​Пойдут ли рысаки на мясо?

20 декабря 2016
События

Казанский конный завод, располагающийся в селе Званка Пестречинского района, на грани расформирования. Такая информация совсем недавно появилась в соцсетях и всерьез обеспокоила казанцев. Что же происходит на племенном конезаводе в Татарстане? Правда ли, что он вскоре может закрыться? И главный вопрос: что будет с оставшимися там лошадьми? Неужели породистые русские рысаки пойдут на мясо? «Казанский репортер» выяснил все подробности.

«ЛОШАДИ – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ

Тревогу забил Фейсбук. Сообщение появилось в аккаунте Натальи Корнеевой, зоотехника-селикционера Казанского конезавода. На своей странице сотрудница рассказала, что директор завода намерен в срочном порядке, до 31 декабря, распродать рысков. «Что будет дальше с непроданными? Не исключено, что будут сданы на мясокомбинат», – предположила в своем сообщении женщина. Такие новости не могли остаться без внимания, ведь подобное в Татарстане уже было – когда закрылся Татарский конный завод в селе Никольском Спасского района. Там с 1919 года разводили лошадей старинной российской породы – орловских рысаков, установивших три рекорда скорости на бегах. В этом году породе исполнилось 240 лет. Однако завод уже не смог отметить эту дату.

Наталья Корнеева беспокоится, что и конный завод в селе Званка может постигнуть такая участь.

«Больше всего сердце болит за животных, – говорит Наталья. – Лошадей распродают, конюшни рушат. Я лично помогала пристроить нескольких рысаков в руки частных коневодов в Самарскую область. Всех сотрудников директор собрал еще весной и сказал, что животных будут распродавать, останется 30 тяжеловозов, потому что конезавод просуществует максимум год, полтора. Слышала это собственными ушами. А все потому, что земля здесь будет продаваться под строительство коттеджей. Меня, когда начала много разговаривать, сократили. Сначала хотели вынудить уволиться по собственному желанию, не получилось... Сейчас я там персона нон-грата, людям запретили меня пускать на территорию под угрозой увольнения... А то, что они там кумыс не производят, а выкармливают жеребят, так это смешно. А для чего спецов разгонять? Чтоб не мешали?»

Женщину, теперь уже бывшего зоотехника сельхозпредприятия, сократили в августе. И о реальной обстановке на ферме в данный момент рассказать она уже не может. Мы обратились за комментарием в пресс-службу ОАО «Татспиртпром» – конеферма принадлежит именно этому предприятию.

РЕМОНТ ИЛИ ЛИКВИДАЦИЯ?

После обращения Натальи Корнеевой в казанские СМИ на сайте ОАО «Татспиртпром» появилась информация о масштабном ремонте на территории племзавода. А также уверения, что никаким образом перестройка не затронет животных. Наоборот, они перейдут в новые «апартаменты».

Основные работы начнутся в январе, обновлению подвергнутся все постройки: конюшни, склады, весовое хозяйство, зерносушилки и даже общежития для персонала. В планах руководства фермы занять прежде свободные и неиспользуемые площади на территории хозяйства. Здесь пробурят собственную скважину, с помощью чего решат вопрос водоснабжения. Так ли это? «Казанский репортер» решил выяснить все на месте.

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?

Территория огорожена забором, у ворот дежурит охранник. В загонах гуляют лошади – тяжеловесы. Вплотную к конеферме подходят улицы с недавно выстроенными коттеджами.

– Я могу вам официально заявить, никакой кусочек земли сельхозугодий не продан и продаваться не будет. Идет ремонт конюшен, зерноскладов, весового хозяйства, – говорит директор конезавода «Казанский» Марат Гильфанов. – Я здесь всего год, и то состояние помещений, которое есть, меня не устраивает. Поэтому я обратился к руководству «Татспиртпрома» с предложением о ремонте, нас финансово поддержали. И сейчас уже можно видеть небольшой результат.

Груды строительного мусора и работающий экскаватор сегодня там, где еще летом стояли старые конюшни. Рядом – уже отремонтированная, с заново оштукатуренными и побеленными стенами. Здесь созданы условия и для животных и для сотрудников.

«Старым конюшням было почти 50 лет, они свой срок уже отработали. Штукатурка отвалилась, по стенам пошли трещины, кирпичи сыпались на голову», – рассказывают сотрудники со стажем.

– Если бы все готовилось для продажи, то зачем ремонтировать? – продолжает Марат Гильфанов. – Прежде, чем заниматься разведением, мы решили навести порядок. Чтобы содержание лошадей можно было назвать достойным. А потом уже займемся обновлением стада.

Директор конезавода «Казанский» Марат Гильфанов (слева)

Сейчас на ферме более 180 лошадей. В основном – тяжеловозов. В отдельных загонах – кобылы, ждущие потомства, и уже отделенные от матерей жеребята. А вот знаменитых рысаков мы здесь не увидели. Директор объяснил, что лошади содержатся на Казанском ипподроме. По его словам, там для них есть все условия: постоянные тренировки, своя отдельная конюшня, корма высшего качества. Ими занимается штат из 10 человек. Но развивать дальше разведение рысистых пород руководство завода не планирует – нерентабельно. Рысаки местного производства не могут составить достойную конкуренцию, к примеру, лошадям из Арабских Эмиратов. А их содержание и тренировка – дело недешевое. Поэтому будущее конефермы за мясо-молочным направлением. Кстати, производство кумыса сейчас приостановлено также по причине ремонта молочного цеха.

Директор охотно делится планами, как минимум, на ближайшую пятилетку. Пришло время использовать ресурсы сельхозпредприятия более эффективно. Становится очевидно, что вся полемика вокруг конезавода, скорее всего, сходится к личному конфликту.

О сокращении должности зоотехника, которую занимала Наталья Корнеева, директор племзавода сказал: «Нам эта единица была не нужна, зоотехников у нас хватает. Поэтому сократили». Хотя, тут же признался, что подписал новое штатное расписание, где увеличил почти вдвое количество сотрудников фермы. К слову, сейчас на конезаводе трудятся 37 человек.

Новый руководитель – новый подход. Хорошо это или плохо для предприятия, пока говорить рано. Все, что нам удалось увидеть, производит впечатление самого начала установления нового порядка. Посмотреть результаты этой перестройки директор пригласил нас в сентябре. Во всяком случае хотя бы до этого времени можно не беспокоиться о судьбе животных. А через 9 месяцев своими глазами убедиться, на сколько эффективен такой менеджмент? Возможно, к этому времени он уже даст свои плоды.


Екатерина Белова.



ФОТОРЕПОРТАЖ


Комментарии

  1. Энни 7 лет назад
    Жаль завод. Про каких арабских лошадей М.Гильфанов лапшу журналистам вешает, там рысаки и тяжи? Времена меняются, на рысаках уже денег миллионами отмывать, как раньше, не получается, нашли новую статью дохода - продажа земли под котеджную застройку. А перевести земли из сельхоз назначения под строительство, дело времени и "техники", там, наверное, уже все дано подсчитали и чемоданы для денег подготовили и, очевидно, лишь их мизерная часть пройдет через налоговую.
  2. Гурмэ 5 лет назад
    Знакома я данными людьми... Не самые лучшие люди. Ветврач один чего стоит. Насчет увеличения количества работников тоже не уверена, что-то я сомневаюсь.
    Они заборы стали латать сваркой, только после весточки в МСХиП РТ, а так бы и вовсе ничего не сделали. Кормят лошадей прогнившими стогами сена и соломы, животные неухоженные. В конюшнях холодно было, что жеребята и взрослые животные дрожат стоят на глазах.
    Вода и моча из конюшен никак не удаляется, копится и туда загоняют обратно животных.
    А еще на ночь животных (бычков) не загоняли в конюшни зимой, от чего и умирали часть из них. Только вот бычков не содержат так же как и лошадей, у них другие по схеме содержания помещения, но им все равно на это.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!