$ 57,57
67,93
Казань +3 °C

​Science art: плесень с мозгами и виртуальная жена

6 мая 2017 | Общество

В Высшей школе информационных технологий и информационных систем (ИТИС) КФУ прошла презентация проектов Science art. Это область современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического. Ученые предложили студентам работу в группах, которые будут реализовывать инновационные идеи. Об умной плесени, голограмме-жене и деревьях, подключенных к интернету, – в материале «Казанского репортера».

НЕОБЫЧНЫЙ ВЕЧЕР В КФУ

На часах 17.00. Обычно в это время в университете уже пусто. У студентов заканчиваются лекции, а сотрудники закрывают кабинеты и уходят домой. Конечно, несколько раз в неделю идут вечерние занятия, но это бывает далеко не всегда. Однако в этот раз в коридорах наблюдалось необычайное оживление.

Несколько десятков человек стоят возле кабинета, и что-то увлеченно обсуждают. Рядом табличка: «Science art». Захожу в кабинет, спрашиваю: «Почему вы никого не пускаете?». «А мы думали, это не к нам», – неуверенно отвечает один из организаторов.

Ажиотажа никто не ожидал. Однако он случился. Двери открылись, и зрители – человек сто – заполнили аудиторию. Хотя вряд ли кто-то из них мог точно сказать, о чем здесь будут рассказывать.

ЭТИ ДВА МАГИЧЕСКИХ СЛОВА – SCIENCE И ART

Презентацию Science art провела Леся Полякова, куратор проекта. Итак, начнем с начала.

Science art (наука в искусстве) – это сфера современного творчества, сочетающего в себе искусство и науку, художественные и технологические элементы.

Услышав такое определения, гости погрустнели: весьма специфическое направление. А ведущая продолжала свои пояснения.

Произведение может представлять собой полотно, на которое художник, а точнее творец, нанес всего несколько точек. Или же скульптуры младенцев со штрих-кодом вместо лиц (такие есть на выставке в Праге). Да, такое искусство нелегко понять, и неподготовленному человеку трудно получить эстетическое удовольствие, рассматривая эти творения.

По словам куратора проекта, в основе современного искусства – мысль! Работа художника – это идея и художественный жест. Не зная этой мысли и идеи, не стоит даже начинать изучать экспонаты. Поэтому на таких выставках можно увидеть перед каждой инсталляцией стенд с описанием. Его лучше прочитать, и тогда бессмысленные на первый взгляд вещи становятся понятнее.

Но что это такое – соединение науки и искусства? Чаще всего – визуализация научных достижений или исследований, попытка дать им какую-то форму. Это могут быть картина, музыка, скульптура или самое необычное – перфоманс.

«ПУСТЬ ЛОШАДЬ ЖИВЕТ ВО МНЕ»

Куратор привела в пример несколько наиболее известных проектов.

Машина взаимных волн – эксперимент американских ученых из Института Марины Абрамович. Это необычная инсталляция, которая наглядно показывает, что это значит – быть на одной волне с человеком. В кабине – интимной капсуле – находились два человека, их просили смотреть друг другу в глаза. Внутри конструкции создали аудиовизуальную среду. Специальные датчики считывали, как реагирует на звук и цвет мозг испытуемых. Если их мозговые волны синхронизировались, капсула словно оживала, внутри появлялась игра света. Если синхронизации не происходило, свет начинал меркнуть и раздавался слабый звон.

Из научного эксперимента получился интересный арт-объект, который несет определенный смысл. Игра света внутри капсулы означает связь друг с другом, а темнота – противостояние и разочарование...

Science art – сфера будущего. Это проекты киборгизации, нанотехнологий, нейробиологии, робототехники, генетики, техномодификации тела. Одним из ярких выразителей идей Science art является почетный профессор искусства и робототехники Университета Карнеги-Меллона (Питтсбург) Стеларк. Широко известен его опыт, когда он вживил себе под кожу биополимерное (искусственное) ухо, которое подключенно к микрофону: это позволяет окружающим слышать то же, что слышит Стеларк. Происходит нарушение приватной работы органов человеческих чувств...


Возникает вполне логичный вопрос: зачем?

Одно из объяснений: в будущем люди станут пользоваться чужими органами восприятия, чтобы получить новые впечатления и эмоции.

Еще один громкий и оригинальный перфоманс носит название «Пусть лошадь живет во мне». Французская художница Марион Лаваль-Жанте вводила себе иммуноглобулины (сыворотку крови) лошади в течение 30 дней. Таким необычным способом художница призывала общество обратить внимание на опыты, которые проводятся над животными. Организаторы эксперимента записали небольшой видеофильм, где Марион Лаваль-Жанте после медицинских манипуляций попробовала надеть съемные лошадиные копыта и ходить в них. Какими будут последствия от вводимых антител, медики сказать не могут. Однако предполагают, что данные, полученные при проведении этой акции, могут помочь в лечении аутоиммунных заболеваний (синдром хронической усталости).

ЛЮБОВЬ ЗЛА

Мировой опыт вдохновил и ученых Высшей школы ИТИС КФУ. Их идеи не менее инновационные, чем вживленное в руку ухо.

Первый проект представил Руслан Гайсин, руководитель лаборатории технологического предпринимательства. Проект называется «Любовь зла». За основу взята разработка, созданная в Японии, она адресована одиноким мужчинам. Это голограмма из мультфильмов аниме. Программа помогает по домашнему хозяйству, выполняет небольшие поручения, поддерживает диалог с владельцем устройства в течение дня.

Руслан предлагает создать похожую голограмму для России. Это будет Гаечка, персонаж Диснеевского мультфильма «Чип и Дейл».

– Мы будем исследовать, что такое любовь, – уточняет Руслан. – И частично это заставит нас подумать над тем, как заставить человека полюбить систему? Мы можем сделать программное обеспечение или приложение для мобильного телефона. В ходе исследования мы поймем, насколько возможна любовь между человеком и машиной.

Следующую идею представил Максим Таланов, руководитель лаборатории машинного понимания. Эксперимент называется «Интернет-деревья». Ученый предлагает подключить растения к интернету, тем самым давая им возможность обмениваться информацией.

– Что будет, если мы дадим возможность живым существам общаться по беспроводному протоколу? – задается вопросом Максим Таланов. – Конечно, многое зависит от того, какие данные мы будем изучать. С точки зрения теории информации и сознания, лес будет обрабатывать информацию, большую, чем сейчас. Возможно, это будет новый толчок в эволюции.

Еще один «лесной» проект называется «Минимальное сознание». Таланов предлагает создать сознание для… плесени! Ученый хочет узнать, какой уровень сознания необходим, чтобы живое существо жило. И что значит «минимальное сознание». Если удастся ответить на эти вопросы, то, возможно, нас ждет новый виток научной революции!

Следующий проект тоже связан с растениями. Он называется «Пейзаж человеческих возможностей».

Итак, есть дерево. По замечанию автора идеи, руководителя образовательной программы Высшей школы ИТИС Михаила Абрамского, понятие дерева есть не только в биологии, но и в математике, и служит оно для иллюстрации связей объектов друг с другом.

– Очень часто такие деревья применяются для демонстрации связей между умениями людей: «Чтобы уметь то, нужно уметь это, это и вот это», – старается пояснить Михаил. –Настоящие деревья изображаются на пейзажах – как фотографических, так и художественных. В нашем проекте мы хотим увидеть, как может выглядеть пейзаж человеческих умений. С одной стороны, это исследование структуры связей в знаниях и умениях человека. С другой стороны, можно попытаться сразу нарисовать данный пейзаж по собственным творческим ощущениям.

Заключительный проект представил художник Владимир Муртазин, он и был одним из инициаторов Science Art. Профессия у Владимира творческая, однако образование он получил математическое. Именно этим он и объясняет интерес к науке. Он предлагает попробовать соединить несколько роботов единой сетью, и дать им возможность чувствовать эмоции. Чтобы получилось первое в мире общество машин.

Будут ли они похожими на нас? Смогут ли мыслить? Научатся ли любить? Прогнозировать трудно. Как сам говорит Муртазин – я не только пишу картины, я изучаю мир.

– Я закончил мехмат и мечтал стать физиком. Но я художник, – рассказал «Казанскому репортеру» Владимир Муртазин. –Однако мышление, которое дали точные науки, осталось... И понимая, что я создаю в процессе творчества, я понял, что занимаюсь не искусством, а наукой. Мне интересны предметы, взаимодействия, я их рассматриваю со всех сторон. Думаю, что сочетания технологического и художественного даст новый, интересный результат.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?

Трудно спрогнозировать, к каким результатам могут привести эти исследования и какие произведения искусства получатся на выходе. Картины? Скульптуры? Короткометражки? Перфомансы? Все может быть.

Сейчас авторы проектов пригласили студентов к совместной работе. В ближайшее время будет проведен мозговой штурм каждой идеи, и тогда уже станет понемногу понятно, что может из этого получиться. «Важно не бояться выйти за рамки привычного, – считает Максим Таланов. – Если мы посмотрим на технологические знания через призму искусства, выйдем за рамки науки и обратим внимание на другие сферы, то сможем сделать новые научные открытия».


Наталия Белкина.

Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...