​Встретили по одежке, отказали по уму

12 мая 2017
События

Верховный суд РТ 12 мая оставил без изменений решение Советского райсуда о мере пресечения для экс-лидера фракции «Единой России» в Казгордуме Надыра Хайруллина. Обвиняемый в посредничестве при передаче взятки в 24 млн рублей депутат пробудет в СИЗО до 10 июня. «Казанский репортер» присутствовал на судебном заседании.

Рассмотрение апелляции началось около 12 часов дня. Обвиняемого представляли два адвоката: Елена Устратова и Адель Фатхуллин. Сам Надыр Хайруллин, обвиняемый по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере), участвовал в заседании по видеоконференцсвязи. Первое, что бросилось в глаза присутствующим, это то, что обвиняемый одет в футболку с надписью «Я за Путина».

Сторону обвинения представляла прокурор апелляционного отдела надзорного ведомства Алсу Юзеева.

Постановление об аресте Хайруллина вынес Советский райсуд Казани 28 апреля, через два дня после его задержания сотрудниками Следственного управления СКР по РТ. С первых минут Елена Устратова попросила приобщить к материалам дела медсправки о состоянии здоровья и характеристики ее подзащитного. Хайруллин страдает гипертонической болезнью третьей степени, что по ст. 108 УПК РФ запрещает его содержание в СИЗО. Так как возражений со стороны прокурора не было, судья присоединил документы к материалам дела.

По версии следствия, Надыр Хайрулин, до недавних пор возглавлявший фракцию «Единой России» в Казгордуме, 19 декабря 2014 года получил от предпринимателей Артура и Альберта Кабировых 24 миллиона рублей в качестве взятки для ее дальнейшей передачи должностным лицам исполкома Казани. С 2009 по 2011 год Кабировы возвели несколько таунхаусов по улице Менделеева. По разрешению на строительство, эта земля могла использоваться только под частную застройку с долевым участием. На деле же таунхаусы представляют собой многоквартирные жилые дома. Как считает обвинение, Кабировы обратились к Хайруллину для того, чтобы тот, используя личные связи, помог узаконить таунхаусы и права жильцов на выкуп квартир. Уголовное дело по факту мошенничества со стороны предпринимателей заведено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).

Хайруллин свою причастность к делам Кабировых отрицает. После того, как суд огласил данные следствия, слово дали обвиняемому. Из-за проблем со здоровьем Хайруллин зачитывал его с листа.

Общеизвестно, что сторона обвинения всегда пользуется определенными преимуществами перед обвиняемым. И не факт, что последний выдержит натиск обвинителей. Это и предварительные задержания, и арест, натиск оперативников и многие другие факторы. Советский районный суд напрочь игнорирует Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а именно статью 108, Конституцию РФ, презумпцию невиновности. Не имея доказательств для обвинения, принимает решение о содержании под стражей на полтора месяца пенсионера 64-х лет с диагнозом болезни сердца, депутата, лидера партии «Единая Россия» города Казани. В связи с несогласием с решением Советского районного суда с ноля часов 8 мая я объявил голодовку... – на этих словах связь с Хайруллиным прервалась по непонятным причинам.

После восстановления трансляции экс-депутат от партии власти заявил, что Советский райсуд на заседании в качестве решения о мере пресечения просто повторил ходатайство следствия, невзирая на попытки защиты его опровергнуть. Тут судья попросил обвиняемого говорить по существу.

Адвокаты Елена Устратова и Адель Фатхуллин.

Я живу только за счет пенсии и помощи моих родных. В декларациях 2015-2016 года, которые требуют от депутатов Казанской городской Думы указано, что мой ежегодный доход составляет 500 тысяч рублей. Для сведения скажу, что содержание арестованных в следственном изоляторе обходится в 440 тысяч рублей в год, – продолжил обвиняемый.
Хайруллин! Пожалуйста, по существу. С чем именно не согласны после решения суда? Приведите свои доводы, – перебил его судья.
Ваша честь, я считаю, предъявленное мне обвинение несостоятельным, вину свою не признаю. Прошу пересмотреть и поменять мне меру пресечения.

Далее слово передали стороне защите. Первой выступила адвокат Елена Устратова.

Для того, чтобы принять решение о заключении под стражу, судом должно быть учтено два обстоятельства. Во-первых, что побуждает следствие просить о заключении человека под стражу и применении такой суровой меры пресечения. Во-вторых, необходимость этой меры. Если говорить о первом вопросе, доказан ли факт совершения преступления, доказана ли причастность нашего доверителя к преступлению? Я полагаю, в материалах этого не содержится, – заявила представительница Хайруллина.

По ее словам, никаких следственных действий по определению степени причастности ее подзащитного не проводилось, а все постановления основаны на материалах оперативно-розыскных мероприятий. Следствие же, считает Устратова, «мечется и само не может определиться, что произошло».


– Все, что может быть расследовано по этим событиям, – только произошедшее в 2014 году и может исходить только от самих Кабировых или же от их показаний, то есть доказательства их слов, – заявила адвокат.

Других свидетелей по этому делу, считает Устратова, быть не может. По некоторым данным, следователи готовятся к задержанию бывшего начальника управления градостроительных разрешений Казани Альберта Салихова. По данным, полученным от наших источников, знакомых с ситуацией, именно Салихов был тем чиновником, для которого предназначалась взятка в 24 млн рублей.

– Немаловажное обстоятельство: кто такие Кабировы? Это те люди, которые занимались незаконным строительством таунхаусов с целью получить наживу. Когда у них это не получилось и должностные лица начали реагировать на нарушения закона, обращаться в суд, вот тогда Кабировы предприняли какие-то странные действия для защиты своих интересов. При этом получается, что дела по сносу этих таунхаусов, о которых идет речь в материалах, представленных рассмотрению суда, содержат очень интересный факт. В тот момент, когда дело находится в суде, о чем Кабиров говорит в своих показаниях, иск поддерживает прокурор... на этом речь Устратовой прервал судья.
Мы не рассматриваем вопрос о законности сноса таунхаусов, – заявил он.
Сейчас мы выступаем в прениях, меня нельзя прерывать, – заявила представительница обвиняемого.
Адвокат Устратова, когда суд обращается, пожалуйста, соблюдайте УПК.
– По-моему, в УПК и написано, что адвоката нельзя прерывать пока он выступает в прениях.
– Почитайте УПК.
– Я почитаю.

Адвокат продолжила свою речь, но по окончании достала из сумки Уголовно-процессуальный Кодекс РФ и принялась искать нужную страницу. Результаты изучения она комментировать не стала.

– Никакого отношения он [Хайруллин] к этому [преступлению] не имел, должностным лицом не являлся и никаких полномочий по принятию решения о проблеме Кабировых не использовал, – утверждает Елена Устратова. – Я полагаю, при таких обстоятельствах это не мера пресечения, а мера давления на нашего доверителя, чтобы он просто-напросто не выдержал и признался в том, чего не совершал. Никаким иным способом это постановление о заключении под стражу не обосновано.

Далее слово взял второй адвокат Хайруллина Адель Фатхуллин. Он поддержал позицию Устратовой и сообщил об ухудшении состояния здоровья их подзащитного.

С момента задержания у Хайруллина очень сильно ухудшилось здоровье. Он неоднократно обращался к медикам в изоляторе, но они не могут квалифицированно оказать медицинскую помощь, – сказал Фатхуллин. – Имеющиеся у Хайруллина заболевания входят в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, и требуют постоянного медицинского освидетельствования.

Прокурор Алсу Юзеева в свою очередь отметила, что на момент ареста экс-единоросса «данных о невозможности его содержания по медицинским показаниям в условиях следственного изолятора в материалах дела не содержалось».

Следствие считает решение суда о заключении Хайруллина под стражей законным и обоснованным. Основания для его избрания имелись. В частности, находясь на свободе, Хайруллин может скрыться от органов следствия и суда, либо воспрепятствовать производству по делу, – считает обвинение.

Во время последнего слова Хайруллин еще раз напомнил о своей голодовке, которая длится с 8 мая. Он считает, что другого способа выразить свое отношение к заключению под стражу у него нет.

Несмотря на депутатский статус арестанта, на его положение (до недавних пор) в структуре реготделения партии (после предъявления обвинения Хайруллина исключили из «ЕР»), экс-единоросса все же оставили под стражей. Адвокаты обвиняемого покинули зал заседаний в спешке.

Возможно, на решение Верховного суда повлияла демонстрация лица президента страны за решеткой (Хайруллин находился в «клетке») и надпись «Я за Путина». Особенно интересно «за» звучит в значении «вместо». При этом версия с давлением на подсудимого тоже не кажется вымыслом.


Регина Гималова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!