«Спурт» на финише

28 апреля 2017
События

Сегодня Центробанк вынес вердикт в борьбе АКБ «Спурт» за жизнь: решением регулятора в банке вводится временное управление и начинает действовать мораторий на выплаты вкладчиков. Не помогли ни ограничения на выплаты, установленные еще в марте, ни экстренный сброс активов. Центробанк объяснил, что виной всему не только «информационные атаки», но также и крупный инвестиционный проект, который оказался «Спурту» не по плечу. Любопытно, что ЦБ не прогнозирует значительного количества недовольных обманутых вкладчиков. По мнению регулятора, после страховых выплат «величина неурегулированных обязательств будет незначительной».

Похоже, падение «Спурт банка» не удивило уже никого. Как в центральном казанском офисе, так и в нескольких филиалах клиентов практически нет. Операционисты вызубрили для ответа единственную фразу, а на все последующие вопросы просто пожимают плечами.

– Через две недели будут производиться выплаты по застрахованной сумме вкладов. Это до 1,4 миллиона рублей. Список банков, которые будут выплачивать эти деньги, появится на сайте АСВ, – говорят операционисты, контактирующие с физлицами.

Кстати, любопытная деталь. Уже утром в офисах «Спурта» появились буклеты АСВ, разложенные на стойках. В них подробно рассказывается, о том как рассчитывается страховое возмещение, и что делать, чтобы его получить. Выходит о введении моратория либо знали заранее, либо к нему готовились.

Мораторий и временная администрация стали итогом в борьбе «Спурт банка» за жизнь, которая продолжалась с 13 марта. Тогда банк был вынужден ввести ограничения на выплаты физлицам в размере 50 тысяч рублей. В тот день на срочно созванной пресс-конференции председатель правления банка Евгения Даутова заверила, что ограничения временные банк снимет их в течение недели. Одной из причин ухудшения финансового положения Даутова назвала «информационные атаки», спровоцировавшие отток вкладчиков. Такой же версии придерживается и Центробанк.

Однако ограничения не были отменены ни через неделю, ни через две. 13 апреля банк даже снизил лимит по выплатам до 30 тысяч. Из-за этого в отделениях банка скапливались немалые очереди: помня о печальной судьбе рухнувших Татфондбанка и Интехбанка, вкладчики стремились поскорее забрать свои деньги. В итоге на 1 апреля физлица унесли из банка в общей сложности 2,1 млрд рублей (18 процентов от общей суммы вкладов физлиц).


Юрлица за этот период забрали аж три четверти от общей суммы вкладов – 2,2 млрд рублей. Хотя ограничения никак не коснулись их счетов, такое «бегство» можно понять: вклады юрлиц не застрахованы, а в случае банкротства банка они окажутся последними в очереди кредиторов. Что делать юрлицам, в банке объяснить не могут. В центральном офисе на Спартаковской, 2 «Казанскому репортеру» предложили дождаться окончания действия моратория, как это в свое время было и с Татфондбанком.

– Мы пока вообще ничего не знаем. Разговоры об увольнении уже идут. Этот месяц мы уже просто сидели и ждали этого. После ситуации с Татфондбанком все ломанулись снимать деньги. Ни один банк этого не выдержит. Вот мы и оказались первыми, – сообщила сотрудница банка Алина.

В связи с ограничениями возникли проблемы у крупных корпоративных клиентов, в частности, у КНИТУ (КХТИ), КНИТУ (КАИ) и Института экономики и финансов КФУ. Вузам пришлось выплачивать зарплаты и стипендии через собственные кассы, в которых также образовались немалые очереди.

Администрация банка тем временем прилагала немалые усилия для того, чтобы восстановить ликвидность. Так, банк интенсивно распродавал собственные активы: за март объем активов-нетто «Спурта» сократился на 42% или на 9 млрд рублей – до 12,2 млрд рублей. То есть, с продажи этих активов банк должен был выручить даже большую сумму, чем вынесли из касс вкладчики. Евгения Даутова также рассказывала, что банковское сообщество республики помогло «Спурту» «морально и рефинансированием активов».

От Центробанка «Спурт банк» особой помощи не получил. Регулятор хоть и выдал татарстанскому банку кредит, но на незначительную сумму в 365 млн рублей.

Напомним, «Спурт банк» сейчас занимает 194 место в России по объему активов (12,9 млрд рублей). Основным акционером «Спурт банка» является сама Евгения Даутова с долей в 30 процентов напрямую и через ООО «Газ-маркет». «Спурт банк» использует систему онлайн-банкинга Telecard на пару с «Газпромбанком», но участие последнего в капитале АКБ «Спурт» невелико, всего 3 процента. Куда более значимым акционером является Европейский банк реконструкции и развития с долей в 28,25 процента. Однако из-за опасения попасть под санкции европейская кредитная организация не стала участвовать в докапитализации «Спурт банка». В банке также имеется небольшая доля государства в лице Минземимущества РТ (0,16 процента).


При этом усилий администрации хватало для того, чтобы банк удерживался в пределах установленных ЦБ нормативов. Более того, на 1 апреля один из важных показателей – норматив достаточности собственных средств – даже вырос с 11,89 до 13,5 процента. К апрелю банк зафиксировал незначительный убыток в размере 18 млн рублей. Да, тучи сгущались, но до грозы, казалось, еще далеко. Однако 21 апреля банк внезапно приостановил все расходные операции, а теперь – мораторий и временная администрация. Что же случилось?

Центробанк в своем сообщении также отметил, что администрация боролась со снижением ликвидности, и не без успеха. Далее, пишет ЦБ, «реализация активов была затруднена в связи с участием банка в финансировании крупного инвестиционного проекта на предприятиях, подконтрольных руководителю банка». По информации регулятора, объем финансирования того самого проекта более чем в 3 раза превысил собственные средства банка, при этом «данный факт маскировался банком путем использования различных схем с участием технических компаний». В итоге деньги вкладчиков ушли в долгосрочный проект, который будет приносить доход только в далеком будущем, и банку оказалось нечем расплачиваться с кредиторами.

Этим проектом, по всей видимости, является Казанский завод синтетического каучука (КЗСК), где Даутовой принадлежало 30 процентов уставного капитала, а точнее связанный с ним недостроенный завод «КЗСК-Силикон».

«КЗСК-Силикон» на 51 процент принадлежит ООО «КЗСК», остальной долей владеет Росимущество. Завод рассчитан на производство 40 тысяч тон кремнийорганических мономеров, в том числе важных для оборонной промышленности материалов. В строительство этого завода уже было вложено более 6 млрд рублей. При этом стройка встала после приостановки финансирования со стороны Внешэкономбанка (ВЭБ), когда тот отметил двукратное удорожание сметы: с 6,7 до 13,7 млрд рублей. В дальнейшем завышение сметы было признано обоснованным, ВЭБ согласился продолжить финансирование. По приблизительным подсчетам, для завершения строительства нужно было привлечь около 2 млрд рублей. Срок окупаемости проекта составил более 10 лет.


Однако на 1 марта собственные средства банка составляли 2,8 млрд, значит, общий объем инвестиций «Спурта» в проект Даутовой должен составлять около 8,4 млрд рублей, то есть львиную долю всех активов банка. Так как Центробанк говорит только об одном проекте, то, возможно, «КЗСК-Силикон» потребовал более крупных вложений для завершения строительства.

СМИ сообщали, что Даутова вела переговоры о продаже своей доли в КЗСК, а также рассматривала вариант заложить эту долю для привлечения кредита на спасение «Спурт банка». Необходимый объем средств для спасения тогда оценивался в 2 млрд рублей. Однако судя по сегодняшним новостям, переговоры ни к чему не привели.

Клиентов АКБ «Спурт» в офисах банка практически нет: после ограничения всех расходных операций делать им в банке особо нечего. Более того, для тех, чьи вклады вписываются в максимальный размер страховой суммы в 1,4 млн рублей, введение моратория станет неким облегчением: через АСВ они смогут получить свои деньги без каких-либо ограничений. Но, напомним, после краха Татфондбанка и Интехбанка осталось немало вкладчиков из числа «превышенцев» и юрлиц, которые до сих пор не смогли вернуть свои средства в полном объеме. Так что же, ждать новой волны «обманутых вкладчиков»?

Судя по всему, нет. В сообщении Центробанка содержится довольно успокаивающая информация: «после выплаты Агентством страхового возмещения физическим лицам величина неурегулированных долговых обязательств банка будет незначительной». Фактически это означает, что за полтора месяца борьбы «Спурта» за жизнь вкладчики все-таки успели вынести почти все незастрахованные деньги, и теперь их проблемы можно решить только силами АСВ.


Александр Артемьев, Регина Гималова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!