$ 59,27
69,66
Казань +1 °C

Поликлиникам прописали ремонт

24 апреля 2017 | События

Программа модернизации медучреждений, которую сегодня одобрил президент РТ Рустам Минниханов, предполагает, что лечебные заведения станут более «дружелюбными» и «пациентоориентированными». Вместе с тем эта программа предполагает масштабный капитальный ремонт зданий первичного звена здравоохранения, на который за два года потратят свыше 7,5 млрд рублей. Корреспондент «Казанского репортера» узнал, как изменится жизнь поликлиник в ближайшие годы и какие претензии уже сейчас есть к этой программе.

Замглавврача поликлиники №11 в Казани Алсу Масленникова рассказывает, что ее лечебное учреждение не знало капитального ремонта с момента основания, то есть с 1956 года. При этом коридоры и кабинеты поликлиники сейчас выглядят вполне презентабельно: руководство периодически проводит косметический ремонт собственными силами и средствами. Тем не менее основных проблем наведение внешнего лоска не решает.

– Часто все ломается: тепло, канализация, прочие коммуникации, – перечисляет Масленникова. – По требованиям пожарной охраны у нас с 2012 года идут судебные процессы. Штрафуют.

В этом году поликлиника №11 попала в программу модернизации медучреждений, которую сегодня утром одобрил президент РТ Рустам Минниханов. Теперь это лечебное заведение, как и множество других поликлиник республики, ждет обновление. Поликлиника станет не только отремонтированной, но еще и «пациентоориентированной» и «дружелюбной».

Алсу Масленникова

Разрабатывать республиканскую программу начали после послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. В этом послании он указал на неудовлетворительную ситуацию в первичном звене здравоохранения. По словам министра здравоохранения РТ Аделя Вафина, на существующие проблемы указывает и значительное количество заявок в системе «Народный контроль» по категории «Поликлиники и больницы». Корреспондент «Казанского репортера» обнаружил в системе 17 нерешенных обращений, 10 из которых поданы в Казани.

Всего в Татарстане 103 учреждения первичного звена, то есть поликлиник, из них капитального ремонта уже сейчас требуют 84 медучреждения. В программу капремонта в 2017 года попадут 43 поликлиники: их отобрали по степени износа, количеству прикрепленного населения (а всего к этим поликлиникам прикреплено свыше миллиона татарстанцев) и количеству жалоб в «Народном контроле». Отметим, что в этих цифрах не учтены частные медучреждения и стоматологические поликлиники.

Программа рассчитана на два года, и в 2018 году ее масштаб возрастет: будут отремонтированы 73 поликлиники. Внимательный читатель заметит, что тогда общее число учреждений в программе должно бы превысить количество поликлиник в республике или же одну и ту же поликлинику будут ремонтировать два года подряд. Это связано с тем, что за одним учреждением иногда закреплено несколько объектов: так, в Казани в 2017 году отремонтируют 53 объекта, принадлежащих 25 поликлиникам. Всего ремонту за два года подлежат 197 объектов: 75 в этом году и 122 в следующем.

Присутствовавший на брифинге глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин, отвечая на вопросы журналистов, сообщил, что общий лимит финансирования программы составит 7,5 млрд рублей, это средства бюджета Республики Татарстан.

Однако программа ремонтом не ограничивается. Параллельно в республике будет реализовываться проект под названием «Дружелюбная поликлиника». В теории, он должен устранить все то, на что жалуются казанцы в «Народный контроль»: ситуации, когда невозможно дозвониться, записаться к врачу или застать сотрудников регистратуры. Этот проект предполагает внедрение неких единых стандартов оказания медуслуг, повсеместное введение предварительной записи на прием к врачу, создание централизованного колл-центра и картохранилища, реорганизацию сестринской службы и создание «службы дежурного врача».

Что это должно изменить? В Министерстве здравоохранения РТ ждут от программы ряд конкретных результатов. Так, после ее реализации записавшийся на прием в поликлинику пациент должен попасть к терапевту не более чем через 24 часа, а к узкому специалисту – не более чем через 7 дней. Среднее время ожидания приема должно составлять примерно 10 минут, а длительность приема у терапевта должна возрасти с 10 до 15 минут. Производительность врачей планируют повысить на 20 процентов, передав часть функций фельдшерам.

Также разработчики программы ожидают, что удовлетворенность пациентов услугами поликлиник повысится на 30 процентов – результат той самой «дружелюбности», привитой едиными стандартами. Этот показатель планируют замерять с помощью регулярных соцопросов.

Говоря о «передаче функций врача среднему медперсоналу», Адель Вафин сказал, что врач теперь не будет ходить по домам на вверенном ему участке, эта забота ляжет на плечи фельдшеров. Такое нововведение вызвало у некоторых журналистов недоумение: фельдшер ограничен в полномочиях, и пациенту все равно понадобится врач, до которого он тогда доберется не скоро.

– Бывает, что и сейчас приходит фельдшер и говорит: через три дня придете к врачу, вам там все выпишут, – обратилась к Вафину одна из журналисток. – Три дня упущены. Да, если у человека острое состояние, ему снимут боль и предложат записаться к врачу. Так и должно быть?

– Если острое состояние, помощь должна оказываться на месте, – разъясняет Вафин. – Если есть необходимость, вызывают бригаду скорой помощи, больной госпитализируется. А здесь речь идет о плановых больных. Мы полагаем, что в каждой поликлинике будет создано подразделение, которое будет заниматься хроническими больными, особенно лежачими. Чтобы не было такого, что каждый раз приходит другой врач, который не владеет ситуацией.

– Но если человек заболел, у него температура, простыл, или грипп? – продолжает журналистка. – Приходит фельдшер, который даже не назначит лечение. Человек на три дня остается один на один с болезнью.

– Речь идет о каком-то частном случае, – предполагает министр. – Это не является системой. Я не первый раз слышу подобный вопрос, особенно во время подъема эпидзаболеваний. Самое главное – обратиться ко врачу. Уверяю вас, тут речь идет не о днях, которые вы называете, а о часах.

– Но ведь фельдшер ничего не назначает! Не умирает больной – и слава богу. Пусть идет к врачу, – не сдается журналист. – Получается, это недоработка системы?

Вафин возразил, что значительную часть подобной нагрузки берет на себя неотложная помощь. В целом же ситуация более ясной не стала.

Адель Вафин упомянул и показатель обеспеченности населения врачами. По данным Минздрава РТ, сейчас в республике 30,2 врача на 10 тысяч населения, и этот показатель растет медленно, хотя и верно, в том числе за счет выделяемых властями грантов для молодых специалистов. Любопытно, что Росстат приводит несколько другие данные: в Татарстане, по информации ведомства, этот показатель составляет 39,6, и республика тут далеко не на первом месте. Средний показатель по России составляет 44,1, а в Санкт-Петербурге, к примеру, – 78,4.

При этом пациенты поликлиники №11 в разговорах с журналистами не жаловались ни на состояние больницы, ни на отсутствие дружелюбности со стороны медперсонала. Гораздо большие неудобства им доставляет территориальная разделенность медучреждения: подразделения поликлиники размещены в трех зданиях на значительном удалении друг от друга.

– Не ремонт нужен, объединение в общем здании! – высказывает мнение посетитель поликлиники Михаил Сенцов. – У них хорошее оборудование, особенно в здании около «Тасмы» (разговор происходит в основном здании на Восстания, 50 – ред.), но хорошо бы, чтобы к нему не надо было добираться несколько километров. В это здание я впервые пришел еще ребенком, а сейчас мне под 70. Надо что-то менять, нельзя же все время так.

О каких-либо переездах в программе модернизации поликлиник не сказано.


Александр Артемьев.

Фотографии: Александр Артемьев
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...