В Сочи на 4 ночи. Часть вторая: «Страна души»

Карстовая пещера, мандариновый сок, аджика, мед, чурчхела и вино – это Абхазия. Корреспондент «Казанского репортера» Руслан Давлетшин продолжает делиться впечатлениями от своей зимней поездки на черноморское побережье Кавказа.

Как мы писали в предыдущем материале, российские туристические агенты не рекомендуют самостоятельно посещать Республику Абхазию. Свои предупреждения в 2014 году они аргументировали похищениями, изнасилованиями и издевательствами в отношении туристов со стороны местного населения. В 2016-м таких формулировок не было – гид нахваливал соседнюю страну и просто просил купить экскурсию. В 2017-м страшилки продолжились, но, поменьше, чем в год Олимпиады и возвращения Крыма – речь шла просто о том, что «вас абхазы могут украсть в гарем похлеще, чем арабские шейхи, поэтому в ваших интересах купить экскурсию».

Подоплека у «баек» простая – желание заработать денег и нежелание делить туристический рынок с представителями другого государства. Хотя насчет экскурсии они правы. Это действительно выгодно. Правда, тут все зависит от целей поездки и конкретно ваших желаний. Экскурсионное обслуживание при поездке в Абхазию стоит в среднем 2 500-2 900 рублей на человека. С 7 утра до 21 часа вам покажут дачу Сталина на озере Рица, Гагру, Пицунду, Новоафонские монастырь и пещеру, а также столицу страны – Сухум. То есть, по сути, большую часть страны. Но мы решили не покупать экскурсию.

Дело в том, что цель нашей поездки, как и год назад, была увидеть Абхазию такой, какой она есть и получить эксклюзивные для себя впечатления, плюс был ограничен бюджет. Так что, взяв бутербродов и термос, хорошо выспавшись, вместе с супругой утром после завтрака мы пошли к границе.

Поскольку отдыхали мы в районе Олимпийского парка в Имеретинской низменности, от большинства отелей, расположенных там, до Абхазии можно добраться на автобусе минут за 15, либо пешком за полчаса.

Попасть в «Страну души» (Апсны) из России можно единственным путем – через пограничный пункт «Псоу», перед которым расположено большое количество торговых точек с местными товарами. В феврале как раз растут мандарины, и их можно там купить всего за 50 рублей килограмм. Также неплохая цена у очищенных грецких орехов – 700 рублей, тогда как в супермаркетах Москвы или Казани за них просят минимум тысячу.


Если все в порядке с документами, граница пересекается минут за 15-20. С российской стороны контроль тщательный, в Абхазии же смотрят только паспорт.

Едва вы пересечете середину моста через речку Псоу, к вам тут же привяжутся местные водители с предложением провести экскурсию по стране. Предложение выгодно, когда вы путешествуете компанией в 3-4 человека, когда вдвоем – не очень, но дешевле, чем у турооператора. Соглашаться или нет – дело сугубо личное. Никто не обязывает. Правда, встречаются такие «бомбилы», которые откровенно пугают тем, что после 15 часов обратно не уедете. Конечно же, это не так.

От границы до всех основных населенных пунктов страны с утра до вечера ходят маршрутки. В прошлом году до Сухума ходили венгерские «Икарусы», но сейчас их уже почему-то не видно ни на остановках, ни на дороге. Цены на проезд вполне приемлемы: до Гагры – 50 рублей, до Гудауты – 100 рублей, до Нового Афона – 150, до столицы – 200. Работают перевозчики по рыночной схеме, ожидая заполнения автобуса хотя бы наполовину. Поскольку поток большой даже зимой, время ожидания составляет минут 20, но едешь действительно «с ветерком».

ЭХО ВОЙНЫ

Как только отправляешься в путь, чувствуешь, что недавно в этих местах шли боевые действия. Вдоль Сухумского шоссе – главной транспортной артерии страны, стоит немало памятников гражданам республики, погибшим в 1992-1993 годах. Природа и местные власти постепенно эти следы затирают, но по-прежнему остается много разрушенных и заброшенных зданий, заросших дорог. Ощущение обитаемого южного эко-Чернобыля, и если бы Абхазия не находилась в международной изоляции, ее пейзажи вполне могли бы стать естественными декорациями для фильмов в жанре постапокалипсиса.

Это тот случай, когда по дорогам ездят дорогие машины, молодежь одевается вычурно, а в воздухе до сих пор витает запах тлеющих развалин Советского Союза, нищеты и костра локальных конфликтов, возникших на этих руинах. И, честно говоря, порой объекты являются настоящими произведениями архитектурного искусства самых разных стилей – от конструктивизма до сталинского ампира. Потерять такое наследие безвозвратно было бы обидно. К счастью, реставрационные работы местами ведутся.

Год назад на меня большое впечатление произвела станция «Псырцха». Она находится в 30 километрах от Сухума, в Новом Афоне. Война здесь ощущается до сих пор, в стенах отверстия, отчетливо похожие на пулевые, стекол нет. Вывеска на платформе явно не менялась со времен СССР. А рядом живописное водохранилище и природный заповедник с водопадами.

Помимо заповедника, в Новом Афоне есть знаменитая карстовая пещера, открытая в 1960-х. В этом году мы решили посетить именно ее. Там есть своя система наподобие метро и, несмотря на несезон, все места в поезде, доставляющем туристов внутрь Иверской (Анакопийской) горы, в нашем случае были заняты.

Работает музей в феврале со среды по воскресенье. Это исключительно природное творение – результат вымывания пород, длящегося сотни, тысячи и миллионы лет. Там даже есть свое подземное озеро.

Сейчас пещера состоит из 9 секций (залов), в 6 из которых пускают. Но без экскурсии в пещеру попасть вообще нельзя. Необходимо, чтобы собралась группа не менее 10 человек, но это того стоит. Во-первых, есть возможность вблизи познакомиться с тем, как устроена геология. Во-вторых, – с абхазским эпосом, что поможет понять, почему Грузия так и не смогла восстановить контроль над мятежной республикой. Кстати, в Грузию «Казанский репортер» ездил прошлой зимой.

БУРНАЯ ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕПИТ

А после пещеры можно зайти на абхазский рынок. Цены хорошие, товары вкусные. Страна традиционно славится своей аджикой и вообще специями, а также медом, чурчхелой, мандаринами, вином и чачей. Мы люди непьющие, поэтому можем сказать лишь про цены. В Сочи бутылка абхазского вина с российской акцизной маркой стоит 450 рублей и дороже, в Абхазии та же самая бутылка стоит 250 рублей, причем в сувенирном магазине. В обычных бывает и дешевле.

Местные бабушки торгуют очень интересно и с давним знанием дела. Менеджеры по продажам отдыхают. Здесь пройти мимо не получится, все равно что-то захочется купить, и сдержать себя в порыве непросто, потому что стоимость неалкогольной продукции на территории Абхазии примерно на 20-30% ниже, чем в России. И это подкупает, чего не скажешь о ценах в заведениях общепита в туристических зонах. Там они иногда кусаются, учитывая малочисленность столовых и низкий спрос зимой. В центре Сухума в недорогом кафе можно за 400 рублей съесть две тарелки супа и несколько блинов со сметаной и мясом. На двоих этого хватит, чтобы доехать до границы и не проголодаться.

СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ

Надо сказать, в целом местное население относится к гостям радушно, особенно к россиянам, и порой не скрывает благодарности за признание независимости. Даже несмотря на серьезный ущерб, нанесенный несколькими войнами в 1990-2000-е, республика развивается каким-то своим оригинальным путем, и это везде чувствуется. С одной стороны, здесь как будто бы остановилось время, с другой – оно неумолимо бежит вперед.

В стране функционирует собственный оператор мобильной связи, собственная национальная платежная система, свои банки. При этом большая часть граждан имеет российские паспорта, а федеральные операторы связи, судя по всему, не работают. Поэтому, в отличие от других непризнанных государств, в случае признания здесь вряд ли что-то сразу поменяется кардинально, разве что Сухумский железнодорожный вокзал и аэропорт будут восстановлены и заработают полноценно.

ГОРОД ЗАСЫПАЕТ

Конечно же, посмотреть страну за день, передвигаясь только на общественном транспорте, сложно, поскольку удастся посетить всего пару населенных пунктов. Мы и выбрали два. Помимо Нового Афона и пещеры, у нас получилось пройтись по набережной Мухаджиров в Сухуме, отведать настоящий мандариновый сок, купить аджики и опять же настоящий абхазский мед в сотах. К сожалению, после 17 часов транспорт в столице непризнанной республики, представленный несколькими маршрутами троллейбусов и микроавтобусов, начинает ходить все реже и добраться до железнодорожного вокзала, откуда идут автобусы в Россию, становится проблематично. Да и вообще жизнь в городе продолжает кипеть только на набережной и в многочисленных кафе-ресторанах.

Обратно из Сухума ты возвращаешься по темной, едва освещенной дороге. До границы путь составляет примерно 2 часа. Бывают автобусы с телевизором, и дорога проходит не так скучно, во всяком случае, без мыслей об «Афганской вьюге» Розенбаума и о судьбах тысяч людей, погибших в ходе десятка локальных войн на просторах бывшего СССР.

Несмотря на разрушенные санатории бывшей Всесоюзной здравницы, следы обстрела на стенах Сухумского ж/д вокзала, Новоафонского монастыря и станции «Псырцха», складывается ощущение, что жители Апсны все-таки по-своему счастливы. Вряд ли где-то еще на постсоветском пространстве в переживших недавно войну городах на набережной можно увидеть взрослых мужчин, играющих в нарды, а затем на нейтральной полосе границы спокойно затовариться в Duty Free.

ТАК ДЛЯ ЧЕГО ИМЕЕТ СМЫСЛ ЕХАТЬ НА ЧЕРНОЕ МОРЕ ЗИМОЙ?

Ответ на этот вопрос, как мне кажется, очень простой – продышаться, почистить легкие от загазованности серых мегаполисов, поесть абхазских мандаринов за 50 рублей, поторговаться с таксистами и просто поднять себе настроение, разогнав офисную тоску. Тем более, что из-за отсутствия большого наплыва туристов и автомобилей со всей страны дышится очень легко.

Если говорить о бюджете, мы с супругой, путешествуя в этом году, уложились чуть больше чем в 20 тысяч на 4 ночи. Из этой суммы всего 9 тысяч стоил тур с четырьмя перелетами, проживанием в трехзвездочном отеле с хорошей внутренней территорией рядом с олимпийскими объектами, страховкой и завтраками. Остальные средства потрачены на аквапарк, канатную дорогу, Абхазию, транспорт, обеды и ужины в местных заведениях общепита. Столь низкие цены за туры бывают не всегда, их необходимо «вылавливать» на профильных сайтах.


Руслан Давлетшин.


ФОТОРЕПОРТАЖ





Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!