то есть меня, на КАМАЗ для ознакомления с техдокументацией на еще проектирующуюся тогда «Окушку».
Дело в том, что тогда я работал в Конструкторско-экспериментальном отделе РАФа и был командирован в Тольятти на ВАЗ и в Набережные Челны, что бы привезти чертежи двигателя, узлов и агрегатов ВАЗ-1111. Причем делалось это на уровне промышленного шпионажа, поскольку в Риге появилась идея собирать дешевый открытый автомобильчик с пластиковыми элементами кузова на базе «Оки», а он бы оказался явным конкурентом детищу ВАЗа. Поэтому мне было задание правду нигде не говорить, а везде утверждать, что РАФ хочет сделать несколько спортивных багги для кросса. Но потом началась перестройка и этот интересный проект успешно похоронили…
Рижская автобусная фабрика тоже приказала долго жить, еще в 1998 году, а РАФики еще катаются по просторам бывшего СССР. Приехавшие в Казань латвийские микроавтобусы полностью аутентичны. Различие с оригиналом лишь в усиленных колесных дисках с широкими шинами, комфортных сидениях от более поздних моделей РАФ-2203 и в улучшенной шумоизоляции. Комфорт и улучшенная звукоизоляция, конечно же, по меркам 80-х годов.
Руководитель экспедиции Руслан Григорович из Елгавы, является совладельцем музея-мастерской Anru Motors и коллекционером ретро-автомобилей. Начальник пробега едет на зеленом автомобиле 1980 года, тщательно отреставрированном в 2015 году. Прошлым летом РАФики съездили через Мурманск в Финляндию (4400 км), а в этом уже успели скататься в Белоруссию (1800 км). Сейчас маршрут предстоит куда больше – 12 тысяч километров!
Две бежевые «Латвии» – это машины последних, 93-94 годов выпуска, внешне отличаются полувысокими крышами и облицовкой радиатора. Одна из Санкт-Петербурга и принадлежит любителю классических автомобилей Сергею Егоршеву.
Второй экипаж из Эстонии уже ожидал эту колонну в Нижнем Новгороде, вызвав немалое удивление у всей команды. Отчаянные эстонцы опровергли все байки о национальной медлительности, поскольку автомобиль к такой серьезной экспедиции начали готовить только в марте, и так спешили, что в путь отправились без теплых вещей, надев только сланцы. Горячие эстонские парни, одним словом.
Из Казани колонна микроавтобусов отправился в Набережные Челны, оттуда в Уфу, затем будут Челябинск, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Иркутск, Байкальск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск и Владивосток.
Фарит Валиуллов.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Комментарии