$ 57,57
67,93
Казань +3 °C

​Голос как улика

21 июня 2017 | Общество

Как поймать и посадить того, кто уже и так сидит в колонии? Как «на зоне» зарабатывают деньги для сообщников на воле? Как распространяется вирус мошенничества среди заключенных и какие преграды ему ставят надзиратели? Как орудия преступления оказываются за «запреткой» внутри зоны? Ну и, наконец, как заработать миллион за пару минут при помощи дешевого мобильника? Оперативники УФСИН приоткрыли завесу тайны над тем, как они борются с одним из наиболее болезненных криминальных порождений современного информатизированного общества – с телефонным мошенничеством. И презентовали при этом ноу-хау татарстанского УФСИН – только что созданную фонотеку голосов заключенных, которая уже помогла раскрыть несколько преступлений.

По своему размаху спецоперации, которые регулярно проводят оперативники УФСИН для того, чтобы взять с поличным так называемых перебросчиков, напоминают порой антитеррористические рейды. Та же многоуровневая система скрытого наблюдения, координационный центр на базе дежурной части, камеры на ограждениях колоний и даже беспилотники. Все потому, что «противная сторона» тоже весьма неплохо подготовлена. Чтобы переправить в колонию запрещенный груз, друзья и подельники заключенных идут на самые различные ухищрения, изучают режим работы охраны, используют несколько автомобилей для отвлечения внимания, делают все для того, чтобы так называемый спортсмен смог незамеченным подбежать вплотную к ограде и метнуть, как ее именуют на сленге, «гранату». Это металлический (как правило, алюминиевый) прут диной около полуметра с крепко примотанным к нему свертком.

В свертке содержится то, ради чего рискуют сразу несколько человек – как в колонии, так и на свободе. Как правило, это наркотики, реже – оружие, и все чаще – мобильный телефон. Невзрачная такая трубка устаревшей модели, с монохромным дисплеем, миниатюрная, с сим-картой, оформленной обычно на бомжа, у которого еще сохранился паспорт. Вот именно она – грошовая и бросовая вещь на свободе, – будучи переправленной в колонию, способна буквально озолотить ее обладателя и его подельников на воле.

Как? С помощью того самого «мошенства». Того самого, о котором нас без устали предупреждает МВД в своих профилактических роликах. Вот только создание профилактического ролика – дело долгое, и мошенники, пока снимались, одобрялись и производились клипы, ушли далеко вперед. Теперь они уже почти никого не поздравляют с неожиданным выигрышем в какую-то лотерею и не пристают со словами «мама, я сбил человека, срочно нужны деньги, чтобы решить вопрос». В ходу теперь гораздо более убедительные и сложные схемы.

Насколько убедительно работают «кидалы из-за колючки», демонстрирует Руслан Хазиев, начальник оперативного отдела УФСИН по РТ. Включает запись реального преступления, совершенного по телефону заключенным, и... Ребята! Я верю человеку, голос которого записан! Мастерски воспроизведены интонации уставшего от рутины банковского клерка, которому позвонил, наверное, уже сотый клиент со своей проблемой. Он внутренне от всего устал, но по инструкции обязан помочь. Он даже предупреждает о возможном мошенничестве человека, у которого через несколько минут снимет с карты все деньги. Сумму ему назовет сам же потерпевший! Как и все свои данные, поверив тому самому «уставшему клерку» на другом конце линии.

«Мне пришла смска, что карта моя заблокирована… Николай Григорьевич?…Так …да, действительно, вы являетесь клиентом нашего банка... Так, сейчас карту я вам разблокирую, протестирую. На будущее: не используйте ее в торговых центрах, уличных павильонах, терминалах, не делайте копии и скриншоты карты – это понятно? Да… Какой остаток у вас на карте мы заблокировали? 35 тысяч…»

Дальше мошенник виртуозно вытягивает у клиента личные данные и данные карты, и вся сумма со счета достается аферистам.

Раскрыть такое преступление крайне сложно. Преступник-то уже в колонии! Теперь это стало сделать проще, благодаря специальной фонотеке, которую создали в Управлении исполнения наказаний в Татарстане. В нее включают контрольные записи голосов заключенных, разговаривающих по телефону. И теперь опознать телефонного мошенника – дело техники!

– На практике мы просто даем потерпевшему послушать голос, и уже практически с первого раза он говорит, да это он, рассказывает Руслан Хазиев.

О том, как именно голоса заключенных оказываются в базе данных оперативников, главный опер УФСИН рассказать все же не может. Механизм отбора контрольной фонограммы держится в строжайшей тайне для того, чтобы потенциальные мошенники не знали, в какой именно момент их записывают и добавляют к базе данных. В противном случае вероятные преступники могут попытаться изменить манеру разговора, тембр голоса и сделать его неузнаваемым.

После создания фонотеки у сыщиков появилась дополнительная возможность для сбора доказательств вины мошенников. Да и опознание проходит теперь гораздо быстрее. Иногда удается даже вернуть похищенное до того, как преступники потратят деньги. Для некоторых потерпевших украденное – это все их сбережения. Как, например, для Людмилы и Анвара Хисматуллиных.

Пенсионеры мечтали перебраться поближе к детям, в Москву, скопили не так уж много – 500 с небольшим тысяч. Решили продать дом и присоединить вырученное к накопленному, чтобы купить с помощью детей, какое-никакое жилье в столице. Подали объявление на популярный сайт. Вскоре позвонил «покупатель». Он эмоционально рассказывал, что мечтал о таком доме, осторожно льстил пенсионерам и «очень переживал», что дом могут продать до его приезда из другого города. Предложил перевести на счет пенсионеров задаток. Даже настоял на этом, хотя старики убеждали понравившегося им «покупателя», что они готовы подождать и никому не продадут дом. Объяснил, дескать, мне так спокойнее будет. Дальше – самое главное.

Поскольку «покупатель» в другом городе, он предлагает деньги перевести дистанционно, на карту. Узнает, что карта у пенсионеров есть, узнает, в каком банке, и спрашивает: «А онлайн-банк подключен у вас?». Плохо разбирающиеся в цифровых технологиях пенсионеры говорят правду – нет, дескать, не пользуемся. И добрый «покупатель» услужливо предлагает свою помощь, мол, сейчас все сделаем! Назовите паспортные данные, номер карты, и т.д. В это время мошенник действительно подключает услугу онлайн-банкинга, создав от лица пенсионера личный кабинет. Потом видит в этом самом кабинете, что у жертвы есть карта и есть сберегательный счет, на котором лежат 500 тысяч! «Покупатель» тут же говорит: «Все хорошо, сейчас я переведу вам на карту свою предоплату – 250 тысяч рублей». И просто перекладывает полмиллиона со сберегательного счета жертвы на карточку пенсионера, который радостно читает в этот момент СМС, с указанием о том, что карта пополнена на 500 000 рублей. Потом мошенник опять звонит и говорит, что перевел лишних 250 тысяч и предупреждает, что «лишнее» сейчас переведет обратно. К этому моменту пожилые люди уже окончательно запутываются в кодах подтверждения, сообщениях от банка и объяснениях мошенника и уже просто послушно выполняют все, что он скажет, лишь бы закончить этот непонятный для них процесс. В итоге все деньги переводятся на счет мошенника, а пенсионеры остаются ни с чем.

Пока они поймут это, пока дойдут по старинке до банка, сбивчиво объяснят «девушке в окошке» всю историю, деньги уже не раз перекочуют со счета на счет и будут обналичены подставным лицом через банкомат.

«Кидалы из-за колючки» таким образом воруют миллионы. Их поддержка на свободе хорошо оснащена. Мобильники – рабочий инструмент аферы – на зону телефонным мошенникам доставляют даже с помощью недешевых арбалетов.

Поэтому и оперативники вынуждены не отставать. Осужденных по мошенническим статьям стараются изолировать от основного контингента заключенных, чтобы они не передавали свои «таланты» другим. Используют «прослушку» и камеры, теперь вот создали фонотеку.

Но до полного решения «мошеннического вопроса» еще ох как далеко. Так что берегите ваши денежки, особенно пластиковые.


Усман Арсланов.

Фотографии: Олег Косов, кадры оперативной съемки
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...