$ 59,54
67,68
Казань +15°C

Большой футбол и малый бизнес: предстартовые кошмары

16 мая 2017 | События

В казанской резиденции креативных индустрий «Штаб» прошло расширенное заседание президентского совета по предпринимательству с участием представителей контролирующих ведомств. Они рассказали бизнесменам о волне проверок в преддверии Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу, о дополнительных требованиях к технике безопасности и определили первоначальный регламент связи ведомств с предпринимателями. Поводом для проведения этого заседания стало письмо бизнес-сообщества уполномоченному по правам предпринимателей в РТ Тимуру Нагуманову. А написать своему омбудсмену, говорят бизнесмены, им пришлось потому, что всевозможные проверяющие снова принялись кошмарить предпринимателей. «Казанский репортер» присутствовал на заседании и выделил основные тезисы совещания.

Бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов выступал на встрече в качестве модератора. Он представлял спикеров, резюмировал каждый этап дискуссии и вообще задавал ей направление.

Первым микрофон получил зампрокурора РТ Марат Долгов. Начал он с организационных аспектов подготовки и проведения всемирных футбольных соревнований.

По его словам, подготовка к проведению Кубка конфедераций и ЧМ по футболу проходит примерно по той же схеме, по какой готовились Универсиада и чемпионат мира по водным видам спорта (с рядом отличий, которые были заданы федеральными нормативами). Координирующий центр по обеспечению безопасности мероприятий – республиканский межведомственный оперативный штаб. Его возглавляет руководитель Управления Федеральной службы безопасности по РТ. Собирается штаб ежемесячно. В его состав входят руководители основных силовых и контролирующих органов. В соответствии с решениями этого штаба определяются направления проверок и их периодичность. В частности, на прокуратуру возложены четыре основные задачи: надзор за соблюдением федерального законодательства на объектах транспортной инфраструктуры, организация обследований объектов гостиничного сервиса, надзор за исполнением требований федерального законодательства на спортивных сооружениях и собственно координация деятельности отдельных структур.

Марат Долгов.

У прокуратуры нет задачи что-то намеренно закрыть. Мы следим лишь за соблюдением мер безопасности и законодательства. У нас было две основных волны проверок, обе проходили по графикам. Первая была в прошлом году, а вторая в этом, и закончилась в апреле. Всего был проверен 81 объект гостиничной инфраструктуры. Отмечено, что количество и характер выявленных нарушений [от раза к разу] радикально меняются в сторону улучшения, соблюдения требований действующего законодательства. Сейчас, в преддверии Кубка конфедераций, мы новых проверок не планируем. Под контролем остаются только те объекты, где ранее были выявлены нарушения. К остальным больше не придут, – заявил Долгов,

Тем не менее зампрокурора республики добавил, что еще есть объекты, так сказать, повышенного внимания – это те, в отношении которых имеются специальные поручения генпрокурора, Правительства и президента РФ.

Мы здесь действуем не сами по себе, не автономно. Мы действуем в рамках той подготовительной работы, которая в целом осуществляется по России в ходе подготовки к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу, – заявил Долгов.


Относительно плана проведения дальнейших проверок он предложил впредь решать эти вопросы открыто с бизнес-сообществом для определения наиболее оптимальных для обеих сторон сроков. Решаться эти вопросы будут через аппарат Тимура Нагуманова.

Следующим спикером стала врио руководителя Роспотребнадзора по РТ Марина Трофимова. Она сказала, что первостепенными задачами ведомства являются контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и защита прав потребителей. Также в числе основных – вопросы эпидемиологической безопасности, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Трофимова назвала эти задачи имиджевыми как для республики, так и для страны в целом.

Плановые проверки проходят раз в три года. Тех, кого проверили, у кого зафиксированы минимальные нарушения, проверять мы не будем. Смысла в этом нет. Возможно проведение внеплановых проверок в гостиницах, где мы не были ни самостоятельно, ни совместно с прокуратурой, а также в тех гостиницах, где были выявлены грубые нарушения. Относительно ресторанов, мы проверяем те, которые располагаются при отелях, – пояснила она.

Марина Трофимова.

К самым распространенным нарушениям, по словам руководителя татарстанского Роспотребнадзора, относятся те, что связаны с организацией питания. Чтобы их не допустить, достаточно соблюдать простые санитарно-эпидемиологические требования: следить за сроками годности как сырых, так и приготовленных продуктов, соблюдать товарное соседство при хранении, график мытья посуды, требования к персоналу.

Отдельной темой дискуссии стал вопрос о необходимости прививок для сотрудников отелей и ресторанов. Президент Ассоциации хостелов РТ Илья Цыкунов заявил, что у него в штате есть сотрудники, которые не могут прививаться или выступают против прививок по личным или религиозным мотивам. Но Роспотребнадзор обязывает всех поголовно вести прививочную карту. Как быть? Вопрос Цыкунова поддержали практически все присутствовавшие на встрече предприниматели.

Илья Цыкунов.

На самом деле, по закону об иммунопрофилактике, отказаться от прививки можно. Но ваши сотрудники ведь работают с населением, от состояния их здоровья зависит благополучие граждан. Здесь в приоритете нормы санитарного законодательства и федерального закона о том, что каждый имеет право на благоприятную среду обитания. Если же ваш сотрудник не привит, то, возможно, он является носителем того или иного заболевания в скрытой форме. В этом случае он будет являться источником. И когда произойдет контакт с пищевым продуктом либо с питьевой водой, мы с вами можем получить вспышку заболевания, – заявила Марина Трофимова.

Что делать, если такого сотрудника некем заменить, она подсказать не смогла. Было решено взять вопрос на контроль в Роспотребнадзоре и определиться с его решением до начала соревнований.

Также предпринимателей интересовал вопрос о законности деятельности «псевдонадзорных» органов. Чаще всего это некоммерческие общественные организации. Они под видом уполномоченных органов проводят проверки в магазинах, ресторанах и отелях, отыскивают мелкое нарушение и предлагают руководителям «исправить» его за определенную сумму.


В такой ситуации многие люди соглашаются с приобретением специальных вещей, которые в принципе не нужны. Например, купите у нас правильный уголок потребителя, тогда мы вас вычеркнем из списка проверок. Как с этим бороться? Мы обращались с собранными данными в прокуратуру, но она пока не завершила это расследование. Хотя всю информацию с адресами, номерами телефонов и именами сотрудников таких организаций мы передавали, – сообщил Илья Цыкунов.

Марина Трофимова заявила в ответ, что график и правила проведения проверок есть в контрольно-надзорных органах. Кроме того, узнать, действительно ли вас проверяет Роспотребнадзор, можно по телефону горячей линии 236-94-11.

Если к вам пришли с проверкой и назвались представителями контрольно-надзорного органа, на руках у проверяющего должно быть разрешение за подписью заместителя руководителя управления Роспотребнадзора. В документе четко должны быть прописаны номер, дата, лица, уполномоченные на проведение проверки, и ее сроки. Конечно же, наряду с распоряжением должностное лицо обязано предъявить свое служебное удостоверение. Кроме того, общественные некоммерческие организации, контролирующие соблюдение прав потребителей, в отличие от уполномоченных органов, не могут проходить в служебные помещения. Если это, к примеру, магазин, такой проверяющий может находится только в зале, фиксировать нарушения, если они есть, и все.

– У нас были такие случаи, вынесены наказания, вступившие в законную силу. Я не помню, правовую квалификацию, к сожалению. То ли вымогательство, то ли мошенничество. Безусловно, по всем случаям нужно немедленно обращаться в полицию, – дополнил Марат Долгов. – У нас имеются эпизоды и с признаками уголовных преступлений: подделка печатей, бланков, государственной символики. Здесь нужно реагировать на каждый случай.

Тимур Нагуманов же напомнил, что у совета по предпринимательству как у института защиты бизнеса есть право участвовать в проверках.

Тимур Нагуманов.

Мы это делаем по вашему обращению. Если к вам пришел проверяющий, а у вас есть какие-то сомнения, вы вправе пригласить нас на проверку. Со своей стороны, мы постараемся максимально оперативно принять участие, особенно на территории Казани, – сказал он. – У нас на бизнес сейчас столько контролеров! Присутствующие здесь – только вершина айсберга. В обратную сторону контроля нет никакого.

Заместитель начальника Главного управления МЧС России по РТ Сергей Сергеев в свою очередь назвал сферы бизнеса, которым предстоит в течение ближайшего месяца столкнуться с проверками. Здесь гостиницы, многоквартирные дома, транспорт. Представитель ведомства отдельно подчеркнул, что рестораторам можно не беспокоиться, у них проверки без специального распоряжения проводиться уже не будут.

Сергей Сергеев (посередине)

Иван Кузнецов, замруководителя исполкома Казани порекомендовал предпринимателям обратить внимание на состояние фасадов зданий, входных групп, вывесок, освещения в ночное время, наличие информационных табличек на двух языках. В этом плане проверки и обходы будут продолжаться и до начала игр FIFA, и во время, и после.

– Хочу обратить внимание на гостиницу Хилтон. Там будет размещаться сборная России. По поводу питания – может быть, хоть это им поможет. Не знаю, как еще помочь, – сказал Кузнецов.
Лучше шампанское убрать, – ответили ему из зала.
Видите, сразу нашлись креативные люди. Без шампанского сборную Мексики обыграют. Мы все вместе хотим встретить гостей достойно. А если серьезно, каких-то отдельных спецопераций не планируется, ужас на предпринимателей никто нагонять не собирается. Большая просьба. Мы вместе с вами эту дорогу уже проходили и в очередной раз встречаем гостей со всего мира. Давайте сделаем это достойно, – резюмировал замруководитель исполкома.

Следующим слово взял заместитель начальника управления по вопросам миграции МВД по РТ Рустем Аманов. Пожалуй, к нему у предпринимателей было больше всего вопросов.

В первую очередь Аманов предупредил о том, что многие полномочия, которые ранее возлагались на федеральную миграционную структуру, сейчас перешли в ведение сотрудников полиции, в том числе участковых. Также он напомнил о майском указе президента РФ Владимира Путина. Исходя из него, если в период проведения Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу граждане прибывают в города, где проводятся соревнования, больше, чем на три дня, необходимо пройти обязательную процедуру регистрации для временного проживания. В случае с гостиничным сектором этим занимаются непосредственно администраторы мест размещения. Все бы ничего, да вот только их обязывают оформлять списки постояльцев тремя разными способами, три раза в день и для трех ведомств.

После того, как гость заезжает, мы в течение суток должны передать информацию о нем. Неважно, какое у него гражданство, – сообщила президент Ассоциации отелей Казани и РТ и генеральный менеджер отеля «Релита» Гульнара Сафина. Гражданин предъявляет паспорт, мы заносим данные в нашу гостиничную систему и в систему «Континент-сервис», которая передает данные в миграционную службу. Если это иностранец, то мы делаем копию паспорта, визы и миграционной карты. Передать эту информацию мы обязаны в течение суток. Сейчас же от нас требуют дополнительно предоставлять списки в письменном виде с паспортными данными по электронной почте в районные отделы полиции. Дополнительно эти списки каждый день утром и вечером будут забирать сотрудники ФСБ. Трижды в день нас обязывают сдавать одну и ту же информацию в разном виде в разные структуры. Мы и так отдаем эту информацию в миграционную службу через «Континент-сервис». Почему они не могут оттуда ее взять?

Члены ассоциации считают метод передачи личных данных как минимум незаконным. Исполняющий директор организации Анаставия Иванова заявила, что такая практика напрямую нарушает закон о защите персональных данных.

– Здесь имеет место элементарная несогласованность, – заявил в ответ Марат Долгов, – Думаю, с этой проблемой можно обратиться к [главе МВД по РТ Артему] Хохорину.

Тимур Нагуманов предложил Долгову проработать совместное обращение. По словам омбудсмена, предпринимателям необходимо передать название почтового ящика, куда отправляются письма, имена сотруников правоохранительных органов и данные системы «Континент-сервис», после чего начнется работа над составлением и отправкой письма.

Также предприниматели пожаловались контролирующим органам на работу управления по вопросам миграции в выходные дни. Чаще всего туристы из других городов России прибывают в Казань на выходные. К примеру, приезжают в пятницу ночью и уезжают в воскресенье вечером. Отель же подает данные о них в миграционную службу в день заезда, но они рассматриваются только в понедельник. Впоследствии нередко выясняется, что у гостя не хватает определенного документа, печати или подписи, а ведомство сообщает об этом после его отбытия и выписывает отелю штраф. В ходе дискуссии было решено организовать бесперебойную работу УВМ в выходные дни, а также отправить соответствующие заявления на проверки в прокуратуру.

– Недавно произошло несколько случаев прихода сотрудников миграционной службы в 6.00-6.30 утра. Они брали журналы проживающих и поднимали всех гостей, чтобы сверить данные. Заходили в номера, всех поднимали, проверяли. Как с этим быть? спросил Илья Цыкунов.


Марат Долгов в ответ посоветовал ему обращаться сразу же с жалобой в прокуратуру, но Нагуманов поинтересовался, ответит ли кто-нибудь на телефонный звонок в надзорном ведомстве в 6.30.

Вы возьмите конкретную ситуацию и нам напишите. Мы тщательнейшим образом все проверим. Виновные будут наказаны, – заявил зампрокурора РТ.
А как убрать отзывы из интернета? Репутация и наша, и города получается испорчена. Ведь турист прежде, чем бронировать отель, изучает отзывы, представляя, что его может ждать, – ответили ему предприниматели.

Нагуманов опять-таки посоветовал решать эти вопросы через совет, предоставляя факты произошедшего. Для справки, такие ответы омбудсмен выдавал в конце практически каждой дискуссии. В итоге: совет по предпринимательству все решит, всем поможет. Но бизнесмены в целом остались довольны встречей.

– Мероприятие получилось стимулирующем итогом того, что провели с нами госорганы.
А ты говорила, что ничего интересного. А оно вон как!
Будем надеяться, все разрешиться. Если они, конечно, работы не боятся...


Регина Гималова.

Фотографии: Михаил Захаров
Все новости
Loading...