$ 58,12
69,76
Казань +5 °C

Сила хазрата

25 мая 2017 | События

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин сегодня, 25 мая, провел в своей резиденции в Казани деловой завтрак с представителями Общественной молодежной палаты РТ. Муфтий дал несколько наставлений и ответил на вопросы присутствующих. «Казанский репортер» рассказывает о главном, что прозвучало на сегодняшней встрече.

ИДЕОЛОГИЯ И ПАТРИОТИЗМ

Все присутствовавшие на встрече гости – члены Общественной молодежной палаты. Возможно, поэтому муфтий не скупился на оценки и эмоции, выражая свою позицию по ряду дискуссионных вопросов. Так, он заявил, что, на его взгляд, в стране сейчас нет никакой идеологии, как нет и настоящего патриотизма, а только навязанное кем бы то ни было мнение.

– Раньше пытались строить коммунизм, была какая-то идеология, пионеры. Сейчас этого практически нет. К чему мы идем? Для чего сейчас живем? Мы говорим о патриотизме... Появляется какой-нибудь Yota-phone, все бегут его покупать и показывать, какие они патриоты. Тот же Рамзан Кадыров... А потом месяц им попользуются и выкидывают. Хочется, чтобы патриотизм был настоящим, – заявил Камиль хазрат Самигуллин молодежи.

– Нет официальной государственной идеологии. Мы говорим «патриотизм», но ничего не строим и не знаем, какой будет цель, – продолжил глава ДУМ РТ. – А что человека может остановить от совершения греха, если у него нет «внутреннего полицейского» в сердце? Чтобы человек не совершил преступление, должны быть какие-то моральные правила. Человека может остановить только вера. Если не будет такого «полицейского», что станет с этим человеком? Над ним необходимо будет поставить живого полицейского. А он тоже человек. И так будет повторятся до бесконечности.

КОНФЕССИИ И НАЦИИ

Камиль Самигуллин посетовал на то, что часто и простые люди, и представители элиты путают понятия многоконфессиональности и многорелигиозности.

– Мы так часто не понимая употребляем это слово. На самом деле «конфессия» означат, что внутри одной религии есть различные направления, например, католицизм, православие. Неправильно говорить «конфессии» про мусульман и христиан. В этом случае стоит говорить «межрелигиозный лагерь».Что значит «межрелигиозный»? То есть среди нас есть представители различных религий и конфессий. В Татарстане мы живем в одном доме, но квартира у каждого своя. У кого-то в комнатах могут стоять иконы, у кого-то нет, но если свет отключат, он погаснет у всех. Если прорвется труба, то и без воды останутся все.

Так муфтий перешел к теме многонациональности. Он заявил, что представителям всех религиозных направлений и всех наций необходимо сохранять добрососедские отношения.

– Если вдруг, алла сакласын, случится беда и понадобится переливание крови, никто ведь не будет писать, что требуется мусульманская кровь или русская, марийская, чувашская кровь. В том, что мы разделены на разные нации, есть прелесть, и господь говорит о том, что разделение на нации необходимо для того, чтобы вы познавали друг друга, – сказал Камиль Самигуллин.

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

– Сегодня говорят, у нас светское государство. Да, это так. Но они под «светским» подразумевают «атеистическое». В этом ошибка. Атеизм – тоже идеология, как христианство, ислам. Человек, ее исповедующий, решил жить без ограничений, только по моральному кодексу, который он сам для себя определил, и никак иначе. Господа нет, его никто не создал, он сам по себе появился. У него есть свои критерии, идеология, и она имеет право на существование, – заявил Камиль хазрат.

По его мнению, суть светскости в нейтральном отношении. Однако перед тем, как это произнести, он спросил у слушателей, как они себя поведут, если закон в России легализует однополые браки. В ответ последовала тишина.

– В моем подъезде может жить и христианин, и атеист, и иудей, и мусульманин, кто угодно может жить в моем подъезде, они граждане нашей страны, и это светская коммуналка. То есть, мы нейтральны по отношению друг к другу. Например, Великобритания светская страна, и для сиддхов там выпустили отдельный закон: когда сиддх едет на мотоцикле, он имеет право не надевать шлем. В Индии у них есть право не стричь волосы всю жизнь и носить тюрбан. Вот мы и говорим, давайте правильно понимать термин «светское». Это значит, нейтральное и честное ко всем. Пока мой сосед не ущемляет мои права как гражданина, в чем проблема?

Вот только Камиль хазрат Самигуллин не уточнил, что в светских государствах во главу угла ставятся права человека, а не само государство. Где начинается свобода одного, заканчивается свобода другого.

ТРЕБОВАНИЯ К ЖЕНЩИНАМ

Конечно же, не осталась без внимания и тема хиджабов в образовательных учреждениях. Несколько месяцев назад министр образования РФ Ольга Васильева выступила с инициативой запретить ношение платков в школах. Этот вопрос взбудоражил мусульманскую общественность и до сих пор остается темой обсуждения.

– Платок никак не противоречит светскости. Когда этот вопрос возникал у нас, мы разговаривали с министром образования. Есть некие недопонимания и стереотипы, на которых воспитаны те люди, что принимают решения. Может быть, они противоречат совести человека, – считает Камиль хазрат Самигуллин.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, РАЗУМ

– Цивилизация сделала нас с вами бедными. Что такое бедность? Это когда ты чувствуешь нужду в чем-то. Скажем, раньше что нужно было человеку для счастья? Четыре вещи: хорошая жена, участок земли, дом и скотина. Из ста человек получить это могли только двое. Сейчас глобализация подняла наши потребности в тысячи раз. Невозможно жить без холодильника, телевизора, телефона, компьютера, ложки нужны и так далее. Наши потребности увеличились, но из ста человек до сих пор только двое могут все это получить. Остальные постоянно живут в нужде, – уверен муфтий.

Причину этой так называемой нужды глава ДУМ видит в глобализации. То есть цивилизация посредством своего развития на фоне общей глобализации сделала человечество бедным. Камиль хазрат видит в таком исходе больше минусов, нежели плюсов: потеря традиций, культуры, интереса друг к другу. Он также заявил, что, переживая эту глобализацию, мы «растворяемся и исчезаем в ней».

После этого муфтий перешел к вопросу об отношении к науке и мысли о главенстве разума.

Раньше в школе нам говорили, что кровь самая чистая среда. Сейчас говорят, что в крови множество разных болезней. Наука постоянно меняет свою точку зрения. Теперь, что такое разум? Мы вспоминаем, как в детстве читали: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо». Как понять, что такое хорошо и что такое плохо, если нет указания свыше? Например, мы говорим о телефонах. Мы взяли телефон, что с ним делать? Орехи можно колоть? Нельзя. Кидаться можно? Нельзя. В стиральной машине стирать можно? Тоже нельзя. Откуда мы это узнаем? Есть отдельная книга. Тот, кто создал ее, описывает весь процесс использования телефона. Человек – это тоже творение. Самое лучшее творение. И у него тоже есть свой творец, и он дал «инструкцию по эксплуатации» – божественное писание. Если человек будет следовать этой «инструкции», он не сломается и будет счастлив. Поэтому важно, на чем выстроен путь разума.

Муфтий поделился мнением, что для разума важно наличие определенных барьеров, а создает их непосредственно божественное писание. Нельзя сказать, что публика с восторгом восприняла слова муфтия. Скорее, последовала реакция, типичная для светского государства, о котором говорил Камиль хазрат, – нейтральность.

– Разум должен опираться именно на божественное писание. Не на личное мнение какого-нибудь Ошо или любого другого философа, а на того, кто создал тебя и знает тебя лучше, чем ты сам, – подвел муфтий итог этой темы.

ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

На фоне вышесказанного стало интересно, как муфтий Татарстана воспринимает закон об ответственности за оскорбление чувств верующих и возможно ли оскорбить лично его чувства.

– Когда оскорбляют что-то святое для тебя, это нужно защищать. Даже в Коране господь нам дает наставление «не оскорбляйте те божества или идолов, к которым они взывают, помимо аллаха, потому что они смогут в ответ начать проклинать господа, не имея на это знаний». В то время, при пророке жили язычники, которые создавали до 300-600 идолов. Люди не понимали, почему язычники не молятся господу. Они ненавидели этих идолов, не любили их, не любили те дела и те жертвы, которые люди приносят ради этих истуканов, которые даже себя не могут защитить. Господь запрещает ругать этих идолов, потому что те начнут ругать господа не имея на то знаний, – пояснил Камиль хазрат.

Позже он добавил, что в его понимании, нельзя оскорблять чувства верующих и вообще нельзя оскорблять никого из людей. Муфтий считает, что религия нужна для того, чтобы помогать людям жить, а не только умирать. От верующего человека же, по его словам, должны исходить свет и польза. Как от Виталия Милонова, наверное.

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ЛАГЕРЬ

Этим летом в Татарстане может появится первый в России межрелигиозный лагерь. Как сообщил татарстанский муфтий, первоначальные переговоры уже прошли.

– Мы с владыкой Феофаном об этом уже говорим. Думаю, в этом году уже сможем провести. Как мы живем здесь в мире и дружбе, так и лагерь пройдет в мире и дружбе. Если мы это не сделаем, кто еще сделает?

ЭТИКЕТ СВЯЗИ

Особое внимание Камиль хазрат Самигуллин уделил вопросам так называемого этикета связи. Речь идет об использовании мобильных телефонов.

– Нужно задуматься о правилах поведения с телефонами. Должна быть какая-то телефонная культура. Если раньше нужно было звонить, сейчас есть различные мессенджеры, человек пишет напрямую. Когда можно звонить или писать – это этикет, и о нем почему-то никто не говорит, – посетовал муфтий

Он рассказал гостям, что ввел для себя правило: никогда не отвечать на звонки с незнакомых номеров.

– У меня записаны тысячи контактов, если звонит неизвестный, значит мне это точно не надо. Другое дело, когда он пишет по своему вопросу и представляется, а ты перезваниваешь. Но если на каждый телефон начнешь отвечать, станешь сотрудником колл-центра и работать нормально не сможешь, – считает муфтий.

ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ

Прежде всего муфтий уточнил, что исламский банкинг подразумевает следование исламским требованиям, но это не значит, что такая модель может работать только у мусульман. Камиль хазрат уверен в действенности модели и не выражает сомнений в том, что она будет распространяться и развиваться.

– То, что касается незаконного роста процентов, уничтожает наше государство. Здесь проблема в чем? Когда я даю вам десять рублей в долг, вы мне должны будете вернуть 12 рублей. Эти два рубля ничем не подкреплены, под ними нет никакого товара. Они ничего не производят, и это по сути паразитизм. А в государственном масштабе это миллиарды и миллиарды рублей, которые нужно будет срезать, потому что они незаконны. Пока мы позволяем этот незаконный вброс, мы подрываем экономику. Что же касается исламских финансов, здесь больше партнерства. Скажем, вы банк. Я пришел к вам со своим проектом, например, хочу построить садик. Мне для этого нужна определенная сумма. Банк здесь выступает не в классическом понимании этого слова, а как некий партнер. Они изучают меня, мой бизнес, мое окружение, потом говорят, хорошо, мы вкладываемся в твое дело.

По словам муфтия, отличительная черта исламского банкинга в том, что если бизнес его клиента прогорит, организация не будет требовать с него погашения задолженности и процентов.

– Все риски они разделяют с нами. Мы работаем вместе, проекты прибыльные, таких проектов много, и банк растет. И он заинтересован, чтобы я выиграл, и я заинтересован в работе, потому что мы партнеры. Мы друзья. Просто это не один человек, а организация. Человек понимает, что здесь нет никаких скрытых цифр, условий мелким шрифтом. Это нормальные, здоровые человеческие отношения, которые веками были у людей.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ТЕЛЕФОНИЯ МУФТИЯТА

В ближайшие дни Духовное управление мусульман РТ планирует подписать договор с Таттелекомом на создание отдельного кабельного телеканала. Он будет в пакете «Летай», но о цене и дате запуска пока ничего не известно.

– Сейчас мы прорабатываем контент, очень активно снимаем передачи. Их производит муфтият. Надеемся, в тестовом режиме вот-вот запустим, – сообщил Камиль хазрат, – Помимо этого у нас есть много других проектов, например, сделать свой мусульманский тариф. Мы пока думаем, как это организовать. Можно будет, например, получить какой-то хадис дня, наставление.. Будет опция «Разбуди меня на намаз». Человек подключает ее, с утра будет звонить телефон пока ты не возьмешь трубку и не прослушаешь все сообщение. Там красивый голос скажет, просыпайся, надо читать намаз. Но все пока в процессе разработки, может, еще что-то придумаем.

ИТОГИ

В завершении встречи муфтий и молодежные лидеры сошлись во мнении о необходимости создать мусульманскую организацию в составе Общественной молодежной палаты Госсовета РТ и договорились о совместной деятельности в данном направлении. Камиль хазрат пригласил всех на V республиканский ифтар.

Фотографии: IslamReview.ru, dumrt.ru
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...