Ту-144: последний полет

26 мая 2017
События


В КАИ сегодня завершилась спецоперация по установке самолета Ту-144 на постамент. Сверхзвуковой пассажирский лайнер занял свое место между вторым и восьмым зданиями университета. «Казанский репортер» с любопытством наблюдал за процессом и отметил контраст между высшими инженерными достижениями и элементарными просчетами.

Поднять в воздух в последний раз Ту-144! Такая эпохальная задача стояла перед оператором крана Liebherr LTM 1800. Для машины, способной поднимать 800 тонн, сделать это в общем-то несложно. Без двигателей лайнер весит в 10 раз меньше – около 82 тонн. Самое сложное тут правильно «посадить» самолет, что требует от крановщиков навыков, ничуть не меньших чем у авиаторов. Да и техника в их распоряжении непростая.

– Это уникальный кран, насколько я понимаю, единственный во всем Приволжском округе такой мощный. Нам с ним помогли очень серьезно наши коллеги из «Оргсинтеза». Для того, чтобы перевезти только сам кран, понадобилось 20 «КАМАЗов»! Мы получили кучу разрешений в городе, чтобы он мог сюда добраться, – вдохновенно рассказывает ректор КАИ Альберт Гильмутдинов.


Без «КАМАЗов» не обошлось и сегодня. Они использовались в качестве тягачей. Грузовики подтянули самолет к пьедесталу на жесткой сцепке, а затем уже за дело взялись крановщики.

Здесь, как и в авиации, «полетом» управляют два пилота – самолет закрепили в стропах и операторы кранов оторвали его от земли. Этот перелет – самый короткий и самый медленный за всю историю лайнера. Это в 70-х он преодолевал скорость звука, теперь экспериментальному самолету обеспечена почтенная старость. Пенсионер через некоторое время окажется в окружении внуков.



Свою дорогу к пьедесталу самолет начал еще 17 апреля 2017 года. Тогда инженеры начали разбирать лайнер, 32 года простоявший за забором во дворике шестого корпуса КАИ. Тут-то и возникли первые проблемы. Демонтаж происходил буквально вслепую, рассказывают авиаторы. Документов от уникальной машины не сохранилось, и потребовалось 7 месяцев, чтобы снять двигатели, крылья, нос и хвост. Отдельная эпопея была с транспортировкой лайнера в кампус КАИ на Четаева. А вот сборка заняла всего три недели. Торопились к юбилею вуза и успели. Хотя на каждом этапе этого масштабного проекта не обходилось без проблем, порой довольно странных: то во время транспортировки колесо погрузчика проваливается в яму, то длинный фюзеляж просто не вписывается в поворот к кампусу.

Вот и сегодня с установкой пришлось помучиться. Дело в том, что строители, которые соорудили постамент, довольно серьезно ошиблись с расстоянием между креплениями для шасси. То, что передняя стойка колес явно не попадет в крепление, стало очевидно еще до того, как Ту-144 подняли. С местом крепления ошиблись сантиметров на 25. Возможности как-то подрегулировать опору не было – ее намертво забетонировали. В итоге на выручку пришли лом, болгарка и смекалка.



С задними креплениями тоже оказалось не все в порядке – они были сделаны явно не под шасси Ту-144 и тоже забетонированы. Не известно, что мешало сделать регулируемые салазки под креплениями или хотя бы точнее рассчитать межосевое расстояние, но эти очевидные вопросы, вероятно, решили вынести за рамки торжественной церемонии. Все силы были брошены на то, чтобы установить самолет на постамент.

И пока студенты махали синими флагами и держали воздушные шарики, рабочие и инженеры колдовали возле шасси. С большим трудом, но самолет все-таки удалось поставить. Торжественная музыка, в воздух взлетают шары, причастные фотографируются на фоне самолета… Первый этап масштабного проекта завершен. Вся спецоперация уместилась в минутном видео.


Эпопея с самолетом не заканчивается. Следующий этап – покраска лайнера. Какой будет новая ливрея, пока не ясно. Куратор проекта от Казанского авиазавода Валерий Никонов сказал, что она останется в точности прежней, даже надписи СССР и красный флаг непременно сохранятся, что лично у него вызывает теплые чувства.

– Конечно радует! В советские времена ведь такой самолет построили! А сейчас один-единственный завод способен такой самолет выпустить – Казанский авиационный имени Сергея Петровича Горбунова.

А вот ректор КНИТУ-КАИ допустил, что на лайнере могут появиться логотипы спонсоров предстоящих работ. Правда, вряд ли это будут компании типа Coca-cola или Pepsi.

– Мы будем отбирать те компании, которые имеют отношение к авиации, ну, или хотя бы к технике. Если мы найдем какого-то титульного спонсора на этот вид работ, то логотип этого спонсора, наверное, тоже там должен быть. Я могу сказать только одно – это будет очень красиво, – рассказал «Казанскому репортеру» Альберт Гильмутдинов.


Техническая сторона покраски тоже вызывает вопросы. Обычно самолеты красят в специальных ангарах. Тут же лайнер стоит под открытым небом, так что дождь, перепады температуры, ветер и пыль с дороги станут существенной проблемой. Инженеры говорят, что об этом уже задумывались и решили частично накрывать самолет и красить «под зонтиком». Вероятно, подрядчиком выступит ульяновская фирма «Спектр-Авиа», одна из крупнейших компаний по покраске самолетов. Сроки и стоимость этих работ пока не определены.

Зато определена дата открытия музея на борту Ту-144. Уже сегодня в кампусе появился стенд, из которого следует, что 31 декабря 2018 года откроется интерактивный музей техники внутри самолета. Приурочено это к 50-летию первого полета первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера.


В вузе оценивают стоимость создания музея примерно в 30 миллионов рублей. Источник этих средств пока не определен. Идею обсуждали с Минобрнауки России и пришли к соглашению, что если КАИ сможет перевезти и установить самолет, министерство окажет поддержку по оснащению и созданию музейного комплекса. Сейчас, правда, министр сменился, но Альберт Гильмутдинов уверен, что «Минобрнауки России в стороне не останется».

Сегодня самолет на постаменте, а накануне в Казани была Ольга Васильева, правда, обсудить проект с ней не удалось, признался ректор КАИ.

– Министр образования, к сожалению, была очень занята, но мы обязательно этот вопрос обсудим, и я уверен, что федеральное Министерство образования нас поддержит.


Несмотря на то, что министерское благословение еще не получено, ректор и его команда смело строят довольно впечатляющие планы. Если все получился, самолет будет даже двигаться.

– Мы восстановим полностью кабину пилотов и рабочее место штурманов. Если вы знаете, нос самолета опускается, на взлете и на посадке этот борт находится с опущенным носом, и выпускаются малые крылья в носовой части. И мы бы хотели, чтобы дети, сидя в кабине самолета на пилотском месте, вот эти операции выполняли и видели, как это работает. Внутри расставим интерактивные экспонаты, которые демонстрируют те или иные физико-технические эффекты.

– Еще будем экспонировать вот этот двигатель. Мы постараемся его разрезать, чтобы внутренности были видны, постараемся подвести ток, чтобы турбина крутилась, чтобы дети видели, как это работает. Это тоже будет экспонат, и таких экспонатов будет много. Например, с Роскосмосом мы договорились, что они нам подарят спускаемый космический аппарат. Живой! Вот он из космоса прилетел, а сейчас будет стоять вот здесь. Пусть дети залезают, смотрят. Вот такой музейный комплекс вокруг этого самолета мы планируем создать, – делится планами ректор. – Мы хотим показать, что быть инженером это круто! Это очень интересно. И те дети, которые здесь будут бегать, прыгать крутить-вертеть, я надеюсь, они будут вскоре студентами в наших аудиториях.


Антон Райхштат.


ФОТОРЕПОРТАЖ


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!