Дело Рамиля Ибрагимова: гомосексуалисты как социальная группа и айфон как орудие преступления

31 января 2017
События

Три года колонии поселения и конфискацию айфона запросил сегодня прокурор для Рамиля Ибрагимова, главы Союза молодых лидеров инноваций и автора скандальной публикации в соцсетях, в которой он оправдывал массовое убийство посетителей гей-клуба в Орландо. Также на процессе Ибрагимов объяснял суду свой взгляд на случаи массовой стрельбы на Западе и работу «Инстаграма».Эксперт по делу впервые в судебной практике признал геев социальной группой, а судьи и прокурор выясняли, все ли присутствующие в гей-клубе – геи, и кто такие «правильные пацаны». После заседания за Ибрагимова вступилась неофициальная ассоциация гей-клубов Казани.

В начале заседания по ходатайству адвоката обвиняемого Александра Когана огласили показания Александра Андриянова, экс-доцента кафедры философии и социологии КГФЭИ. В ходе следствия его допросили как специалиста, и основной вопрос заключался в следующем: являются ли гомосексуалисты социальной группой? Эксперт считает, что являются: гомосексуалисты имеют определенные нормы общения, ведут себя определенным образом в соответствии с ориентацией и публично заявляют о себе на акциях и парадах.

Важность такого экспертного мнения в следующем: по-видимому, показания Андриянова – первый случай в России, когда в судебном процессе геев признают социальной группой. Это подтвердил корреспонденту «Казанского репортера» и Александр Коган. «А раз геи – социальная группа, то моего подзащитного нужно судить вообще по другой статье, по 282-й УК РФ! (возбуждение ненависти либо вражды – ред.)».

Ибрагимова же судят за публичное оправдание терроризма (статья 205 УК РФ, от двух до пяти лет лишения свободы). Сегодня суд приступил к допросу обвиняемого. Рамиль Ибрагимов с листа зачитывает обстоятельства происшествия: смотрел с друзьями футбол, ему сообщили, что в гей-клубе Орландо после стрельбы убито 50 человек и ранены 53, на эмоциях написал пост в «Инстаграм», через 40 минут увидел волну негатива и удалил. Он не знал, было ли признано случившееся терактом. Все это уже звучало на предыдущем заседании, но в сегодняшних показаниях есть несколько важных моментов.

Во-первых, Ибрагимов заявил, что не отнесся к сообщению о массовом убийстве в США как к чему-то необычному. «Из СМИ мы узнаем, что в США, к сожалению, постоянно происходят подобные трагедии, – сказал он суду. – В школах, университетах, кинотеатрах. Как правило, стрельбу открывают одиночки с абсолютно разными мотивами, и обычно ни о каком теракте речи не идет». В пример он приводит стрельбу в кинотеатре города Ороа в 2012 году, когда на ночном сеансе нового фильма про Бэтмена человек в костюме Джокера убил 12 и ранил свыше 50 человек. Всего, по словам Ибрагимова, за последние 8 лет в США было около 160 случаев массовой стрельбы: «Узнав об очередном случае, я подумал, что это просто еще один массовый расстрел в США».

Далее Ибрагимов начал объяснять суду специфику работы Instagram как соцсети. Тем более, что еще вчера прокурор заявил, что сам он «с «Инстаграмом» не знаком», а значит, определенный ликбез не помешает. По словам подсудимого, главное на этом сайте – фотография, а не текст. На фотографии же изображена обычная пара (Ибрагимов и его девушка), в руках красная роза – символ любви. «Обычная пара в обычном ночном клубе, как видите, никто в нас не стреляет, – объяснял он. – Вот и весь смысл моего поста: неприятие гомосексуализма как разрушительного образа жизни, который влечет за собой, в данном случае, летальный исход. Если бы несчастные в Орландо не были гомосексуалистами и не пошли в гей-клуб, они остались бы живы».

Прокурор задал несколько вопросов об образовании и карьере Ибрагимова и выяснил, что тот имеет дипломы биолога и экономиста, а также восемь с половиной лет проработал на разных должностях в телекомпании «Эфир». В дальнейшем прокурор не раз попрекал Ибрагимова этими фактами. «Как же так, два высших образования, долго работали в СМИ, почему вы допустили такой пост?» – спрашивал он в разных вариациях. «По глупости, на эмоциях», – отвечал Ибрагимов.

Далее прокурор перешел к анализу скандальной записи Ибрагимова. «В Орландо, США, какой-то правильный пацан застрелил в гей-клубе... дальше матерное слово, обозначающее мужской половой орган…», – цитирует прокурор запись, после чего задает довольно необычный вопрос

– Что вы понимаете под выражением «правильный пацан?»

Ибрагимов пускается в рассуждения о том, что родился в Советском Союзе, где знать не знал о гомосексуализме, но прокурор прерывает его, попросив отвечать именно на поставленный вопрос.

– В данном случае, ему (стрелку из Орландо – ред.) показалось неправильным то, что происходит в гей-клубе. Значит, у него есть какие-то правила, – отвечает Ибрагимов.

– «Правильные пацаны» поступают правильно? – продолжает прокурор.

– Правильные пацаны поступают в соответствии со своими правилами, – отвечает Ибрагимов.

– А правильные пацаны могут быть гомосексуалистами?

– Нет, не могут. Хотя, может быть, могут скрываться под такими личинами, или могут сами не знать об этом.

Здесь следует сделать пояснение: после теракта в Орландо некоторые СМИ сообщили, что стрелявший ранее посещал гей-клуб и был зарегистрирован на сайте для знакомств среди гомосексуалистов. Этот факт в разговоре о «правильных пацанах» напрямую, впрочем, не фигурировал.

Судей же интересовал более технический вопрос: а все ли присутствовавшие в гей-клубе в Орландо, от посетителей до охранников и технического персонала, были геями? По этому поводу один из судей даже поинтересовался, не был ли Ибрагимов сам в гей-клубе (тот ответил, что не был), а раз нет, откуда же ему знать?

– Я предполагаю, что, раз человек идет в гей-клуб, то он идет туда в связи со своей ориентацией, – ответил Ибрагимов. – Но пост в «Инстаграме» был написан за 30 секунд, у меня мыслей не возникало, что там может быть кто-то еще, кроме посетителей.

К слову, Александр Коган в ходе прений заявил, что все в клубе, скорее всего, были геями. «Готовясь к процессу, я просмотрел литературу. В гей-клубах все, от повара до швейцара, придерживаются гомосексуальной ориентации. Об этом сказал и специалист Андриянов, что существуют правила в закрытых сообществах», – полагает Коган.

Предполагалось, что сегодня на суде лишь допросят Ибрагимова и исследуют материалы дела, однако судьи постановили перейти к прениям. В этот момент Ибрагимов ощутимо занервничал: стало ясно, что его судьба, возможно, решится прямо сегодня. В ходе прений он буквально не находил себе места и несколько раз складывал руки в похожий на молитвенный жест, словно обращаясь про себя к высшим силам.

В прениях прокурор вновь огласил то, что содержится в обвинительном заключении и показаниях свидетелей. Также он отметил, что понятие «варварское преступление», а именно так охарактеризовал трагедию в Орландо президент РФ Владимир Путин, включает в себя и понятие теракта. Он попросил суд приговорить Ибрагимова к трем годам заключения в колонии-поселении, а также конфисковать в пользу государства айфон, с которого подсудимый написал злополучный пост, как орудие преступления.

Александр Коган в своей реплике вновь вернулся к теме предыдущего заседания: следует ли считать трагедию в Орландо терактом? Защита полагает, что нельзя, ведь официально случившееся терактом так и не признали. «Не признали ни ФБР, ни ЦРУ, так чего ж мы впереди планеты всей так торопимся применить наши российские законы? – перечисляет он. – Президент России Путин в телеграмме с соболезнованиями назвал случившееся варварским преступлением, но об акте террора речи не идет. То же самое заявил и премьер-министр Дмитрий Медведев. Даже понтифик, Папа Римский, выразил чувство глубокой скорби, но не сделал заявления о теракте. Что же мы, хотим святее Папы Римского оказаться?».

Кроме того, Коган указал на ошибку в составлении обвинения. По его словам, обвинение строится на редакции статьи 205.2 УК РФ от 2006 года, где не предполагалось оправдание терроризма с использованием интернета, такая норма появилась лишь в 2016 году, позже инцидента с Ибрагимовым. Он также сослался на случай с экс-прокурором Крыма Наталией Поклонской, которая у себя в соцсетях сравнила Сталина и Гитлера. Тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Поклонская имеет право выражать свое частное мнение в интернете. Коган считает, что в случае с Ибрагимовым имеет место то же самое.

Коган вновь отметил, что приговор Ибрагимову может создать опасный судебный прецедент. «Получается, что все, кто перепостил запись подзащитного, на них тоже нужно возбуждать уголовное дело! – заявил адвокат. – А таких тысячи! Получится как с женщиной, которую посадили за репост материалов, связанных с педофилией. Мы же джинна из бутылки выпускаем!»

В итоге Коган попросил суд прекратить уголовное преследование подсудимого. Рамиль Ибрагимов скажет свое последнее слово завтра. При этом уже после заседания о возможной мере наказания совершенно неожиданно высказалась еще одна сторона.

Неофициальная ассоциации гей-клубов Казани и совета Радужного фронта Татарстана сегодня выступила с обращением, в котором призвала суд не лишать Ибрагимова свободы, а назначить ему наказание в виде общественных работ.

«Несмотря на дикость всего сказанного Рамилем Ибрагимовым мы считаем, что лишать свободы молодого, красивого и полного сил человека слишком жестоко. В связи с этим обращаемся к судьям, которым предстоит вынести приговор, от имени всех представителей ЛГБТ-сообщества с просьбой не приговаривать Рамиля Ибрагимова к лишению свободы, а назначить ему максимальное количество часов общественных работ. В свою очередь ассоциация гей-клубов Казани готова предоставить место для отбывания наказания, в одном из наших заведений. Мы уверены, что это позволит Рамилю как можно глубже осознать мерзость своего поступка, а также приобрести человеколюбие, стать добрее и ценить каждую личность», – говорится в обращении сообщества.

Статья 205.2 УК РФ не предполагает наказания в виде общественных работ. Вероятно, к счастью для Ибрагимова.

Александр Артемьев.

Комментарии

  1. Еленс 7 лет назад
    А геи просто молодцы. Самые адекватные оказались. И умные.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!