Мораторий на жизнь

07 июня 2017
Общество

Земля есть, предназначена она для строительства индивидуального жилья, вот только построить свой дом все не дают... В такой ситуации оказалось полсотни казанских семей. В 2015 году для жителей казанского поселка Лесная поляна ввели мораторий на строительство и перегородили въезд в сам поселок. Причиной таких действий, судя по всему, стал конфликт бывшего владельца этих земель с республиканскими властями. Нынешние обитатели площадки в этой ситуации выступили инструментом воздействия, проще говоря – заложниками. Два года владельцев участков гоняли по инстанциям, каждый раз ссылаясь на некий запрет. Суд признавал запрет незаконным, но административные органы не спешили следовать судебным решениям и оценкам. Сейчас же власти в принципе отрицают существование моратория (который значился в официальных документах) и обещают скорейшее разрешение ситуации, только, дескать, надо немного подождать.

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...

Екатерина и Тимур купили участок и начали строить дом еще до введения так называемого моратория. Им повезло оказаться в числе тех 11 собственников, кто успел получить разрешение на строительство до марта 2015 года. Остальные 64 купленных участка простаивают без разрешений. Практически все собственники «закопали» в эту землю свои городские квартиры и машины.

– Все мы покупали земельные участки с единственной целью – индивидуальное жилищное строительство для наших семей. С тем, чтобы жить в этих домах, а не для последующей продажи. Строить на принадлежащих нам участках – наше законное право, но нам не дают этого делать, – говорят владельцы земли.

По словам собственников, появление пресловутого моратория связано с одной фигурой – прежним хозяином этих земель, руководителем холдинга «Кулон», депутатом Госсовета РТ Альбертом Фахрутдиновым. Якобы республиканские власти обязали его вложить деньги в развитие инфраструктуры поселка и в строительство дорожной развязки на трассе Казань – Боровое Матюшино. Развязку стоимостью 230 миллионов рублей строит компания «Сувар». Половину этой суммы это выделил бюджет республики, остальное собирают с частных инвесторов. Фахрутдинов отказался «скидываться», и тогда власти решили запретить вблизи от строящейся развязки всякое прочее строительство, пока их требование не будет выполнено. По крайней мере именно такая картина вырисовывается при изучении документов.

В 2015 году помощник президента РТ Айрат Нурутдинов направил Рустаму Минниханову докладную записку, в которой как раз-таки попросил дать поручение мэрии Казани и администрации Лаишевского района временно запретить строительство любых объектов, увеличивающих транспортную нагрузку на трассу Казань – Боровое Матюшино. Вот тут в первый раз в этой истории и появилось слово «мораторий». В последующем, уже в ходе судебных разбирательств, выяснилось, что вслед за докладной Нурутдинова действительно появилось президентское поручение №24241-ИК.

После введения запрета жители Лесной поляны неоднократно встречались с Нурутдиновым. Каждый раз помощник президента подтверждал наличие запрета и просил людей немного подождать. Тогда он говорил, что этот самый запрет носит устный характер и распространяется в виде отдельных поручений, в порядке межведомственного взаимодействия аппарата президента РТ и исполкома Казани.

На загадочный мораторий ссылался и начальник управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Владимир Фомин, отвечая на обращения жителей Лесной поляны. В своем ответе он подтвердил, что именно из-за этого запрета с марта 2015 года не было выдано ни одного разрешения на строительство на территории поселка. Вопрос о законности приостановки строительства в Лесной поляне рассматривался в суде, и суд признал ее незаконной.

Однако на недавней встрече, которая прошла 23 мая 2017 года, Нурутдинов вдруг заявил, что никакого моратория вовсе не существует.

По словам членов инициативной группы землевладельцев, он открестился от прошлых заявлений и сообщил, что такого документа нет, а с «мораторием» местные власти просто перегнули палку в свое время. По словам присутствовавших на той встрече обитателей Лесной поляны, Нурутдинов сообщил также, что сумел «договориться с Фахрутдиновым», и теперь осталось только дождаться, когда тот выполнит свои обязательства.

Ну, так был все же мораторий или его не было? И если был, то действует ли сейчас? «Казанский репортер» обращался с этими вопросами и в исполком Казани, и в аппарат президента РТ еще в середине мая. Ответов не последовало. Так что «Казанский репортер» попробовал самостоятельно прояснить ситуацию.

ПОРЯДОК МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Пошагово восстановить цепочку событий, произошедших за минувшие два года вокруг поселка и в нем самом, вряд ли представляется возможным. Прежде всего потому, что практически все документы, которые могли бы пролить свет на эту историю, появились на свет, как уже было сказано, «в порядке межведомственного взаимодействия» и имеют статус внутренних, то есть фактически секретных. Представители государственных и муниципальных структур, причастные к теме, не горят желанием делиться известными им сведениями. Основная часть информации, раздобытой «Казанским репортером», почерпнута из общения с жителями Лесной поляны и основана на их наблюдениях, пересказанных ими диалогах с чиновниками и другими заинтересованными лицами, а то и на предположениях. Молчание чиновников в этой ситуации тоже симптоматично.

Итак, по словам членов инициативной группы, осенью 2015 года на личном приеме граждан помощник президента РТ Айрат Нурутдинов сообщил, что на строительство в Лесной поляне действительно введен мораторий. Сделано это для того, чтобы раскрутить хозяев земельных участков, находящихся вдоль автодороги Казань – Боровое Матюшино, на участие в финансировании строительства дорожной развязки (она должна быть введена к 2018 году).

Из пояснений Нурутдинова люди также узнали, что якобы существует некое правило, согласно которому комплексный застройщик территории (как правило, это крупная строительная компания, но никак не «отдельные простые граждане» вроде жителей Лесной поляны), должен внести определенный вклад в развитие застраивающейся площади.

– В нашем случае отсутствует единый, комплексный застройщик, и взять с нас нечего. Финансировать развязку мы не в силах, и поэтому нам «велено подождать». Обязанность по ее финансированию возлагают на бывшего собственника этой земли Альберта Фахрутдинова, но он платить отказывается. Помимо этого его пытаются обязать создать инфраструктуру в самом поселке, но этого он не хочет делать, мотивируя это тем, что распродал земли. Хотя в его распоряжении остаются еще 100 участков. Продал он только 75, – говорят нынешние собственники земли.

По их данным, исполкому Казани было поручено ввести запрет на выдачу разрешений на строительство. Управление архитектуры и градостроительства на запросы граждан направляет стандартный ответ: «В настоящее время генплан территории и проект подготовлены, но их согласование было приостановлено до получения дополнительной информации». Какой информации – неизвестно.

МАЛЕНЬКАЯ ДОРОЖНАЯ ВОЙНА

В августе 2015 года была перегорожена дорога, ведущая от автотрассы Казань – Боровое Матюшино к Лесной поляне. Единственная дорога! Там, где стояли знаки перекрестка, за одну ночь вырыли траншеи и установили металлические отбойники.

8 февраля 2016 года Приволжский райсуд Казани определил, что закрытие проезда нарушает права собственников земель, и обязал исполнительный комитет устранить нарушение «путем совершения действий по обеспечению проезда и прохода через муниципальные участки с кадастровыми номерами 16:24:150303:97 и 16:24:150303:73 к земельным участкам поселка Лесная поляна села Усады, города Казани». При этом в суде так и не назвали тех, кто поручил ликвидировать проезд. В материалах дела этих лиц называют неизвестными.

Исполком в ответ на это подал апелляцию в Верховный суд Татарстана, но там согласились с позицией Приволжского райсуда и оставили его решение в силе. Но горисполком все равно не выполнил предписание суда.

– Мы вынуждены были обратиться в средства массовой информации. Только после этого местные органы власти обратили внимание на то, что у нас отсутствуют иные пути проезда в наш поселок. И только осенью 2016 года для проезда к нам была проложена грунтовая дорога в объезд, через лесной массив со стороны поселка Мирный, – сообщили представители инициативной группы.

ВЕЛЕНО ЖДАТЬ

Но маленькая победа в «дорожной войне» отнюдь не стала окончанием противостояния чиновников и жителей Лесной поляны. По их словам, первый заместитель руководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов направил Нурутдинову письмо, где сообщил, что в адрес управления архитектуры и градостроительства продолжают поступать заявления от «физических лиц» на подготовку генплана земель, расположенных вдоль автодороги Казань–Боровое Матюшино, для начала индивидуального жилищного строительства.

– Для получения разрешений на строительство собственники земельных участков указанного поселка Голиков и Медарь дважды обращались в МКУ «Градостроительных разрешений ИКМО Казани» с заявлением и приложением всех необходимых документов. Однако оба раза им отвечали, что, дескать, в вашем обращении отсутствует схема планировочной организации земельного участка, – сообщили жители.

...После этого снова были судебные разбирательства (теперь уже в Вахитовском райсуде), снова исполком обязывали удовлетворить требования заявителей. И опять чиновники тянули время, обращались с апелляциями в Верховный суд РТ и получали отрицательный ответ.

– Идет явное затягивание вопроса. Мы вынуждены ходить по кругу. Мы все время надеялись, что вот-вот наши проблемы закончатся, но чуда не случилось. Нам велено ждать, пока отменят этот мораторий, – сообщают собственники участков.

И все же толика оптимизма в них осталась. Хорошо, говорят горемычные хозяева Лесной поляны, что пока «наверху» хотя бы не собираются сносить то, что уже построено на этой многострадальной земле. Те же, кому пока так и не разрешили строиться на приобретенной земле, скитаются по съемным квартирам и с горечью следят, как растут цены на стройматериалы...


Регина Гималова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!