О «Спурт», ты жив?

13 марта 2017
События

Продолжающийся с декабря банковский кризис в Татарстане, похоже, затронул еще один банк. Сегодня связанный с «Газпромбанком» «Спурт банк» ограничил выдачу наличных физлицам до 50 тысяч рублей. Разумеется, вкладчики образовали огромные очереди в отделениях банка, а студенты обоих КНИТУ всерьез задумались о том, когда ждать следующую стипендию. Тем временем председатель правления банка Евгения Даутова на экстренной пресс-конференции заверила, что банк находится в устойчивом положении, и что ограничения продлятся максимум неделю.

С утра у головного офиса «Спурт банка» людно: клиенты заполонили темное помещение для обслуживания физлиц, другие ждут своей очереди на улице. Некоторые вкладчики в спешке паркуются как попало. Уже к 10.00 их автомобили начинает забирать эвакуатор. Рядом со мной обсуждают перспективы «Спурт банка» – встанет ли он в один ряд с Татфондбанком и Интехбанком, которые испытывали проблемы с ликвидностью с середины декабря, а в марте их лишили лицензии.

– Да ладно тебе, не миллионы же держишь, АСВ (Агентство страхования вкладов – ред.) все возместит, – говорит одна женщина другой. – С Татфондбанком все в точности так же было: сначала ограничили снятие, все стояли в очереди, потом вовсе снимать запретили, и все опять стояли в очереди… Не торопись.


В отделе по работе с филзлицами клиентов обслуживают две операционистки, и они действительно не торопятся. Как предположили в очереди, «банк хочет поменьше выдать сегодня, вот и не спешат». Владельцы пластиковых карт снимали деньги через банкомат, который по прибытии корреспондента «Казанского репортера» перестал работать почти на час. Причины оказались сугубо техническими, но обстановка стала еще более напряженной.

Сотрудники банка подтвердили: сегодня выплаты ограничены до 50 тысяч рублей в одни руки, как будут проходить выплаты завтра, решение пока не принято. Позже предправления банка Евгения Даутова заявила на экстренной пресс-конференции, что завтра ограничение сохранится на том же уровне.

Большинство пришедших узнали о проблемах банка с ликвидностью через «сарафанное радио» или из соцсетей, где об этом заговорили еще 7 марта. 9 марта информацию о том, что банк в скором времени объявит о проблемах, подтвердили источники «Казанского репортера». «Спурт банк» и сам подогрел беспокойство вкладчиков, устроив 11 марта внеплановый выходной.

При этом о проблемах банка утром знали, похоже, только сотрудники на местах. В банковском колл-центре корреспондента «Казанского репортера» заверяли, что никаких особых ограничений на снятие денег нет, сумму до 300 тысяч рублей якобы можно было получить свободно, больше – по предварительному заказу. На сайте банка на момент написания материала об ограничениях на выдачу вкладов также не сообщалось.

«Спурт банк» открылся в 1992 году и изначально был ориентирован на работу с малым и средним бизнесом, но в разные периоды также взаимодействовал с крупными предприятиями оборонной промышленности, а в последнее время активно привлекал средства физлиц и выдавал потребительские кредиты.

Отметим, что «Спурт банк» связан с «Газпромбанком», кредитной организацией известного газового монополиста. У них общая корпоративная сеть банкоматов и мобильный банкинг Telecard, хотя доля «Газпромбанка» в «Спурт банке» невелика – всего 3 процента.

А еще с «Газпромом» связан крупный корпоративный клиент «Спурт банка» – Казанский национальный исследовательский технологический институт (КНИТУ). Другой КНИТУ, бывший КАИ, тоже выплачивает стипендии и зарплаты через «Спурт банк». То же касается Института экономики и финансов КФУ. Студентам и сотрудникам этих университетов также сегодня стало неспокойно.


У банкоматов, установленных в холлах каждого из этих вузов, выстроились очереди, какие обычно бывают в дни стипендии, до которой еще добрая декада. Студенты относятся к ситуации философски: предыдущую стипендию они по большей части уже потратили и даже хвастаются в соцсетях, у кого на карте осталось меньше денег, то есть, кто меньше потеряет, случись что. У преподавателей же подходит время аванса, и беспокоятся они больше. Несколько сотрудников обоих КНИТУ были замечены сегодня в центральном офисе «Спурт банка». А отдельные преподаватели начали прямо призывать студентов поскорее снимать деньги.

К обеду в банкоматах закончилась наличность. Клиенты принялись переводить деньги хотя бы на счет мобильного. Все это время нормально работало приложение Telecard, общее для «Спурт банка» и «Газпромбанка», но банки продвигают его не очень активно, и о нем мало кто знает.

Официально в вузах пока не комментируют ситуацию. Однако в студенческой среде поговаривают, что деканы в скором времени доведут обнадеживающую информацию: средства на стипендию, а также зарплаты сотрудников поступают из казначейства напрямую в университеты, и в случае проблем с банком все выплаты будут производиться через кассы вузов.

Однако источники «Казанского репортера», близкие к руководству КНИТУ (КХТИ) сообщили, что сегодня в вуз приезжала лично Евгения Даутова и заверяла руководство, что с банком все в порядке. С таким же заявлением от имени вуза выступили представители профкома КНИТУ. Даутова подтвердила корреспонденту «Казанского репортера», что такая встреча действительно прошла, а с представителями двух других университетов она встретилась уже на своей территории.


На той же созванной в спешке пресс-конференции Евгения Даутова объяснила, что ограничение на выдачу вкладов связано с большим наплывом клиентов, которые в последние несколько дней сняли крупные суммы денег. По ее оценкам, с 9 марта в кассе ежедневно выдавали до 400 миллионов рублей, в то время как в обычные дни – от 20 до 50 млн рублей. Всего за этот период банк выплатил вкладчикам несколько миллиардов рублей, при этом первыми снимать деньги поспешили юрлица и VIP-клиенты, которые не попадают под страховку АСВ.

Этот наплыв, по ее мнению, является следствием информационной атаки, которой банк якобы подвергся недавно.

– Ни для кого не секрет, что после отзыва лицензий у трех татарстанских банков обстановка весьма наэлектризована, – объяснила Даутова. – И любой вброс информации влияет очень негативно. В соцсетях было размещено сообщение о том, что у нас была отозвана лицензия. Мы оперативно дали информацию о том, что это неправда, но эффект получился совершенно обратный. Люди уже имеют негативный опыт, когда им говорили, что все хорошо. Это вылилось в массовый отток наличности, и мы вынуждены были ввести определенное ограничение.

Ранее на информационные атаки пожаловался глава совета директоров ПАО «Ак Барс Банк» Валерий Сорокин, отметив, что за такими атаками стоят некие конкуренты. Куда радикальнее в своих оценках было руководство «Акибанка», которое еще в начале банковского кризиса заявляло, что негативную информацию рассылают из-за рубежа. Правоохранительные органы тогда дали понять, что считают это не просто слухами: в декабре 2016 года по подозрению в организации информационных атак были задержаны двое мужчин.

Евгения Даутова не стала делать каких-либо заявлений относительного того, кто может стоять за информационной атакой, но заверила, что расследовать эту атаку будут. Руководство «Спурт банка» уже обратилось в службу безопасности Центробанка, а та направила заявление в ФСБ. По словам Даутовой, сотрудники органов уже успели вычислить человека, который произвел вброс, но раскрыть информацию об этой загадочной личности отказалась.

Отчетность «Спурт банка», вроде, пока не говорит о каких-то явных проблемах кредитной организации. Норматив достаточности собственных средств на 1 марта составил 11,87 процента при минимуме в 8 процентов, норматив достаточности базового капитала – 9,34 процента при минимуме в 4,5 процента. В первую очередь на основании этих показателей Центробанк принимает, к примеру, решения об отзыве лицензии. Кроме того, у банка есть хоть и небольшая, но прибыль: по итогам 2016 года она составила 39,52 млн рублей.

Евгения Даутова заверила, что банк соблюдает все нормативы по резервам, и у организации есть, за счет чего восстановить ликвидность.

– У банка есть хороший ресурс ликвидных активов (...) Активно работает банковское сообщество, банкиры очень живо откликнулись, помогли морально и рефинансированием активов, – перечислила она. – Мы кредитуем реальный сектор экономики, в банке на балансе достаточно недвижимости. Могут быть рефинансированы и кредиты в портфеле банка. И есть сверхнадежный пассив, франчайзинговые линии (кредиты банку от зарубежных партнеров на долгий срок на выгодных условиях, которые даются на финансирование определенных направлений – ред.), они нас никогда не подводили.

Руководство банка уверено, что «Спурт» в скором времени справится с проблемами, максимум за семь дней. Останется лишь вопрос о том, как потом восстанавливать доверие вкладчиков, напуганных банковским кризисом. «Будем ходить, объяснять», – сказала Даутова.


Антон Райхштат.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!