KazanSummit 2017: Правда как оружие борьбы с терроризмом

18 мая 2017
События


Уже девятый по счету Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit» стартовал 18 мая в столице Татарстана. Свыше полутора тысяч участников из полсотни стран мира собрались для обсуждения вопросов экономического взаимодействия России с мусульманскими странами. Темой первой конференции саммита стала профилактика экстремизма в соцсетях. В ней приняли участие религиозные деятели, ученные, востоковеды, журналисты. «Казанский репортер» следил за ее ходом и принимаемыми решениями.

Более пятисот человек 18 мая собрались в одном из залов ГТРК «Корстон», чтобы прийти к консенсусу в вопросе о методах работы государства и журналистского сообщества в частности по проблемам радикального ислама. Религиозные деятели России и стран СНГ, востоковеды, ученные и журналисты пытались ответить на вопросы, почему террористам удается побеждать в информационной войне, как защитить медиапространство от действий экстремистов и как выстроить единый информационный фон противодействия терроризму.

Первым свое видение проблемы обрисовал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

СМИ не просто освещают события, они формируют общественное мнение. Это медийный инструмент, который, однако может быть использован для публикации материалов экстремистской направленности, – считает муфтий. – В социальных сетях сейчас особенно активно распространяются экстремистские идеи. Поэтому молодые мусульмане получают неверное представление об исламе. Еще Всевышний говорил, что каждый хаба – каждую информацию, прежде чем обнародовать, нужно перепроверить. «Будьте в числе правдивых, станьте праведниками», – говорил Всевышний. В связи с этим мусульманская умма не только России, но и мира должна воспитывать профессиональных журналистов, блогеров, PR-специалистов. Вы должны создавать профессиональные СМИ для того, чтобы формировать качественный, проверенный контент в социальных сетях, а также давать собственную оценку, учитывающую взгляд и чаяния мусульман о происходящих в мире событиях.


Выступающие порой отождествляли понятия СМИ и социальные сети. Однако же во всех выступлениях подчеркивалось, что работа по отделению образа ислама от терроризма должна проводиться на всех информационных площадках. Спикеры отмечали, что большую тревогу вызывает то, что террористы повсеместно вербуют молодежь, из которой формируются так называемые «спящие ячейки» смертников по всему миру. По последним данным, в составе различных террористических группировок воюют уже около четырех тысяч россиян. Выступающие назвали насаждение религиозной нетерпимости одной из главных опасностей для многоконфессиональных государств, каким является и Россия.

Я еще до сирийских событий беседовал с одним парнем, которому удалось вырваться из экстремистских рядов. Он был на Северном Кавказе в вооруженном подполье. Не совершив особых преступлений, он с помощью своих родственников и друзей выбрался оттуда. На тот момент парню было лет 19-20, студент московского вуза, спортсмен. Тем не менее он враз решил бросить столицу и уехал, – рассказал журналист газеты «Коммерсантъ» Муса Мурадов. Мне было интересно, что его побудило это сделать, почему. Мы с ним беседовали часа три-четыре. Я спросил у него, где он получил исходную информацию [об исламе]. Единственный источник, который он назвал, – это лекции Саида Бурятского. Был такой идеолог на Северном Кавказе, принявший ислам. Прослушав его проповеди, этот парень ушел к экстремистам. Он был назначен дублером террориста-смертника, который взорвался в 2011 году в Домодедово. На случай, если у того не получится, этот парень должен был его заменить. Дублер, как у космонавтов. Я сказал ему, что я такой же мусульманин как и он, совершаю намаз, выполняю все предписания. А парень спокойно мне заявил: «Биться пять раз в день лбом об коврик, не значит быть мусульманином». Тогда я спросил, а что в таком случае значит – быть мусульманином. Он ответил, что нужно идти по пути джихада и слушаться амиров. Если они скажут убивать мирных людей, тоже слушаться? Парень ответил, что приказы амиров не обсуждаются. Представляете, как он был зомбирован? В конце концов его все же посадили за то, что он оказался в рядах террористов.


Муса Мурадов на протяжении долгих лет работал на Кавказе и изучал тему вербовки террористов, экстремистов. По его словам, этот молодой человек – не единственный, с кем ему довелось беседовать по душам.

Есть другая история. Я разговаривал с человеком, который в поисках своего сына попал в Сирию. Он оказался среди молодых людей, которые реально шли воевать. Его сын тоже туда ушел. В отличие от известной нам Варвары Карауловой, этому мальчику удалось попасть на войну, где он и погиб. Отец мальчика рассказывал: «Когда мы перешли границу Турции и оказались на сирийской территории, мои попутчики, молодые ребята, припали к земле и начали ее целовать. Их лица светились от счастья. Никто из них даже не думал об опасности, которая ожидает их впереди». По словам моего собеседника, он пытался выяснить, чему эти молодые люди так радуются и зачем вообще собираются воевать. Никто толком не смог ответить на эти вопросы. Причем ни один из них не сомневался в правильности своего решения, – вспоминал Мурадов.

Журналист рассказал, почему, по его мнению, сирийским экстремистам удается тотальная вербовка молодежи. Ему удалось ознакомиться с некими официальными отчетами, где приводятся ответы завербованных молодых людей. Те объясняют свое желание воевать «идейными соображениями» и вдохновляющими призывами главарей группировок. Дескать, в Сирии они видят священное убежище от грязного и порочного мира. Убежище, за сохранение которого нужно бороться.


Они получали представление об исламе, джихаде только от экстремистов и больше ниоткуда. А знания и картину мира мы складываем из телевизора, газет и интернета. В связи с этим я задаюсь вопросом о том, что государство и СМИ делают для того, чтобы перебить эту пропаганду, – заявил Муса Мурадов.

По мнению собеседника, сейчас из положительного об исламе в СМИ мы видим только репортажи о праздновании Ураза-байрама в мечетях. И дня не приходит, чтобы не говорили и не писали об исламских террористах. Авторы таких материалов, по наблюдению Мурадова, как правило делают упор на религиозную принадлежность, сбрасывая все в одну кучу – оружие, бомбы, террористов, арабские книги и ислам.

– У государства есть важнейший ресурс – телевидение, информационные агентства. Эти структуры созданы для того, чтобы продвигать позитивный образ страны. А бороться с идеологией экстремистов – не такая важная задача? Это больше, чем все, что пытается делать Russia Tоday, представляя Россию как позитивную страну. Моя идея проста и банальна: должна быть выстроена мощная информационная структура, которая будет заниматься спецпропагандой в борьбе с экстремистами и террористами. Сейчас работает только репрессивная машина, которая карает попавших под влияние террористов людей, – сказал журналист.

С ним согласился присутствующий востоковед из Ирака. Он заявил, что большая часть завербованных людей и понятия не имеет, что представляет из себя джихад и за что они на самом деле сражаются. Модератор конференции востоковед Анна Беликова в ответ на это с сожалением подчеркнула, что сегодня работа религиозных лидеров в интернете по сравнению с агитацией террористов отстает в разы.

Чтобы журналистам работать квалифицированно и грамотно, нужна помощь специалистов, которые в этом разбираются. Но в социальных сетях никто, кроме грамотного богослова, не сможет рассказать человеку о боге, как это сейчас делают террористы. Эти люди обладают потрясающими возможностями, и нужно это учитывать. Нельзя говорить только о том, что это оголтелые дикари, которые не обладают современными технологиями. Они работают через все возможные средства связи. Поэтому наш уровень работы в соцсетях, интернете в разы отстает, – заявила Анна Беликова.

С позицией и Мурадова, и Беликовой согласились остальные спикеры. Гость конференции из Санкт-Петербурга Дамир Володин в ответ на все сказанное предложил власти просто рассказать правду, невзирая на любые последствия.

Вы говорите, что государство недостаточно ресурсов тратит на контр-пропаганду. Если посмотреть федеральные каналы, там сплошная пропаганда, их смотреть невозможно. Давайте не будем бояться это говорить. Это все часть одной продуманной логики. Если вы сегодня в условиях такой лжи вокруг будете пропагандировать мирный ислам, не участвующие в процессах, молодежь вас не услышит, – заявил участник встречи.
– Мирного, не мирного – нет. Ислам – он один. Просто молодые люди должны получать представление о религии не от Бурятского, о котором я говорил ранее, а из первоисточников. Поэтому журналисты должны говорить словами грамотных богословов. Я это имел в виду, – ответил ему Муса Мурадов.
– Сегодняшнюю молодежь очень трудно обмануть, она чувствует правду сердцем. Поэтому есть очень простой прием: надо всем начать говорить правду и перестать ее бояться, – резюмировал Дамир Володин.

Представительница издательства «Иман» Рузана Хуснутдинова и вовсе предложила создать отдельные движения в социальных сетях, популяризирующие идеи истинного ислама, и отдельные социальные сети про ислам.

Не согласился с мнением большинства директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. По его версии, работа ведется активно, но дело в том, что не все ее замечают.

Я серьезно работаю в Антитеррористическом форуме, созданном 29 государствами, в том числе Россией. Я выступал на заседании контртеррористического комитета Совбеза ООН <...> Вы говорите, что ничего не делается, не ведется работы. Каждому свойственно знать свой кусочек и не видеть общую картину. Попрошу здесь очень сдержанно оценивать эти вещи. Например, две недели назад я был в Сирии и видел, как работает Российский центр примирения враждующих сторон, – заявил Максим Григорьев.

По итогам конференции, ее участники приняли резолюцию, адресованную журналистам.

«Нужно помнить, что попытки объяснить исламом теракты на самом деле являются манипулированием его понятиями и нормами, намеренным искажением его истинных основ. С учетом вышесказанного следует внимательно относиться к терминологии, с осторожностью употреблять исламские понятия («шахид», «джихад», «моджахед» и т.д.) <...> Настоящий Документ призывает представителей СМИ более открыто и объективно освещать исламскую жизнь в России и других странах, уделять больше внимание межконфессиональным отношениям, миру, добрососедству», – говорится в резолюции.

Кажется, в ней забыли указать, как должна вести себя власть...

Помимо темы экстремизма и терроризма, в рамках саммита планируется обсудить вопросы внедрения механизмов и инструментов исламских финансов и банкинга. Будут отмечены преимущества исламской банковской системы, с учетом нормативно-правовой базы стран Организации исламского сотрудничества и возможные сложности при их практическом применении. Отдельно участники затронут темы популяции белого барса и развития сокольничества. А вот произошедшее с крупнейшим в России центром партнерского банкинга, созданного на базе Татфондбанка незадолго до его краха, и восстановление доверия клиентов к исламским финансам в программе мероприятий не значатся.

Стоит сказать, чтол в 2017 году среди участников саммита есть послы и министры стран исламского мира, представители российских и иностранных финансовых институтов, депутаты парламентов, инвесторы и бизнесмены, медийные личности и более 200 представителей СМИ.


Регина Гималова.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!