$ 57,65
69,07
Казань +5 °C

​Поведение автомобилистов на пешеходных переходах Казани: цифры и факты

21 марта 2017 | Аналитика

Серия зимних информационных сообщений о ДТП с участием казанских пешеходов подвигла специалистов аналитического агентства ПромРейтинг переключиться на изучение данной предметной области. Исследователей прежде всего интересовали нерегулируемые пешеходные переходы (зебры), в рамках правового поля являющиеся концентраторами саморегулирующегося взаимодействия двуногих и четырехколесных участников дорожного движения.

По собственным оценкам АА ПромРейтинг, составленным на основе изучения сводок МВД и ГИБДД из открытых источников, можно предположить, что в Татарстане за год происходит около 2 000 ДТП с участием пешеходов, в которых калечатся 2 000 человек, а еще около 150 граждан вовсе лишаются жизни. Причем на Казань в общей сложности приходится более половины всех наездов на пешеходов. Статистика в данном случае лукава – она не отражает случаи мелких ДТП, в которых для разбора ситуаций не привлекались сотрудники правоохранительных органов. Еще сложнее в ДТП этого класса оценить ущерб здоровью пешехода. Официальные данные не учитывают отложенного эффекта, случаев, когда обращение к медикам происходит не с дороги, а из дома, или летальный исход наступает после длительной болезни на фоне серьезных повреждений, полученных в аварии.

ДТП с участием пешеходов представляют интерес для исследователя по многим причинам.

Во-первых, это наиболее травматичный подкласс дорожных происшествий – на автомобилиста работает вся мощь современной инженерной мысли, зоны программируемой деформации кузова, ремни с преднатяжителями, электронные помощники, подушки безопасности, брусья жесткости, особые сплавы и т.д. Пешеход же за последние 100 и даже 1 000 лет в плане вооруженности средствами личной безопасности в ДТП никак не изменился.

Во-вторых, ходьба по улицам, в отличие от езды по дорогам, является необходимой частью жизни полноценного человека. Садясь за руль, водитель взвешивает факторы погоды, самочувствия, состояния техники и при определенном стечении обстоятельств может отказаться от поездки, без ущемления собственных прав и свобод. Отказ от пешего передвижения существенно снижает качество жизни, это базовое право и возможность гражданина. Тут не стоит забывать, что автомобилист часто является по совместительству пешеходом. И приведенные в исследовании цифры и факты касаются буквально всех.

В-третьих, водитель в России, исходя из действующих законов, всегда более подготовлен к возникновению кризисной ситуации. Это следует не столько из его опыта, сколько из обучения, которое так или иначе прошли все автомобилисты российских дорог. Пешеходы в нашей стране не обязаны учить нормы ПДД и КоАП, у них не принимаются экзамены, им не выдаются соответствующие документы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

За единицу отсчета в своем исследовании мы взяли так называемую «ситуацию перехода», стечение обстоятельств, при которЫХ пешеход оказывался на нерегулируемом пешеходном переходе.

Такой подход обусловлен желанием оценить непосредственно безопасность процесса перехода дороги – ведь, помимо ситуаций с пропуском и непропуском пешеходов автомобилистами на зебре, возможны случаи и с отсутствием машин в месте перехода. В нашей системе, отталкивающейся от «ситуаций перехода», такой случай характеризуется как безопасный переход. В случае с подсчетом количества банальных пропусков пешеходов автомобилистами, «свободный переход» выпал бы из исследования, что, скорее всего, исказило бы реальную картину, добавило бы ей искусственности.

Но это исследовательская кухня, о которой можно и не задумываться. Просто запомните: базовая цифра на картинках (в инфографике) и в тексте отражает процент «непропуска» пешехода относительно всего количества случаев переходов дороги. Человек ступил на зебру, мы зарегистрировали это действие, отнеся в разряд безопасных либо опасных.

Если объединять информацию от рабочих групп, собранную с учетом времени суток, дней недели, полосности дорог, удаленности переходов от центра, погодных условий, освещенности, плотности движения, состояния дорожного полотна, наличия помех обзору и многих других факторов, на выходе получается цифра 20%.

Двадцать процентов (20%), или каждый пятый выход пешехода на зебру в среднем по Казани, исходя из актуального исследования АА ПромРейтинг, является небезопасным! Небезопасное передвижение пешехода по зебре в данном случае жестко коррелируется с нарушением автомобилистами пункта 14.1 ПДД:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

При этом, участник движения не должен совершать действий, которые могут вынудить других участников, имеющих преимущество, поменять направление движения или изменить скорость.

Статья 12.18 КоАП РФ:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ).

Логика тут очень простая. Законодатель, определяя вопросы взаимодействия между пешеходом и водителем, закладывал в основу нормативно-правовой базы заботу о безопасности. Нарушение пунктов правил автоматически приводит к снижению уровня безопасности или повышению опасности. Кроме того, отказ от следования общепринятым правилам, закрепленным на законодательном уровне, вносит в процесс перехода дороги элемент непредсказуемости, которых там быть точно не должно. Пешеход, переходящий дорогу в положенном месте, соотносит свои действия с прогнозом поведения водителя, основанном на всеобщем следовании правилам дорожного движения. Если автомобилист выпадает из правового поля, его действия сложнее спрогнозировать, это само по себе добавляет опасность на дороге.


Вывод

Оценочное мнение рабочей группы, занятой в исследовании отдельных особенностей процесса перехода дороги пешеходами на необорудованных пешеходных переходах Казани, можно выразить словами – «страшно» и «опасно».

Двадцать процентов переходов происходит вне рамок правового поля. Автомобили проносятся в сантиметрах от ног пешеходов, вылетают из-за поворота на высоких скоростях, не успевают вовремя затормозить перед зеброй. У водителей часто отсутствует четкий инстинкт притормаживания перед пешеходным переходом. Для них куда важнее разглядеть сотрудников ГИБДД, подлавливающих автомобилистов на невнимательности.

Нужно понимать, что за обычный день житель Казани вполне в состоянии перейти по зебрам и 20, и 30, и 50 различных дорог. Таким образом, по одному этому признаку – 4 ,6, 10 раз подвергнув жизнь опасности.

Глупо было бы винить во всех бедах только одну сторону. Часто хороши бывают и пешеходы, переходящие дорогу не совсем в зоне перехода, в серой неприметной одежде, выбегая из-за препятствий (сугробов, припаркованных машин, зданий). Зная законы дорожного движения, пешеходы часто забывают про законы физики, самонадеянно забывая про осторожность, накидывая капюшон и втыкая в уши наушники.

Третьей, но, возможно, не по значимости, стороной, ответственной за опасность пешеходных переходов Казани, являются коммунальщики. Снежные сугробы по обочинам, ледяной наст, стирающий границы дороги и тротуара, – все это вместе сильно затрудняет ориентирование на местности как водителей, так и пешеходов.


Антон Глухов, руководитель независимого аналитического агентства ПромРейтинг.

Фотографии: Антон Глухов
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...