Доставка «​Мебельки​»: кого забыли на свободе?

17 февраля 2017
Происшествия


В конце декабря в Верховном суде Татарстана завершился процесс по делу «героев» лихих девяностых. На скамье подсудимых были бывший лидер ОПГ «Мебелька» Ильдар Бурганов и трое его «коллег по цеху». Суд признал их виновными в организации серии заказных убийств и хранении оружия и приговорил к длительным срокам заключения: Бурганов проведет в колонии строгого режима 19 лет, Никитин (с учетом предыдущего приговора) – 22 года, Тихонов – 9 лет, Трифонов - 9 лет. Однако наказание получили не все фигуранты этого громкого дела...

СУД ЗА ДЕЛО

Суд установил, что в 1998-2002 годах Ильдар Бурганов вместе с Виктором Трифоновым, Александром Никитиным и Олегом Тихоновым организовал расправу над руководителями и активными членами банды для того, чтобы занять в ней место лидера. Трое конкурентов Бурганова были убиты, четверым удалось выжить.

Ильдар Бурганов (Бурган) вернулся в Россию в 1998 году. До этого он несколько лет скрывался в Венгрии. Вернувшись на родину, он узнал, что ОПГ «Мебелька», которую он создал в конце восьмидесятых, руководит Юрий Андреев (Кент). Бурганов вызвал Андреева на «переговоры», потребовал передать ему власть, но, получив отказ, принял решение устранить строптивого «коллегу». 20 марта 2001 года Юрий Андреев был убит во дворе дома на Волгоградской – киллер расстрелял его в упор.

Через некоторое время была совершена попытка покушения еще на одного лидера «Мебельки» Шамиля Газизянова (Малый), который после убийства Кента высказал недовольство тем, что «свои устраняют своих». Следующее покушение было совершено на близкого друга Кента Харисова (Харис). Киллер стрелял в него в закусочной на проспекте Ибрагимова, но только ранил.

Тихонов и Никитин на суде по делу ОПГ «Мебелька»

Тем временем Бурганов познакомился через Трифонова с бывшим сотрудником милиции Никитиным. Александр Никитин, один из авторитетов сначала ОПГ «Воровского», имея опыт участия в боевых действиях в Афганистане, создал тщательно законспирированную вооруженную банду, профессионально исполнявшую убийства по заказам. Роли в банде были распределены: одни занимались транспортными вопросами, другие наблюдением, третьи исполнением. За «работу» платил лично Никитин.

Участникам банды были розданы фотографии членов московского отделения ОПГ «Мебелька», их домашние адреса. Бурганов лично показал дома в Москве, где они живут.

Никитин передал одному из киллеров чешский автомат: «Сначала устранишь в Москве Гришагина, потом Дерзаева». Через месяц, проследив за указанными ему лицами и изучив их ежедневные маршруты, киллер попросил дать ему пистолет, дескать, ходить по Москве с автоматом неудобно. Получив оружие, он начал готовиться к реализации заказа. Первым должен был быть убит Геннадий Гришагин. Но произошло непредвиденное: киллер не смог выстрелить… потому что в «самый удобный момент» Гришагин оказался не один, он вел ребенка в школу. «Я не могу при ребенке», – сказал он Никитину.

Ильдар Бурганов на суде по делу ОПГ «Мебелька»

Через месяц, в апреле 2003 года, у подъезда дома на Марьинском бульваре произошло покушение на Игоря Дерзаева. Шесть пуль ранили потерпевшего в спину, руку, живот и ягодицы.

Спустя несколько лет банда Никитина попалась на заказных убийствах членов казанской группировки «Перваки». Когда следователи стали заниматься ими, то случайно вышли и на Бурганова, и на банду Никитина. В 2004 году Никитина арестовали, и он начал давать признательные показания…

Бандой Никитина были убиты директор общества инвалидов РТ Ф. Ахмадуллин, участник ОПФ «Перваки» А. Ерусалимский, предприниматель С. Федоров. Решением Верховного суда РТ члены банды были осуждены в 2005 году на сроки от одиннадцати до восемнадцати лет. Сам Никитин приговорен к 25 годам (впоследствии наказание снижено до 20 лет).

СЛЕДСТВИЮ НЕ ХВАТИЛО АРГУМЕНТОВ

На судебном процессе в Верховном суде РТ по делу Бурганова и его подельников, длившемся полгода, выступили более пятидесяти свидетелей. Многие из них – бывшие члены ОПГ. Для них было «громом среди ясного неба» то, что их бывших товарищей заказывали и убивали свои. Они говорили о том, что Бурганов и его подельники «застряли в девяностых годах», что их методы сегодня никому не интересны, и остались в прошлом.

Суд пришел к выводу, что следствие не установило однозначно личность заказчика в покушении на Петрова

Правоохранительные органы надеются в ближайшее время доказать причастность обвиняемых еще к двум убийствам, в организации покушения на известного бизнесмена из Выборга Александра Петрова.

Суд пришел к выводу, что следствие не установило однозначно личность заказчика в покушении на Петрова. По версии правоохранительных органов, заказчиком был Марат Мустафин (известный в Казани как Михрясь, а в Выборге – как Михряй), который в начале двухтысячных проживал в Выборге. Трифонов был осужден за приготовление к покушению на Петрова.

По версии следствия, Михрясь привлек Никитина по совету казанского авторитета, лидера ОПГ «Воровского» Трифонова (Трифон), с которым был знаком через Хайдера. Однако, в суде – пока! – этого не удалось доказать. Сотрудники правоохранительных органов выразили уверенность, что сумеют это сделать в ближайшее время.

СКОЛЬКО ВЕРЕВОЧКЕ НИ ВИТЬСЯ…

В Выборге Михрясь появился в 1995 году. В то время милиция в Татарстане объявила войну криминальному миру, и многие члены казанских ОПГ убежали из Казани – кто в Москву, кто в Санкт-Петербург. Марат Мустафин не только состоял в ОПГ «Жилка», но и был одним из друзей «легендарного» Хайдера. По всей видимости, он надеялся затеряться в тихом, провинциальном Выборге. Мы решили «навести справки» об избежавшем наказания «жилковском» и выяснили, что на новом месте обитания он изготовил липовый паспорт и стал Михаилом Красновым.

Перемена имени, впрочем, не изменила его: он так и остался тем, кем был в Казани. По рассказам бывших сотрудников милиции Выборга, как такового бизнеса у него не было. «Он всегда был на подхвате, делал, что ему скажут другие. Общался с сомнительными личностями, – рассказывают они. – Все, на что он оказался способен – крышевать валютчиков».

Впоследствии он сблизился с одним из криминальных авторитетов Выборга, который иногда давал ему советы «у кого что можно отжать». По словам тех же сотрудников милиции Выборга, Михрясь имел отношение к двум убийствам. По совету знакомого авторитета он пытался получить долю с контрабанды в Финляндию. В конце девяностых в соседнюю страну вывозились компакт-диски и сигареты, обратно поставлялись косметика, запчасти для автомобилей, китайский ширпотреб.

По данным источников в правоохранительных органах Михряй решил «лечь на дно» в Выборге

Выборг – город небольшой, поэтому после бесед с «хорошо осведомленными» местными жителями проявились еще довольно любопытные истории. Например, о покушении на авторитета Карипанова. По словам собеседника, Михряй пригласил авторитета на встречу. Что случилось в ходе нее осталось неизвестным. Скорее всего, приглашенный, поняв, что с его «бизнеса» хотят задаром получать прибыль, стал отказываться. Началась перебранка, и охранник Михряя по его указанию застрелил охранника конкурента.

Незадолго до этого на выходе из спортзала был убит спортсмен Дмитрий Добряков. За два месяца до убийства он послал «подальше» Михряя с подельниками, требовавших с него проценты в бизнесе.

По словам тех же сотрудников правоохранительных органов, Михряй избежал уголовной ответственности потому, что был каким-то образом связан с прежним руководством местной криминальной милиции. Благодаря своим связям, Михряй всегда выходил сухим из воды. Убийства спортсмена и охранника никто не стал расследовать. Впоследствии Михряй все-таки участвовал в контрабандном бизнесе, но уже с другими авторитетами.

По словам одного предпринимателя, знавшего близко Михряя в Выборге, знакомые обсуждали и еще одну темную историю, случившуюся в конце девяностых. Жена Михряя выпала из окна их квартиры на девятом этаже. О том, как это случилось, сам он никогда никому не рассказывал, но многие были уверены, что трагический случай не был случайностью. Те, кто знал Михряя, говорят, что он был обыкновенным парнем до тех пор, пока не выпьет. «Если выпил, то с ним лучше не общаться. Он становился агрессивным и начинал рассказывать, какой он «великий». К тому же в последнее время, по их же словам, он стал употреблять героин.

Виктор Трифонов на суде по делу ОПГ «Мебелька»

В начале двухтысячных весь Выборг обсуждал покушение на известного бизнесмена Александра Петрова. По словам бывшего сотрудника правоохранительных органов, вскоре им удалось установить причастность Михряся к этому преступлению. По одной версии, он сам был заказчиком, по другой – посредником. Была так же установлена его связь с казанскими киллерами Никитиным и Трифоновым. По версии следователей, именно он организовал их приезд в Выборг.

Несколько лет назад он уехал из Выборга. Так же незаметно, как и приехал. Источники в силовых структурах Татарстана подтвердили эту информацию. По их данным, он живет на окраине Казани, в собственном доме. Удастся ли ему на этот раз выйти сухим из воды – покажет время и опыт правоохранительных органов. Правоохранительные органы продолжают собирать доказательную базу.


Валерий Николаев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!