Когда вождение становится опасным

26 декабря 2016
Авто

Депутаты Госсовета Татарстана на заключительном в этом году заседании рассмотрели и одобрили поправку в Правила дорожного движения и КоАП. Касается она наказания за «опасное вождение». При повторном нарушении этого предписания предлагается лишать нарушителей водительских прав. Разбираемся, что нужно или не нужно делать, чтобы сохранить права на управление автомобилем.

С инициативой об ужесточении наказания за опасное вождение сегодня, 26 декабря, на сессии Госсовета РТ выступил член парламентского комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин. Его предложение о лишении водительских прав за повторное нарушение правил депутаты поддержали единогласно. Ранее поручение об ужесточении мер в отношении нарушителей дал Госсовету президент Татарстана Рустам Минниханов. Но сначала разберемся, что уже прописано в КоАП на этот счет.

С ноября этого года за опасное вождение взимается штраф в пять тысяч рублей. Об этом на одном из заседаний правительства сообщал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Позже Рустам Минниханов высказался о том, что считает такое наказание слишком мягким.

– Для многих это не смертельно. Основная категория наших водителей – добропорядочные и законопослушные. А вот эти люди, которые немножко деньги имеют – молодежь золотая, успешные бизнесмены, – могут себе позволять эти правонарушения. В Великобритании за опасное вождение назначают штрафы и тюремный срок до 5 лет, в Германии – штраф в 250 евро и лишение прав на три месяца. 250 евро – знаете сколько? – сказал глава Татарстана.


После этого он дал поручение республиканскому правительству разработать вариант, ужесточающий наказание за повторное нарушение. Дело было передано в комитет по законности и правопорядку, результаты работы которого сегодня и огласил Ягудин.

– Комитет изучил проблему и предлагает поддержать законопроект с учетом внесенного нами предложения по данной статье. Суть этого предложения – дополнить статью частью второй следующего содержания: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев», – заявил Ягудин.

После одобрения проекта закона, сообщил Ягудин, его направят депутату Госдумы от Татарстана Ильдару Гильмутдинову для дальнейшего продвижения уже на федеральном уровне.

Несмотря на то, что наказание за «опасное вождение» начало действовать только месяц назад, сам термин вошел в правовую лексику еще в июле. В пункте 2.7 ПДД говорится:

«Опасное вождение» – неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Не самая простая и понятная формулировка, но портал опасноевождение.рф попытался упростить ее до наглядных примеров.

1. Невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, или проще говоря «подрезание». Среди автомобилистов подобное нарушение иногда называют «нервяки». Любопытно, но но порядок перестроения и до этого регламентировался правилами дорожного движения - п.8.4. Ничего нового законодатель тут, вроде как, не придумал.


2. Перестроение при интенсивном движении без необходимости совершения маневра (нарушение п.9.4 ПДД). Проще такое нарушение называют «шашками». То есть, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты. Исключением считаются случаи поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Но какое именно движение считается интенсивным или сколько перестроений достаточно при это этом совершить на единицу времени, в правилах не уточняется. Формулировка «без необходимости» вообще вызывает недоумение. Кто будет оценивать эту степень необходимости и по каким критериям – не ясно. Так и вспоминается Бродский с его «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку...»



3. Несоблюдение безопасной дистанции (нарушение п.9.10 ПДД). Опять-таки точная цифра, означающая безопасную дистанцию, нигде не приводится. Во всех случаях она зависит от скорости движения. Существует только одно исключение – использование знака под номером 3.16, указывающего на расстояние в метрах, которое должно быть между двумя машинами, едущими в потоке. Обычно его устанавливают на участках дороги, изобилующих резкими поворотами, крупными препятствиями, заставляющими существенно снижать скорость за небольшой период времени. Могут применить знак на участках с разрешенной высокой скоростью движения, где несоблюдение дистанции может привести к настоящей трагедии.

Да, уважаемые разработчики законопроекта, пропишите пожалуйста, сколько раз водитель должен моргнуть фарами или посигналить, чтобы его признали виновным. А то Инспекторам будет неудобно применять эту норму закона.



4. Несоблюдение безопасного интервала (нарушение п.9.10 ПДД). Это так называемое «междурядье»: когда участники движения не соблюдают дистанцию с автомобилями справа или слева. Вопрос тот же, обозначьте в метрах, пожалуйста.



5. Резкое торможение (нарушение п.10.5 ПДД). Такое нарушение часто называют «учитель» или «воспитатель»: когда автомобилист резко и без каких-либо видимых причин тормозит перед другим транспортным средством. Но и тут непонятно, при каких причинах это не считается нарушением. Всегда?



6. Препятствие обгону (нарушение п.11.3 ПДД). На картинках все хорошо и понятно, однако как это нарушение будет фиксироваться в реальности не совсем понятно. Водитель препятствующий обгону всегда сможет объяснить причину своего маневра, ну вот нужно ему было тоже перестроиться, и попробуй докажи, что перед нами автохам.



В итоге, как видим, даже при детальном разъяснении, выясняется, что все эти действия уже имеют свои определения в ПДД. Не наказывать дважды за одно нарушение – один из базовых юридических принципов.

Для доказательства «опасного вождения» в ГИБДД допускается использование записи специальных устройств, установленных в том числе и на патрульных машинах, а также камер наружного наблюдения, автоматической фиксации ПДД и камер на машинах ДПС без опознавательных знаков. Оперативно выяснить, сколько участников дорожного движения оштрафовали в Татарстане за месяц действия нововведения, нам не удалось.

Также учитывая, что и безопасная дистанция, и безопасный интервал – неопределенные величины, удивительно, как за рамками «опасного вождения» осталось несоблюдение скоростного режима. А ведь это величина вполне определенная, во многих случаях вполне поддающаяся фиксированию. По мнению руководителя агентства «Промрейтинг», автомобильного обозревателя Антона Глухова причины нововведений заключаются в экономическом вопросе.

Запутанная история связана с агрессивным и опасным вождением. Лично для себя эти понятия я очень четко разделяю. Агрессивное вождение предусматривает какой-то злой умысел. Вы садитесь за руль и отдаете себе отчет в том, что будет происходить. Говоря об опасном вождении, человек, который в первый раз сел за руль, не разобрался толком, может вести себя на дороге опасно, но никакого злого умысла в этом нет. Но законодательные границы в этом плане очень размыты. Мне кажется, подобная инициатива привязана к экономической ситуации в стране. Автомобилисты – это очень удачные социальные группы, с которых можно беспрерывно взимать какие-то платы, дополнительные налоги. Это заметная социальная группа, которая обросла так называемым «жирком». Если человек отказывается от общественного транспорта, имеет личный автомобиль, оплачивает топливо, значит, у него есть лишние деньги, на которые можно претендовать под тем или иным предлогом, – говорит Антон Глухов.

Выходит, что суть опасного вождения – это последовательное нарушение определенных пунктов правил дорожного движения. Но и этого недостаточно, чтобы вождение стало опасным. Последовательность нарушений должна создать угрозу ДТП. С одной стороны любое нарушение правил создает угрозу ДТП, с другой – пункт 10.1 обязывает снизить скорость вне зависимости от наличия преимущества, то есть снимает эту угрозу. Но грань между созданием угрозы очень тонкая, субъективная и неопределенная. В то время как штрафы и лишения прав за нарушение этих размытых формулировок предполагаются вполне конкретные.

Четких и понятных определений, что же такое «опасное вождение» найти не удалось, между тем наглядный пример такого пилотажа на днях продемонстрировал водитель ВАЗ-2115 в казанском аэропорту. Погоня, которая началась около 22.00 21 декабря на улице Ершова, закончилась тем, что лихач на автомобиле въехал в здание аэропорта, проломив стеклянную стену.



Регина Гималова

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!