Трудности семейного обучения

20 апреля 2017
Общество

Конфликт жительницы Казани со школой и инспекцией по делам несовершеннолетних из-за перевода ребенка на домашнее обучение привел к вопросу о том, как вообще должно организовываться это семейное образование. Должен ли ребенок регулярно посещать школу для прохождения промежуточных аттестаций, или ему можно появиться лишь в конце 9 класса перед ГИА? «Казанский репортер» попытался разобраться в ситуации.

Екатерина Петрова, управляющий директор одного из казанских рекламных агентств, накануне разместила в своем Facebook пост с заголовком «Мое ангельское терпение закончилось!». В нем она рассказывает о конфликте с руководством казанской школы №9 и представителями инспекции по делам несовершеннолетних. Два года назад Петрова перевела своего ребенка из второго класса школы на семейное образование, после чего, по ее словам, директор школы №9 Галина Иванова заявила на нее в инспекцию по делам несовершеннолетних. «Она такая плохая мать, ее ребенок не ходит в школу, разберитесь», – пересказывает родительница суть заявления.

Далее Екатерина Петрова описывает разговор с представителями инспекции по делам несовершеннолетних: те якобы не имели представления о том, что семейное образование как форма обучения вообще существует. «И что, он может до 9-го класса вообще не появляться в школе? Быть такого не может, не верю!», – пересказывает она слова сотрудников полиции. В итоге Екатерина Петрова обратилась в прокуратуру с заявлением о некомпетентности представителей инспекции по делам несовершеннолетних, а также директора школы

Екатерина Петрова. Фото со страницы в facebook

К слову, Екатерина Петрова нередко выступает в СМИ с заявлениями о преимуществах семейного образования. Так, в интервью одному из казанских интернет-порталов она рассказала, что перевела ребенка на семейное образование якобы из-за негативного отношения со стороны педагогического коллектива. После перевода на семейное образование интерес к знаниям у ребенка вернулся.

Директор школы №9 с углубленным изучением иностранных языков Галина Иванова в разговоре с корреспондентом «Казанского репортера» подтвердила, что Екатерина Петрова перевела ребенка на семейное образование в соответствии с установленным порядком: официально уведомила об этом школу, а также орган муниципальной власти – в данном случае райотдел образования. В соответствии с этим порядком ребенок исключается из числа учащихся школы, в дальнейшем организация его обучения целиком и полностью ложится на родителей. Однако дальше начинается неразбериха.

– Она должна прийти в школу и подписать с нами договор о том, что ребенок пройдет у нас промежуточную аттестацию, – заявила Иванова. – Если она не хочет в нашу школу, может пойти в другую, законом это не возбраняется. У нее сейчас ребенок должен заканчивать четвертый класс, он перешел на семейное образование с января во втором классе. И, насколько мне известно, она ни с одной школой договор не заключила. А по закону начальная школа сейчас заканчивается у ребенка.

Школа №9 в Казани, фото vk.com

Вопрос о том, обязана ли по закону Петрова привести ребенка на аттестацию после четверного класса, директор оставила без внимания. Она добавила, что не обращалась в органы с какими-либо заявлениями, но поставила инспектора по делам несовершеннолетних в известность о том, что ребенок Петровой в школу не ходит. «Главное, что у меня сейчас прокуратура спросила, какие я меры предприняла к тому, чтобы ребенок учился! А какие я могу меры принять?» – спрашивает директор школы.

По мнению директора, Екатерина Петрова не обеспечивает надлежащее образование ребенку.

– Семейное-то образование, ладно, но мама-то! Молодая, интеллигентная, почему она не учит своего ребенка? – возмущается Иванова. – У меня есть информация, что она не занимается с ним. К нам в школу обращались родственники, они очень сильно обеспокоены, что ребенок не учится.

Однако, вопросы о качестве обучения оставим за рамками этого материала. Пока речь идет о другом: действительно ли ребенок, перейдя на семейное образование, может появиться в школе только к окончанию 9 класса на сдачу ГИА (государственной итоговой аттестации) или же он должен регулярно проходить некий контроль знаний? Дело в том, что закон не дает однозначного ответа на этот вопрос.

С ГИА все понятно: согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (а именно статье 59), итоговая аттестация является обязательной. Иное говорится о промежуточных аттестациях: ученик имеет на них право. Право, но не обязанность.

Порядок промежуточных аттестаций и вообще взаимоотношений родителей, чей ребенок находится на семейном образовании, и школы определяется тем самым договором. Родители, со своей стороны, подают заявление, школа выпускает распорядительный акт, регламентирующий то, как и когда аттестация будет проходить. Получается, что закон не диктует жестких требований к аттестации: тут уж как стороны договорятся.

К слову, в законе есть понятие «академическая задолженность», которое применимо и к семейному образованию: такая ситуация возникает, когда ученик не сдал промежуточную аттестацию. С академической задолженностью не допускают к той же ГИА. Но если до ГИА у ученика вовсе не было промежуточных аттестаций?

Между тем, профильный журнал «Семейное обучение» в вопросе организации такого обучения рекомендует родителям ориентироваться именно на промежуточные аттестации. Семейное или нет, определенный учебный план родителям все же иметь необходимо. Журнал предлагает два варианта: либо ориентироваться на план аттестаций, предлагаемый школой, либо предложить школе свой вариант аттестаций по темам, выбранным в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Какие-либо варианты без аттестаций издание не рассматривает.

Мы обратились за разъяснениями в Минобрнауки РТ, но пока не получили ответа. Так что продолжение темы, видимо, следует.


Александр Артемьев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!