А был ли штраф?

11 января 2017
События

Сегодня, 11 января, Верховный суд РТ признал незаконными вступившие в силу поправки в КоАП РТ о взимании штрафов за парковку на газонах без соответствующих протоколов. Автомобилисты смогут вернуть свои деньги, но действовать это решение начнет только через 30 дней. «Казанский репортер» обсудил с представителями ФАР, которые и подали иск, мэрии и автоэкспертами, насколько это решение актуально в наших реалиях.

Верховный суд РТ признал незаконным порядок взимания штрафов за парковку в зеленой зоне. Сейчас автовладельцы могут подать заявления о возврате уплаченных денег. С иском по этому вопросу выступили региональные представители Федерации автовладельцев России (ФАР).

– Верховный суд РТ отменил пункты о запрете парковки в зеленых зонах из Правил благоустройства Казани. По КоАП РФ, за парковку в не предназначенных для этого местах действует штраф в 500 рублей. Также по КоАП, но уже по татарстанскому, предусматривались штрафы от двух тысяч рублей – для физлиц и до 200 тысяч – для юрлиц. Нам удалось доказать, что оформление таких штрафов ранее производилось незаконно, – сообщил юрист ФАР по РТ Владлен Копвиллем.

После оглашения решения суда в соцсетях и ряде СМИ появилась информация, будто парковку в зеленых зонах и вовсе разрешили. Позже в мэрии Казани сообщили, что возникло недопонимание. Суд не разрешил парковаться на газонах. Незаконным был признан процесс оформления штрафов.

Поправки в КоАП РТ, позволяющие возбуждать дела об административном правонарушении без протокола и выносить постановления о штрафе без участия автовладельца, внесли в апреле прошлого года. Тогда же было решено, что следить за соблюдением поправки будут с помощью «Парконов». Это устройство представляет собой опломбированную коробку с GPS-навигатором и камерой. Устанавливалось оно на машины ГИБДД, которые скрытно или явно ездили по городу и снимали автомобили, припаркованные не по правилам. Прибор с помощью GPS определял и границы зеленых зон. То есть, если на карте определенная территория отмечена как газон, но на деле его нет, водителю припаркованного там автомобиля все равно выписывался штраф. Происходило это без протокола, участия водителя и свидетелей.

Теперь же после вступления судебного решения в силу, а произойдет это через 30 дней, автомобилистов все еще будут штрафовать за парковку на газонах, но с составлением протокола и официальными свидетельствами.

– Теперь люди могут подать заявления о возврате денег. Если деньги не вернут, то человек вправе обратиться с иском в суд, приложив копию квитанции об оплате парковки, – пояснил Владлен Копвиллем.

Среди автомобилистов вновь вспыхнул спор о значении понятия «зеленая зона» и его актуальности в наших реалиях. По мнению автоэксперта и руководителя агентства «Промрейтинг» Антона Глухова, термин «зеленая зона» нередко вгоняет в ступор. Он считает, что действие этого закона обосновано исключительно необходимостью пополнения городской казны.

– Зеленые зоны – это фарс. Кем-то из чиновников случайно открытая возможность вытягивания денег из людей. И у этой позиции целая куча аспектов. Во-первых, насколько я понимаю, основываясь на законодательной базе, никаких зеленых зон в городах быть не может. Зеленая зона это за городом. Во-вторых, в законах, определяющих жизнь автомобилиста, вопрос никак не разобран – нет знаков, нет понятия границы зеленых зон, нет ничего. В-третьих, так называемые зеленые зоны почему-то зеленые только для автомобилистов: коммунальщики туда сваливают мусор, снег с реагентами и песком, коммерсанты ставят ларьки, пенсионеры – гаражи, а электрики – свои будки. Только водитель, примяв квадратный метр песка (часто там и травы нет), платит за это 2 000 рублей. А то и еще больше, особенно в случае с юридическими лицами, – говорит Антон Глухов.

Он привел в пример случай с его знакомой. Девушка живет в доме на проспекте Ибрагимова, где первые этажи переоборудованы под магазины. Она поставила свой автомобиль под окно меж двух деревьев, которые сажал еще ее дед. В конечном счете за порчу посадок ее приговорили к штрафу в 2 000 рублей.

– Зеленые зоны – это чрезвычайно зыбкое понятие, – продолжает автоэксперт, – Его даже судьи не могут четко для себя определить, часто говорят, что это съезд с асфальта в траву. Так у нас 95% небольших поселков и деревень – это съезд с асфальта в траву. Палочная система заставляет органы наращивать объемы штрафов, однако никто не понимает, что это за штраф, и в каких случаях он применим.

Несмотря на то, что в мэрии разъяснили, откуда возникает недопонимание вокруг штрафов, комментировать ситуацию до публикации решения ВС РТ отказались. Как сообщили «Казанскому репортеру», «без официальных формулировок суда оценивать ситуацию пока рано».

С одной стороны, иск представителей ФАР и последующее решение ВС РТ вполне обоснованы. Без необходимых и законных процедур называть человека нарушителем и выписывать штраф непозволительно. Но с другой – законодательство относительно парковочного пространства никак не изменилось. Увеличилось лишь количество официальных документов. Теоретически, оставляя автомобиль на голой земле, вы все еще нарушаете закон о зеленых зонах. В большинстве дворов нет не только специальных парковочных мест, но и поребриков, разграничивающих дорогу и газон.

Пока что, дабы избегать возможных штрафов, нам советуют оставлять машины на муниципальных парковках или в гаражах. И вряд ли это изменится.


Регина Гималова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!