Убежище 12


На неделе в Казани произошла крупная техногенная авария: на пороховом заводе случился пожар, прогремели два взрыва. Происшествие в очередной раз поставило вопрос об укрытии на случай чрезвычайной ситуации. Вопреки расхожему мнению, не все они находятся в запустении. Многие ведомственные объекты поддерживаются в работоспособном состоянии. «Казанский репортер» побывал на одном из крупнейших в городе защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) – бомбоубежище под Казанским моторостроительным производственным объединением, и выяснил, сколько в республике подобных объектов.

БЕЗ СОТОВОЙ СВЯЗИ И ИНТЕРНЕТА

Когда зайдем внутрь, не прислоняйтесь там ни к чему, – предупредил один из сопровождающих.

Неужели что-то опасное на стенах?

– Нет, просто убежище недавно тщательно вымыли и побелили. Кстати, телефоны можно выключить, все равно внутри сотовой связи нет, а батарейка будет расходоваться усиленно.

Действительно, на глубине 5 метров, куда мы и отправляемся, мобильные телефоны стабильно показывали «пустую антенну». В случае войны или, как тактично называют эту ситуацию спасатели, в «особый период» ни сотовой связи, ни интернета не будет и на поверхности. Останутся только старые проверенные средства – проводной телефон и радиосвязь.


На входе в убежище красуется табличка: «Вход №3». В укрытиях всегда несколько входов – на случай, если один из них окажется разрушен или заблокирован. У этого объекта 4 входа, рассказывает начальник отдела инженерно-технических мероприятий радиационной, химической, биологической и медицинской защиты ГУ МЧС РФ по РТ Георгий Баженов. Он сегодня в роли экскурсовода.

– Построено это убежище в последние годы Советского Союза, в 1989 году. Полное наименование этого защитного сооружения убежище №12 АО «КМПО» цеха №4. Оно предназначено для укрытия рабочей смены завода и находится на его балансе в бессрочной аренде, – рассказал представитель МЧС.

Входящих встречают две защитные герметичные двери, отдаленно напоминающие массивные задвижки банковских сейфов-хранилищ, которые часто можно видеть в старых американских фильмах об ограблении банков. За ними – мир на случай «особого периода».


ПИАНИНО НА СЛУЧАЙ ЯДЕРНОЙ АТАКИ

За первой дверью располагается небольшая шлюзовая комната, вторая дверь – для обеспечения большей безопасности, единовременно может быть открыта только одна гермодверь – либо на вход, либо на выход. А вес ее, к слову, около 150 килограммов. За «шлюзом» начинается самое интересное – внутренние коридоры и помещения с оборудованием.

Этот объект относится к заглубленным одноэтажным убежищам 2-го класса с глубиной залегания 5 метров. Здесь могут спастись от ядерной атаки 2 130 человек. Прямое попадание атомной бомбы, разумеется, не оставит шансов на выживание никому, но объект выдерживает нагрузку от ударной волны ядерного взрыва, произошедшего в радиусе 5-10 км от убежища. Способствует этому толщина перекрытий, пола и потолка, составляющая около 80 см, и так называемых ограждающих конструкций, то есть стен – 80-100 см.


Площадь сооружения составляет свыше 3 000 квадратных метров. По правилам, на одного укрываемого должно приходиться по 1,5 «квадрата». Существует также понятие уплотняемости защитного сооружения. По словам представителя МЧС, убежище может вместить приблизительно в полтора раза больше людей, но при этом кому-то придется стоять или сидеть на полу.

– Все условия для экстремального пребывания людей в данном убежище созданы. Есть запасы питьевой и технической воды объемом до 16 кубических метров, имеется централизованное отопление, энерго- и водоснабжение. Причем электричество может производиться в автономном режиме при помощи мощного генератора. Запаса солярки для его работы также припасено достаточно, – рассказал Георгий Баженов.

Встречаются и совсем неожиданные вещи. В одном из коридоров стоит антикварное фортепиано J.Gerstenberger. Вероятно, чтобы укрывающимся было не очень скучно в убежище. Или раритет, переживший две мировые войны, служит напоминанием о том, что любые катаклизмы рано или поздно заканчиваются.


НАЧИНКА УБЕЖИЩА

Впрочем, главное тут – системы жизнеобеспечения. В убежище есть все необходимое: вода, электричество, отопление. Одна из главных таких систем – фильтровентиляционная. Над головой по всему периметру помещений располагаются каналы, по которым подается воздух. Через желтые трубы производится забор грязного воздуха снаружи. Будучи зараженным, он проходит через фильтровентиляционную установку (ФВУ), под которую выделена отдельная комната, и далее по белым трубам течет уже чистый воздух.


Здесь установлено 15-20 фильтров, ресурса которых должно хватить минимум на 10 лет, после этого ежегодно проводится их технический осмотр, а раз в 3 года – контрольная проверка. Если фильтр не поврежден и не проржавел, он может работать дальше, в противном случае он подлежит замене. За это ответственна организация, эксплуатирующая убежище, в данном случае КМПО.

Центральный коридор, как выразился Георгий Баженов, – главная «аллея» убежища с большим количеством смежных помещений по обе сторонысанузлов, помещений для укрываемых, комнат с емкостями для питьевой и технической воды. Над головой тянутся черные короба электрических кабелей.


На случай отключения сооружения от наружной электрической сети предусмотрен дизельный генератор, отвечающий за резервное питание убежища. Установка находится в отдельном помещении с запасом топлива на 5 суток бесперебойной работы за парой защитных герметических дверей. Такая изоляция необходима из-за сильного выделения тепла дизель-генератором, а еще он сильно шумит и коптит, так что выхлоп от дизеля выведен наружу.

При переходе на резервное питание от дизель-генератора во всех помещениях убежища загорается дежурное освещение.


Дополнительных выходов, помимо основного, несколько, а вот непосредственного подземного сообщения с заводом убежище не имеет. По словам нашего экскурсовода, в нем нет необходимости, так как это укрытие создано для администрации и обслуживающего персонала. Но такие подземные коммуникации существуют в цехах завода, оборудование которых должно работать круглосуточно.

В секретном плане гражданской обороны прописываются объемы питьевой воды, медикаментов, провизии и прочего необходимого. На складах организации, в чьем ведении находится убежище, всегда в наличии запасы еды и воды на 3-5 суток. При необходимости провиант возможно растянуть до 30 суток. На отгрузку со складов и приведение ЗС в состояние готовности отводится 12 часов.


Просторные помещения для укрываемых в мирное время могут использоваться в качестве классов, спортивных помещений, складов для хранения различного инвентаря. Одно из таких помещений было совершенно пустым и не представляло особого интереса – просто большая и длинная комната, второе же до половины было заполнено одно-, двух- и трехъярусными кроватями. В период нарастания угрозы в первое помещение также занесут кровати с возможностью смены конфигурации от 1 до 3 ярусов.

В просторном коридоре убежища рядом с запертым на замок пунктом управления располагается стенд с документацией убежища – правилами, планами и инструкциями. Такая документация есть в каждом защитном сооружении. Рядом – тот самый телефон для связи с внешнем миром. Аппарат фирмы Panasonic несколько диссонирует со всем советским в оснащении подземелья.

ЛУЧШЕЕ В ПРИВОЛЖСКОМ ОКРУГЕ, ТРЕТЬЕ В СТРАНЕ

Кроме этого подземелья, у предприятия есть еще укрытия. Сколько именно – не говорят. Это вроде как «военная тайна». Однако, глядя на номер объекта, можно предположить, что еще существуют как минимум 11 укрытий. Все они расположены не дальше чем в полукилометре от предприятия, чтобы работники завода смогли эвакуироваться в считанные минуты.

На заводе есть специальное звено по обслуживанию убежища. Кроме работ по поддержанию порядка, здесь ежегодно проводятся тренировки по экстренному приведению сооружения в готовность на случай ЧС. Занятия проводятся по 24-часовой программе, в состав звена входит 5 человек, в военное время звено превращается в группу численностью 35 человек.

Это сооружение без преувеличения можно назвать образцово-показательным. Ежегодно по всей стране проходит смотр-конкурс ЗСГО, и Татарстан неоднократно занимал в нем призовые места. Не стал исключением и прошлый год – в 2016-м ЗСГО АО «КМПО» заняло первое место в Приволжском федеральном округе. По итогам всероссийского конкурса это убежище – третье в стране.


Всего в Татарстане около 1 200 убежищ, все находятся на контроле МЧС. Для рабочих предприятий должно хватить, говорят специалисты по гражданской обороне. По крайней мере проверки их состояния говорят об этом. Сразу же возник вопрос где укрываться людям, не являющимся рабочими завода? Представитель МЧС провел краткий ликбез по терминологии, четко классифицировав типы защитных сооружений, существующие на просторах нашей страны.


Этот объект относится к типу «убежищ», во времена СССР они назывались «бомбоубежища». Они предназначены для укрытия наибольшей работающей смены промышленных предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в военное время. Также существуют «противорадиационные укрытия», или ПРУ, расположенные в основном в сельской местности и служащие, как следует из названия, для защиты от радиации. Еще есть просто «укрытия», назначение которых – защита населения, как в пределах, так и за пределами города. По результатам проведенной в 2015 году инвентаризации подвальных и заглубленных помещений в РТ, таковых достаточно в каждом городе и районе.

Каждое крупное защитное сооружение строилось по индивидуальному проекту, и, пожалуй, не найдется двух похожих друг на друга убежищ. Их начинали строить еще в СССР, продолжают строить и по сей день, проводятся учения по ГО, конкурсы и проверки на готовность и укомплектованность убежищ. Но хочется надеяться, что эти сооружения никогда не пригодится.


Евгений Горбунов, Антон Райхштат.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!