​Услышать тихий голос сквозь века

09 января 2017
Культура

В доме-музее Аксенова стартовал творческий цикл «Город уходящий…». «Казанский репортер» заглянул в прошлое Казани, ощутил атмосферу детства и юности своих читателей и вместе с писателями и краеведами виртуально прогулялся по любимым уголкам столицы Татарстана.

Зал был полон, а люди все шли и шли. Принесенные из рабочих помещений стулья ситуации не меняли. Женщины и мужчины стояли, опираясь на подоконники, прислонясь к дверным косякам или к свободному пространству на стенах. Последнего было маловато. По всему периметру стен крепились желто-коричневые прямоугольники с черно-белыми фотографиями.

Снимки крепились по два, по три друг над другом – как это было и как стало. А ниже – текст, разъясняющий что же это за места такие и что это за строения.

И что интересно, сама эта выставка, иллюстрирующая уход городского пространства из современности, была экспонатом выставки цикла «Город уходящий…», поскольку показывала оформление витрин уже не существующего на улице Баумана Дома печати в один из месяцев уже скрывшегося за горизонтом 1988 года. А еще эта выставка призвана была напомнить об ушедшем уже из жизни человеке – Георгии Фролове, историке-краеведе и исследователе старой Казани. Это его коллекция вместе с коллекцией Сергея Саначина (казанского архитектора, краеведа) заняла сейчас пространство дома-музея Аксенова.

– Когда-то была мощнейшая организация – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Это сейчас она потеряла свое значение.Председателем Татарского регионального отделения был первый заместитель председателя Совета министров ТАССР профессор Мансур Хасанов. Позже он стал организатором и первым президентом Академии наук Татарстана. Во многих организациях города были «первички», в которые вступали энтузиасты краеведения. Я был председателем такой «первички» в «Казгражданпроекте». Человек 250 было в ней участников. И мы вывесили в коридорах нашего института фотографии уничтоженных памятников городской архитектуры, назвав выставку «Виды дореволюционной Казани». Основу ее составила коллекция Абдуллы Дубина. А потом мы с Георгием Фроловым решили сделать сравнительную фотовыставку по казанским культовым зданиям, а тогдашнее руководство Дома печати отнеслось с энтузиазмом к нашему замыслу, – рассказывал историю представленной экспозиции Сергей Саначин, вытаскивая на свет невесть как сохранившиеся «вещдоки»: членский билет ВООПИиК, афиши выставок «Виды дореволюционной Казани», «Церкви и монастыри былые», «Мечети казанские», книжки-путеводители об истории города, которые готовил Георгий Фролов…

Вдруг, оборвав себя, Саначин грустно добавил:

– Эта выставка восстановлена нами скорее для друзей Геры. Думаю, что в зале их наберется не больше десятка. Я полагал, что все это превратится в вечер воспоминаний о замечательном человеке…

Геру – Георгия Фролова – действительно вспоминали. Все. И те, кто говорил непосредственно о нем: Лев Жаржевский – человек-энциклопедия истории казанского края, и Любовь Новикова – хранительница музея «Савиновские сюжеты в предметах»…И даже те, кто говорил не о нем, все равно напоминали собравшимся об этом краеведе, филокартисте, нумизмате и фотографе.

Например, считалось, что в Казани цветное фотоизображение появилось после 1917 года. А вот Фролов выяснил, что первые цветные слайды датируются 1911 годом. И сделаны они были Арнольдом Бренингом. Тем самым, о семье которого читал в этот вечер свой давний очерк поэт, публицист и ученый Айрат Бик-Булатов.

– Арнольд Иванович был еще и чудесным фотографом, – чуть нараспев произносил над притихшим залом Бик-Булатов. – Он много снимал Казань, и удивленно смотрим мы на церкви, которых нынче нет, на садик «Кольцо» (в районе нынешней площади Тукая), а вот кадры наводнения 1926 года, и по улице Свердлова, и в районе Кольца люди передвигаются на лодках – глубина достигала пяти метров…

Слушаю его, а взгляд скользит по фотографиям, развешанным вокруг: может, и здесь есть бренинговские кадры? Ведь именно Фролов, разбирая «чердачный» архив семейства Бренингов, отыскал почерневшие, исцарапанные стеклянные пластины – негативы раритетных снимков. Говорят, что он хотел их выкинуть, но, мол, рука не поднялась. Ой, как не вяжется это с характером краеведа и коллекционера! Помню, как сидели мы с ним в его маленькой комнатке, заставленной, заваленной, захламленной, на взгляд обывателя, сотнями, тысячами таких стеклянных пластин с изображением уходящего города...

Чуть более двух часов длилось это удивительное свидание с прошлым. И зал оставался полон.

– Мы не прощаемся, – по-домашнему тепло успокаивала всех на исходе второго часа директор культурной площадки Ирина Аксенова. – Каждый второй месяц будет посвящен любимому меняющемуся городу. Цикл будет посвящен той Казани, которой уже нет, которая и сегодня уходит, не оборачиваясь. Для нас очень важно предоставить людям такое место, где можно притормозить, подумать, поностальгировать.

Что же, первая остановка состоялась. Притормозили. Подумали. Получилось!

Зиновий Бельцев.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!