$ 58,88
65,95
Казань +13°C

​16 самых значимых культурных событий 2016 года

2 января 2017 | Культура


На исходе года «Казанский репортер» вновь перелистал календарь культурных событий столицы Татарстана и обнаружил там несколько ярких страниц. Дабы не сеять раздор в сообществе культурных деятелей, мы решили отказаться от ранжирования и представляем особенно запомнившиеся нам события в хронологическом порядке.

JIVE


9 января легендарная казанская группа JIVE отметила четверть века своей жизни на сцене. Праздник превратился в мини-фестиваль джаза, дерзкий и зажигательный, как и музыка, которую исполняет группа, возникшая как малый состав оркестра под управлением неповторимого Виктора Деринга – друга и соратника великого Олега Лундстрема. Когда-то имена джазовых исполнителей были на устах у каждого казанца: возвращенцы из шанхайской эмиграции были кумирами всех поколений. Сегодня же их музыка становится уделом элитарных фестивалей, и современные подростки вряд ли уверенно объяснят, кто такие Валерий Коротков, Владимир Чигарев, Роман Алексеев или Лилия Чугунова. Так что значимость того, что JIVE живет и собирает полные аудитории вот уже 25 лет, только возрастает: Казань не сдает своих позиций в мире интеллектуальной музыки.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИБН ФАДЛАНА В КАЗАНЬ

20 февраля в центре «Эрмитаж-Казань» состоялось торжественное открытие выставки «Путешествие ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара», сразу получившей высокую оценку и ученых, и политиков. 2 132 экспоната из семи музеев – Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея искусств Востока, краеведческих музеев Астрахани, Волгограда и Самары, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шигабутдина Марджани – рассказали о тайных сторонах жизни народов Востока и Европы. Прикоснуться к культурам народов, по землям которых в 921-922 годах прошла миссия багдадского халифа ко двору царя Волжской Булгарии, дорогого стоит, а выставка эта – поистине бесценный источник по этнографии и истории современных Ахмаду ибн Фадлану народов от Средней Азии и до Средней Волги. Ведь экспонаты, представленные здесь, вряд ли когда-нибудь вновь соберутся вместе под одной крышей.

РУССКИЙ МУЗЕЙ В КАЗАНИ


19 марта в усадьбе Сандецкого изомузея открылся Культурно-выставочный центр Русского музея. Первой его акцией стал вернисаж произведений Карла Брюллова, на которой были представлены 50 работ выдающегося живописца, а затем, 2 ноября, сюда приехали 50 произведений Константина Коровина. До этого прославленный музей открыл свой филиал только в испанской Малаге, так что это – второй в мире и первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея. Казань была одним из 12 городов-претендентов. И ей повезло. На открытии ожидался министр культуры Владимир Мединский, но на фоне коррупционного скандала в его ведомстве и задержании зама он так и не приехал.


ВАН ГОГ БЕЗ ЛАБУТЕНОВ


30 марта в Казанском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Из глубины… (Художник Винсент Ван Гог)». Все смешалось в этой экспериментальной постановке главного режиссера театра Туфана Имамутдинова: и полотна великого мастера, и его переписка с братом и друзьями, и японский танец буто. Наверное, кому-то это показалось сумасшествием: босоногие актеры, ни слова не говоря, странно двигались по сцене, квартет вокалистов a capella излагал тексты писем, осветители воссоздавали лучами краски живописных работ великого голландца, а в воздухе почти все время стояли клубы пыли и летали охапки сена. Но это же попытка проникнуть в глубь Ван Гога, в его сознание, а там, быть может, и не такое еще творилось. В общем, спектакль стал серьезной заявкой на возрождение театра, в последние годы испытавшего тяжелый кризис. И название может оказаться символическим: а вдруг труппа и взаправду сможет подняться из глубин, в которых она оказалась? Кстати, постановка вошла в четыре номинации на премию «Золотая маска» сезона-2015/2016 –«Современный танец/спектакль», «Работа балетмейстера/хореографа» (Анна Гарафеева), «Работа композитора в музыкальном театре» (Эльмир Низамов) и «Работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Лилия Имамутдинова).

НУРИЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

2 апреля началась продажа билетов на фестиваль балета имени Рудольфа Нуриева и в тот же день благополучно завершилась: более 12 тысяч билетов разошлись за три часа работы театральных касс. Казанцы в который раз продемонстрировали свою готовность называться интеллигенцией. А мы все ворчим на современные нравы и недостаточную, по-нашему мнению, образованность наших соотечественников. Между прочим, спектакли фестивальной программы наделали гораздо меньше шума в информационном пространстве: высокое качество их стабильно и давно уже перестало удивлять кого-либо.

КАРИНА И ДРОН


23 апреля в творческой лаборатории «Угол» состоялась премьера спектакля «Карина и Дрон». Пьеса минского «гиперреалиста» Павла Пряжко в постановке петербужца Дмитрия Волкострелова состоит из диалогов шести школьников, трех девочек и трех мальчиков. Алогичность происходящего на сцене не поддается рациональному объяснению пережитого. Зритель в буквальном смысле испытывает катарсис – шок и последующее за ним нравственное очищение. Во многом то, что выхватывает из жизни драматург, «вырастает» из инновационного подхода к проблемам молодежи Юриса Подниекса. Помните его фильм «Легко ли быть молодым?», взорвавший беспроблемно тихую жизнь Советского Союза? Наверное, «шокументальность», возникшая в нашем искусстве в перестроечную эпоху, еще не изжила себя. То, как говорят персонажи пьесы, – не просто словесный мусор живущих в ином информационном измерении подростков, это постепенно накрывающий нас «гул Земли» как предвозвестник Апокалипсиса. Вслушиваясь в него, неожиданно понимаешь ту неясную тревогу и вездесущую пустоту, которые поселились в твоей душе.

ИГРАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ


11 мая оркестр La Primavera и дирижер Рустем Абязов представили Казани талантливых слепых музыкантов. В тот вечер на сцену вышли заслуженная артистка Адыгеи, актриса МХТ имени Чехова, хэдлайнер церемонии закрытия XI зимних Паралимпийских игр в Сочи и лауреат международных и всероссийских конкурсов Нафсет Чениб, трио «НеЗаМи», в котором поют воспитанники казанской школы №172 для незрячих детей, пианист Булат Миннулин из Казани и вокалистка Лилия Ханипова из Набережных Челнов. Согласитесь, не часто людям с ограниченными возможностями выпадает шанс не просто рассказать о себе, а на равных со всем остальным сообществом продемонстрировать свои таланты. Да что там говорить, не то, что на сцену, не в каждый зрительный зал есть у них доступ: обилие ничем не оправданных архитектурных преград встает на их пути, бессовестно нарушая права человека. Тем отраднее, что есть еще в нашем мире сердца, неравнодушные к подлинным талантам, невзирая на сложившиеся в нашем обществе стереотипы.

ВООРУЖЕННЫЕ МУЗЫКОЙ


17 июня в Казанском кремле исполнена «Месса мира. Вооруженный человек» Карла Дженкинса. Это произведение достаточно редко исполняется в силу своей сложности: библейский псалом, мусульманская молитва, григорианский хорал, тексты из Махабхараты, американская музыка и музыка восточных народов, барабаны, древние и современные мелодии, стихи Киплинга, Драйдена, Свифта, Теннисона, строки Тогэ Санкичи, человека, выжившего в Хиросиме, – все слилось в оратории, смысл которой – «вооружен, значит опасен». Opus, созданный на исходе XX века, – молитва о мире и разоружении, о прекращении межконфессиональных и межнациональных конфликтов, о сохранении традиционных культур и вселенской любви… Как это понятно, как созвучно каждому, кто живет на Земле.

МУЗЕЙ ГОРЬКОГО

25 июня после длительной реконструкции открылся литературно-мемориальный музей Максима Горького. Знаменитая пекарня Андрея Деренкова, где вызревало не только тесто, но и писательский талант будущего буревестника революции, вновь приняла посетителей. И теперь здесь можно не только раритетные экспонаты посмотреть, но и отведать свежий, настоящий хлеб «бабушки Акулины» и «Алешкины лепешки». Конечно же, в любом музее есть некий налет глянца, оправданный искренним желанием оставить в веках лишь самые хорошие черты героя экспозиции. Казанский музей пролетарского писателя выгодно выделяется из числа его лакированных биографий хотя бы тем, что при его создании сам хозяин пекарни, переживший Максима Горького на 17 лет, рассказал музейщикам как же это было на самом деле. А документальные воспоминания – это то, что не имеет цены.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА В ИЗОМУЗЕЕ

3 июля в Государственном музее изобразительных искусств на выставке «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» казанцы впервые увидели редчайшие произведения древнерусской иконописи, художественной фотографии рубежа XIX-XX веков, удивительной красоты церковную утварь и никогда ранее не демонстрировавшиеся архивные документы. 19-20 июля были отданы международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Около 200 докладчиков – духовенство, ученые, исследователи, историки, философы, писатели, культурологи, искусствоведы, архитекторы, музыканты, видные общественные и политические деятели из России, дальнего и ближнего Зарубежья – размышляли о путях возрождения веры и нравственности в современном мире. Трудно даже приблизительно назвать число списков этой иконы: она является одной из самых почитаемых в христианском мире. В легендах и преданиях с ней связывают возвращение той самой сильной державы, которую мы потеряли вместе с утратой подлинника Казанского образа Богородицы. Однако Воскресение России – задача непосильная для отдельного социального института, только все вместе, верующие и неверующие, мирские и церковные, ученые и несведущие в науках, могут сдвинуть дело с мертвой точки. Эта конференция – знак того, что мир это понял и начал процесс консолидации своих сил и возможностей.

СЕННОЙ БАЗАР


7 августа в Старо-Татарской слободе прошел фестиваль «Сенной базар». Это ярмарка-флешмоб, девиз которой – «Татарское актуализируем, актуальное татаризируем». Здесь исполняли музыку, читали стихи, демонстрировали живописные полотна и различные сувениры, проводили экскурсии, угощали всяческими яствами и предлагали стилизованную татарскую одежду и национальную обувь. А всего на берегах озера Кабан национальную культуру актуализировали свыше 60-ти умельцев из Москвы, Казани, Уфы, Челябинска, Тюмени, Перми и других регионов страны. Наверное, это не требует особых пояснений, но все же заметим, что человек, теряющий свои корни, становится безразличным не только к прошлому и будущему, но и к настоящему. Однако любая культура – отнюдь не застывшая в веках форма, она живет, развивается, соответствуя требованиям быстротекущего пространства. И «Сенной базар» – лучшее тому доказательство. А ведь еще живы те поколения, которые помнят, как татары скрывали свою национальную принадлежность и отказывались учить родной язык. Как же это все-таки здорово, что эти времена уже в прошлом, а тяга к модернизирующейся татарской культуре есть не только у титульной нации нашей республики.

ФАНФАРЫ КАЗАНИ


29 августа в Казанском кремле открылся Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары Казани». 12 коллективов из России и стран ближнего зарубежья удивляли слушателей исполнением бравых маршей, старинных вальсов, классических произведений, популярных песен и эстрадных пьес. Завершило фестиваль грандиозное выступление сводного оркестра: гимны России и Татарстана и произведения русских и татарских композиторов играли одновременно более 400 музыкантов. Каких-то полвека назад под музыку духовых оркестров шла вся российская жизнь: тихие семейные прогулки в парке и катания влюбленных парочек на лодках или, зимой, на коньках, знакомство на танцплощадках и прощания на похоронных процессиях… Сегодня звучат иные инструменты и ритмы, люди предпочитают отгородиться от толпы звуковым щитом в индивидуальных наушниках, – и наступает век тотальной разобщенности, век, когда мы чаще общаемся с техникой, чем с себе подобными. И вдруг – снова зазвучали духовые оркестры, которые нельзя, невозможно слушать поодиночке. Это искусство коллективного сопереживания. Это форма совместного бытия. Быть может, маятник времени уже качнулся назад?

ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО


5 сентября в очередной раз в Казани открылся Международный фестиваль мусульманского кино. За годы своего существования этот форум превратился в один из престижнейших среди кинематографистов. В этом году конкурсную программу составили 60 фильмов из 33 стран мира. Лучшим игровым фильмом на сей раз признана иранская картина «Бессмертный» режиссера Хади Мохагеха – философский фильм-притча об ответственности человека перед своим существованием, а приза президента Татарстана оказался удостоен фильм «Редха» («Смирение») малайзийского режиссера Тунку Моны Ризы, рассказывающий о проблемах детей-аутистов.

ТАТАРСКИЙ КОД


3 ноября в Музее истории государственности Татарстана открылась выставка «Татарский культурный код: 110 лет первому татарскому театру». Жизнь созданного актером образа коротка, она длится пока идет спектакль. Завзятые театралы только мечтают о создании Республиканского музея театрального искусства, историю сценических таинств можно пытаться разгадать лишь на таких уникальных экспозициях как эта. История татарского театра – самобытна. В ней переплелись западные школы лицедейства и восточные традиции едва сдерживаемых эмоций. И это, в какой-то мере, роднит татарский театр с театром Италии – и тот, и другой во многом опираются на карнавальные традиции, на яркие формы народно-праздничного веселья. Понять, почувствовать это оказалось возможным только на этой выставке. А где же еще в нашей республике можно узнать о татарской театральной истории?

В КАЗАНИ – ЧИТАТЬ


7 декабря – день рождения Центра современной культуры «Смена» в Казани. Уже в первые дни работы, сформировались основные направления его деятельности: организация выставок, книжных фестивалей и публичных мероприятий. Это совершенно особое место, где можно найти нестандартную литературу и послушать лекции на темы, редко встречающиеся в афишах. Это люди, которые, кажется, знают наизусть каждую книгу, стоящую на полках магазина. Это атмосфера доброго старого интеллигентского дома, где тебе всегда рады и найдут для тебя и чашечку чая и задушевное слово. Два раза в год сюда съезжаются самые уважаемые в среде книголюбов издательства, чтобы предложить на ярмарках свои издания, никогда не добирающиеся до обычных книжных магазинов. И, разумеется, каждое мероприятие ЦСК «Смена» – это яркое событие в культурной жизни.

НАРУШАЯ МОЛЧАНИЕ


14 декабря состоялся премьерный показ спектакля «Просто мы», в котором казанцы увидели самих себя. Дело в том, что по инициативе и сценарию волонтеров «Серебряной Розы» были разыграны реальные истории девушек с улиц нашего города. Но сначала пару слов о движении. «Серебряная роза, – объясняют название его создатели, – холодная, красивая и практически неживая, потому что уже нет сил жить…» Вот чтобы эти силы появились и потребовалось рассказать о тех, кого эта «Серебряная роза» объединяет – о «секс-работниках», у которых в нашей стране нет ни прав, ни защиты. Спектакль откровенно, порой очень жестко рассказывает о надругательствах над теми, кто выбрал своей профессией торговлю телом. И дата его премьеры была выбрана не случайно – накануне Международного дня защиты секс-работников от насилия и жестокости.


Зиновий Бельцев.

Все новости
Loading...