Рожденный дебоширить летать не может

20 февраля 2017
Общество

Вносить самолетных дебоширов в единый реестр лиц, которым запретят полеты на три года, предложили сегодня в Госдуме РФ. Предполагается, что если дебоширы останутся на земле, то в воздухе станет спокойнее. Представители индустрии в Казани инициативу в целом поддерживают, но некоторые детали у них взывают смущение. К примеру, дебоширов в реестр собираются вносить без решения суда, что может привести к злоупотреблениям со стороны авиакомпаний, да и сам запрет на полеты некоторым кажется антиконституционным.

Черный список дебоширов может появиться благодаря поправкам в Воздушный кодекс РФ, которые подготовили в комитете Госдумы по транспорту. Согласно этим поправкам, в «единый реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена» будут заносить данные граждан, нарушивших «правила поведения на борту» и создавших «угрозу безопасности полета, жизни и здоровью других лиц» или допустивших «причинение вреда их здоровью». Таким лицам не будут продавать авиабилеты и запретят полеты на три года.

Важно, что попадать в этот реестр будут не через суд, а по заявлению авиакомпаний. Технически процедура в законопроекте описана так: члены экипажа самолета составляют на гражданина акт, подписывают его, акт заверяет командир экипажа (один экземпляр отдают самому нарушителю). После этого данные в трехдневный срок отсылаются в Росавиацию (этому органу предлагается вести список нарушителей), а там, в свою очередь, должны в течение пяти дней внести их в единый реестр.

В черном списке есть и исключения. Зарегистрированный авиадебошир сможет купить билет, если летит на лечение, похороны близких родственников, берется сопровождать на борту инвалида или возвращается в Россию из стран, откуда можно добраться лишь самолетом.

Напомним, что инициатива каким-то образом ужесточить наказание за беспорядки на борту самолетов имеет определенную предысторию. Так, В 2013 году Госдума уже рассматривала законопроект, который бы позволил вносить пассажиров по решению суда в черный список и в дальнейшем отказывать им в авиаперевозке. Документ предполагал также введение новой статьи УК РФ: «Хулиганство на борту воздушного судна», минимальным наказанием по которой предлагался штраф от 300 тыс. рублей, максимальным – 5 лет лишения свободы. Однако тогда закон все же не приняли.

Вновь к этой теме вернулись в сентябре 2016 года, когда на встрече с главой «Аэрофлота» Виталием Савельевым президент РФ Владимир Путин поддержал просьбу руководства российской авиакомпании усилить меры воздействия на буйных пассажиров, в том числе прямые: разрешить применение на борту пластиковых наручников и ремней.

Инициативы по ужесточению наказания для нарушителей порядка на борту последовательно поддерживает руководство международного аэропорта Казань. Пресс-секретарь воздушной гавани города Адель Гатауллин обозначил сегодня официальную позицию по вопросу.

– Дебош, буйство и недисциплинированные действия на борту могут, с одной стороны, привести к значительным убыткам для авиаперевозчиков, нарушению летного расписания и ударить по репутации авиакомпании, – заявил он. – С другой стороны, это стресс для других пассажиров, а также потеря времени в случае вынужденной посадки воздушного судна. В этой связи руководство международного аэропорта Казань поддерживает ужесточение ответственности для так называемых авиадебоширов и введение в действие системы черных списков, которая позволит отказывать в перелете пассажирам-хулиганам.

Статистику по правонарушениям на борту самолетов в аэропорту Казань ведет Казанское линейное управление МВД РФ, актуальных данных за весь 2016 год в управлении пока не предоставили. О масштабах ситуации в Казани можно судить по данным за первые три квартала предыдущего года: за этот период с гражданских рейсов сняли 12 человек, 8 из которых были пьяными. Для сравнения: по всей России за тот же период число авиадебошей составило 1 164, а по всему миру – около 11 тысяч.

В татарстанской авиакомпании ЮВТ Аэро не зафиксировали ни одного случая авиадебоша с момента начала работы компании в 2015 году. Поправки в Воздушный кодекс РФ перевозчик поддерживает, но с с оговорками.

– Создание «единого реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена», будет способствовать повышению безопасности пассажиров, экипажа самолета и полетов в целом, – заявили в авиакомпании. – Однако необходимо обратить внимание на исключения. Также следует учитывать возможность обжалования со стороны пассажира ограничительных мер в судебном порядке. Кроме того, было бы правильно разработать механизм досрочного снятия санкций через определенное время, предположим, при наличии положительной характеристики и отсутствии административных и уголовных проступков.

Гендиректор туристического агенства AVT Азамат Сабиров также поддерживает ужесточение наказания за дебоши на борту. Однако он отмечает, что авиакомпании уже давно ведут свои собственные черные списки (к примеру у «Аэрофлота» в таком списке свыше 3 тысяч человек). Сабиров опасается, что при внесудебном механизме авиакомпании смогут злоупотреблять правом на внесение в черный список федерального уровня.

– Бывает, когда авиакомпании вносят в черный список не из-за того, что пассажир небезопасен, а по другим причинам, – объяснил он. – Например, из-за критики в адрес авиакомпании. Так что очень важно жестко прописать, за что человека могут внести [в реестр], к примеру, за доказанные административные или уголовные правонарушения. Кто будет определять, били вы кого-нибудь или нет? Можно было бы ужесточить уголовное право, приравнять, к примеру, действия, угрожающие безопасности судна, к терроризму.

Азамат Сабиров обратил внимание еще на один любопытный аспект поправок: а как они согласуются со статьей 27 Конституции РФ, которая гарантирует право свободно передвигаться?

Мы попросили прокомментировать возможные противоречия поправок с существующим законодательством юриста Александра Когана. Он заявил, что во введении такого запрета нет ничего необычного: такую практику рассматривают и на земле.

– А как насчет запрета на посещение стадионов для дебоширов? – проводит параллель Коган (такой законопроект в ноябре 2016 года получил одобрение профильного комитета Госдумы – ред.). – А самолет – это источник повышенной опасности. Один дебошир здесь подвергает опасности жизнь 150 человек. Наверное, лучше уж он не полетит, чем все в самолете.

Что касается внесудебного порядка внесения в реестр, Коган сравнил его с неким «дополнительным наказанием» за зафиксированные правонарушения.

– Сравните: вот человек осужден по статье 205 УК РФ, террористической (по-видимому, здесь Коган имеет в виду своего недавнего подзащитного Рамиля Ибрагимоваред.), – комментирует он. – По отношению к нему включается финмониторинг, он не может снимать больше 10 тысяч со своего счета. Это как дополнительное наказание. И дебоширов же судят, по административной, уголовной статье.

Сейчас поправки, устанавливающие черный список авиадебоширов направили на рассмотрение в президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.


Александр Артемьев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!