​Любовь к кино обязательна

08 апреля 2017
Культура

В Казани прошел III Всероссийский форум «Время кино». На трехдневном весеннем интенсиве со специалистами сферы кинематографа побывал корреспондент «Казанского репортера».

Для заинтересованных жителей республики критики, обозреватели, продюсеры и киноведы из Москвы и регионов России на протяжении трех дней проводили тренинги и мастер-классы. Организаторы позиционируют форум как площадку для поддержки дебютных, малобюджетных, региональных проектов в области кино.

Желающие заранее записались на одно из направлений: «Питчинг кинопроектов», «Сценарная мастерская» и «Киножурналистика». Последняя секция проводилась впервые в истории форума. Площадкой для нее стала Высшая школа журналистики Казанского федерального университета, что привлекло к форуму студентов.

Конечно, эта секция ориентирована на журналистов, желающих писать обзоры кинопроката или аналитические статьи о фестивальных шедеврах. О необходимости подготовки профессиональных кинокритиков сказал в своем приветствии один из организаторов фестиваля Александр Ишимов, руководитель кинотеатра «Мир». «На данный момент многие журналисты не понимают, как продвигать и презентовать фильмы. А региональное кино особенно нуждается в поддержке со стороны СМИ», – отметил Ишимов. Его поддержал директор Высшей школы журналистики Леонид Толчинский.

Прежде, чем начать обсуждение профессиональных проблем, участники мероприятия минутой молчания почтили память жертв трагедии, произошедшей накануне в Санкт-Петербурге.

Тон начавшейся затем дискуссии задала кинообозреватель телеканала «Россия 1» Вероника Скурихина. Она начала с того, что обратилась к аудитории с несколько странным вопросом: «Кто любит мейнстрим?». Отозвались немногие. И журналистка отметила, что это совсем неплохо. Она, шеф-редактор раздела кино на портале Tenstars, пишет именно о мейнстриме – фильмах-лидерах проката. Чтобы люди, которые «привыкли после шоппинга заходить в кинотеатр и смотреть что попало, смотрели не что попало».

Одним из главных тезисов выступления Скурихиной стало утверждение: «Если вы не любите кино, вы не имеете права писать о кино». И еще, по ее утверждению, журналист должен уметь определять целевую аудиторию и не пытаться умничать перед ней. Особого внимания заслуживает отечественный кинематограф, который в последнее время стало модно критиковать. По словам Вероники Скурихиной, нужно писать честно и стараться находить положительные моменты. В портфель обязательных для просмотра фильмов должны попадать не только популярные киноленты, но и авторское, региональное, артхаусное кино. Всем слушателям Вероника Скурихина посоветовала посмотреть новую картину Терренса Малика «Путешествие времени», которую журналистка назвала «полноценной умозрительной поэмой».

Стоит отметить, что к этому же режиссеру обратился следующий спикер – кинокритик, член Гильдии киноведов и кинокритиков России Евгений Майзель. В рамках своего практикума он показал участникам форума фильм «К чуду». Сразу после просмотра состоялся разбор и обсуждение авторской работы. «Это работа большого мастера. Про него часто говорят, что он сложен для понимания. Именно поэтому мне показалось интересным разобрать фильм», – пояснил эксперт. Но, судя по реакции зала, смесь артхауса и авторской философии не нашла отклика в сердцах участников форума.

В это же время заработала фестивальная площадка в кинотеатре «Мир». Здесь со вступительным словом выступила арт-директор кинотеатра Альбина Нафигова. Она также признала необходимость развития регионального кино.

Далее микрофон перешел к Наталии Егоровой, пресс-секретарю Молодежного центра Союза кинематографистов России. Темой ее выступление стало «Продвижение малобюджетного кино». Если создатели голливудских фильмов позволяют себе тратить огромные деньги на листовки и плакаты с героями киноновинок, то авторы малобюджетного кино, начинающие режиссеры вынуждены ломать голову над проведением PR-кампании.

По словам Наталии, продвижение фильма является одним из основных шагов в процессе производства кино. С появлением интернета режиссеры все больше стали уделять внимание бэкстейджу и фотографиям, сделанным в перерывах между съемками. Чем качественнее контент, тем популярнее он будет в социальных сетях.

Разговор о питчинге продолжили в конференц-зале отеля «Ногай» на официальном открытии форума. Первым всех поприветствовал директор ГУ «Татаркино» Владимир Батраков, сказав, что рад видеть присутствующих на этом мероприятии, которое, по его словам, создано для души.

О поисках поддержки для небольших кинопроектов говорили Юрий Яшников, представивший комедию «Похабовск. Обратная сторона Сибири», Филипп Абрютин, рассказавший зрителям о проекте «ЗомбиЯ», Екатерина Стицюк и Ольга Твайлайт, представившие кейс «Корсет», и другие гости из регионов России. Полную версию мастер-питчинга можно посмотреть на сайте «Казанского репортера».

Первый день форума завершился превью-показом комедии башкортостанского режиссера Айнура Аскарова. В кинотеатре «Мир» он вместе с оператором-постановщиком Тимуром Ганеевым представил зрителям полнометражную дебютную картину «Из Уфы с любовью».

Главный герой картины, молодой человек Урал, которого играет Аскар Нагаев, отслужил в танковых войсках и вернулся в Уфу, к своей девушке. Однако мечты о деревенском доме и детях разбиваются вдребезги после встречи с подругой, которая променяла его на столичного красавчика. Но самое страшное, что некогда любимая Гульназ в исполнении Зульхизы Галикиевой продала фамильную реликвию – бабушкино драгоценное кольцо.

За полтора часа приключений Урал не только полностью меняет свою жизнь, но и влюбляет в себя зрителей. Добрая комедия с национальным колоритом и юмором принесла авторам исключительно положительные оценки. Однако «Из Уфы с любовью» – яркий пример того, как тяжело малобюджетному региональному кино самостоятельно пробиться на большие экраны. По словам Айнура Аскарова, даже кинотеатры Уфы не дают прокатные часы из-за грядущей премьеры очередной части франшизы об автомобильных гонках. В зале нашлось немало людей, желающих помочь авторам картины финансово или технически. Представители «Мира» также заявили, что хотят показывать фильм в кинотеатре, чтобы историю Урала увидело как можно больше зрителей.


Второй день «Времени кино» также стартовал в шоу-руме КФУ. На встрече с аудиторией Вероника Скурихина разбирала тему создания рецензии. И здесь киножурналистка привела множество аспектов, на которые стоит обращать внимание при просмотре: работа оператора, актерская школа, контекст картины. Но участники форума заинтересовались самой Вероникой ничуть не меньше, чем ее работой, и лекция превратилась в дружескую беседу. В ходе рассказа о любви к кино и переезде из Екатеринбурга в Москву прозвучала страшная для многих присутствующих истина: если ты хочешь писать о кино, то нужно переезжать в столицу нашей родины или специализироваться на региональном кинематографе.

В качестве наглядного примера успешного киножурналиста зрители, конечно, привели знаменитого кинообозревателя Антона Долина. Услышав вопрос о нем из аудитории, Вероника Скурихина вздохнула и призналась, что ждала этого вопроса. По ее словам, во время последней встречи с Долиным на пресс-показе они обсуждали визит Вероники Скурихиной на «Время кино» в Казань. И журналистка привела аудитории лишь одну фразу из этой беседы: кинообозреватель «Медузы» и «Вечернего Урганта» посоветовал ей одеться лучше, чем Антон Долин.


В то же время в сценарной мастерской кинотеатра «Мир» шло бурное обсуждение работ участников форума вместе с Юсупом Разыковым. Узбекский и российский кинорежиссер беседовал о жанрах и видах сценариев и разбирал типичные ошибки вместе с молодыми кинодраматургами. Несмотря на шапочное знакомство участников друг с другом, они, не стесняясь, зачитывали собственные работы перед аудиторией и давали оценки представленным материалам.

На большом экране свои творческие возможности в этот день показывали сразу два режиссера: Юрий Яшников и Алексей Петрухин. В три часа дня началась презентация фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири». Однако свет в зале «Мира» выключили только после часовой вступительной речи автора фильма. Несмотря на серьезный разогрев зрителей перед просмотром, «Похабовск» не произвел на аудиторию большого впечатления. Возможно, виной тому – «заезженность» сюжета, согласно которому команде пиарщиков дают невыполнимое задание, а возможно, специфичный юмор, не вызывавший у зрителей даже улыбки.


Представленная на пресс-показе драма Алексея Петрухина «Училка» тоже не получила высоких оценок от участников форума. Фильм рассказывает об учительнице истории в исполнении Ирины Купченко, которая решает взять в заложники собственный класс. Но и класс, и ситуация получились шаблонными, в зале то и дело слышались реплики: «Я это уже где-то видел…», «А тот мальчуган за партой похож на героя сериала…». Многих зрителей, среди которых были студенты младших курсов и школьники, раздражала идея о «потерянном поколении», заложенная режиссером в основу «Училки». А «потерянное поколение» школьников в фильме было действительно неприглядным: молодые актеры явно переигрывали.


Главным мероприятием последнего дня форума стал кинобатл в формате ток-шоу в шоу-руме КФУ. Его участниками стали Евгений Майзель, Вероника Скурихина и режиссер Алексей Петрухин. В завершение «Времени кино» спикеры собрались, чтобы ответить на вопрос: «Какое кино нужно зрителю сегодня?». В своеобразной битве мыслей Петрухин выразил мысль, что кино должно вдохновлять и образовывать зрителя, а не развлекать. Режиссер выразил мнение, что кино сегодня – «оружие массового поражения», «большая политика».

Вероника Скурихина оказалась не согласна с мнением режиссера. Она считает, что нет ничего плохого в том, чтобы покупать билеты в кино на массовые фильмы и после выхода из зала не выносить оттуда никакой мысли. «В моем понимании современного кинематографа, нужно признать право за каждой кинокартиной быть снятой, показанной и оцененной», – заявила кинообозреватель «России 1». Позиция «совместить все», по ее мнению, самая правильная, и именно в ней можно найти удовольствие от кинематографа.

А Евгений Майзель начал со слов о том, что его пугает формулировка «кино что-то должно», а «какого-то кино быть не должно». В золотые годы Голливуда режиссеры думали не о том, снять артхаус или нет, а о том, как снять крутое кино. И особого внимания заслуживает то, что в действие кинематографа того времени не вмешивалось государство и отдельные чиновники.

Участники форума «Время кино» поддерживали позицию критика Евгения Майзеля и кинообозревателя Вероники Скурихиной. В дискуссии с аудиторией Алексей Петрухин начал рассказывать о государственной политике в сфере кинематографа и даже затронул тему всемирного заговора, чьи участники влияют на фильмы, выходящие в прокат. Зрители шоу-рума отнеслись к этой идее с иронией.

Итогом форума и ответом на вопрос кинобатла стал вывод о том, что зрителю нужно разное кино. Каждый сам вправе выбирать, что смотреть после работы, сидя перед экраном телевизора, и не ориентироваться на мнение кинообозревателей и кинокритиков. Не вызывает сомнений лишь искренняя любовь к кинематографу. «Время кино» показывает разные ленты, для каждой из которых найдется свой зритель.

Дарья Миронова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!