​«Почему мы должны уважать других?»

Международный день толерантности отмечается 16 ноября. Вот уже шесть лет в честь этого праздника во всех российских школах проводятся уроки толерантности и терпимости. В этом году акция проходит с 16 до 23 ноября. «Казанский репортер» посетил открытый урок в одной из школ столицы Татарстана.

В этом году проект – урок толерантности – впервые реализуют Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) и Центр толерантности при московском Еврейском музее.

Специальные программы разработаны Центром для учеников 1-4, 5-8 и 9-11 классов. В начальной школе детей учат писать слово «мир» на 86 языках и свое имя на фарси, а также знакомят с поговорками и пословицами разных народов, населяющих Россию. В старших классах рассказывают о закономерностях построения межкультурного диалога и особенностях, которые объединяют людей различных конфессий.

Главная цель уроков толерантности – формирование у школьников позитивной гражданской идентичности, активной социальной позиции, установок взаимопонимания, чувства терпимости и уважительного отношения друг к другу, а также доброжелательности к различным группам населения (инвалидам, беженцам, представителям разных национальностей и конфессий).

«Казанский репортер» посетил такой урок в школе с названием «СОлНЦе» (специализированный олимпиадно-научный центр) и узнал, что подростки думают о толерантности в контексте последних террористических атак «Исламского государства», усилившегося потока беженцев в Европу и российского будущего.

Что такое толерантность?

В школе «СОлНЦе» открытый урок толерантности начался утром в четверг, 19 ноября. Молодой учитель – Рамиль Гиниятуллин (студент КФУ) – объявил ученикам 9-го класса, что форма занятия будет необычной. Урок пройдет в виде коллоквиума, а в конце участники обсуждения должны будут ответить на вопрос о значении толерантности для общества.

– Мы будем обсуждать очень важную проблему нашего общества и Западной Европы – толерантность. Все вы прекрасно знакомы с этой темой и, наверное, знаете, что этот термин в российском публичном дискурсе имеет как положительные, так и отрицательные отклики, – начал учитель. – Кто-то говорит, что толерантность – это хорошо для мультикультурного общества, другие - что это зло и «мина замедленного действия». Мы не должны опираться на публичные высказывания некоторых людей, пусть наши утверждения сегодня опираются только на научные знания. Итак, что же такое толерантность?

– Это терпимость. Принятие других образов жизни, – ответила одна из учениц.

– Толерантность – это не позволять себе осуждать другой образ жизни или мысли, – дополнила ее другая.

– Да, с этим можно согласиться, – поддержал их учитель. – Все, что вы перечислили, конечно, соответствует определению толерантности, но не полностью.

Педагог, включив проектор и открыв первый слайд с надписью «16 ноября – Международный день толерантности», спросил учеников, знают ли они о таком празднике. Класс притих. «Лес рук», – пошутил учитель.

– Итак, толерантность – это уважение к другим, к тем, кто на нас не похож, – начал он. – Это принятие и понимание богатого многообразия культур. В связи с глобальными событиями в обществе, человек, свободно передвигающийся по всему миру, постоянно сталкивается с этим многообразием, изменяя другие культуры и изменяясь сам под их влиянием.

Учитель привел небольшую схему, в которой указаны самые распространенные значения термина, и несколько переводов этого слова на русский с других языков. Обсудив эти слайды, участники коллоквиума перешли к чертам толерантной и интолерантной личностей.

– Почему мы должны уважать других? – задал вопрос спикер.

– Чтобы они потом уважали нас, – ответила ученица.

– Да, даже пословица такая есть: "Каков привет, таков и ответ". Как мы относимся к человеку, так он потом относится к нам.

Актуальность изучения толерантности

– Давайте попробуем порассуждать, почему проблема и тема толерантности актуальны в XXI веке? Я вчера тоже задался этим вопросом и написал пару своих гипотез. То есть это мои рассуждения, я не взял их из Интернета, – пояснил учитель.

На слайде три пункта. Первый – "глобализация", второй – «существование огромного количества народов и народностей» и третий – "современные процессы миграции". С первым и третьим пунктами у слушателей сложностей не возникло. А вот второй вызвал ряд вопросов.

– Чем отличаются народны и народности? – поинтересовалась одна из учениц.

– Народны по численности больше, кроме того, они более развиты и современны, приближены к европейскому идеалу развития. Народности – меньше по количеству.

– Это не толерантно. Насколько я знаю, не существует народностей – это советский термин для обозначения северных племен. Есть только народы, – заметила ученица.

– Да, я согласен, можно в таком контексте говорить о некой дискриминации, но между ними все-таки есть различия. Народы – это те, кто имеет свою государственность, а народности – это больше кочующие группы, – ответил педагог. И перешел к следующему вопросу. - Почему же тема толерантности актуальна и для России? – поинтересовался он.

– Наша страна многонациональна, – ответили ему школьники.

Педагог развил мысль: если бы не было чувства уважения между 190 этносами, которые сейчас населяют Россию, то в стране начались бы социальные и национальные конфликты – «как это было в 90-х годах, когда страна находилась на грани развала».

– Наличие большого количества этносов – это плюс нашей страны. Многообразие - в единстве. В этом наша сила, но и наша ахиллесова пята, – пояснил преподаватель. – Если не заниматься этим, то это приведет к печальным событиям.

Затем учитель перешел к актуальности толерантности для Татарстана, подчеркнув особое положение республики.

– Татарстан – уникальный пример толерантности. У нас, даже если смотреть на кремль, это видно, – уверил он и показал фотографию. – Что вы видите?

– Кул Шариф и церковь рядом, – ответили ему.

– Это не церковь, – подметил педагог.

– Собор. Благовещенский, – подсказала ученица с первой парты.

– В 2010 году, когда в Татарстан приезжала Хиллари Клинтон, она отметила, что республика имеет большой опыт толерантности и всему миру стоит поучиться этому, – рассказал он. – Вы же знаете, кто такая Хиллари Клинтон? Будущий президент США, по моему мнению.

Позитивные и негативные аспекты толерантности

В последнем блоке урока учитель попросил учеников перечислить позитивные и негативные аспекты толерантности. Школьники говорили, что она помогает «проще жить», приводит к «стабильности» и «чувству безопасности». В негативе же толерантность, по их мнению, обычно доведена до абсурда, отсюда и проблемы.

Учитель же в свою очередь подчеркнул, что до абсурда она доведена как раз в Западной Европе.

– Должна быть какая-то грань, через которую нельзя переступать. В Европе же ее довели до абсурда, она проявляется и к секс-меньшинствам. Что, на мой взгляд, разрушает общество, мораль и нравственность и это очень негативно, – отметил он.

В заключение ученики просмотрели два видеоролика. Первый – часть воскресного выпуска новостей на Первом канале с Ирадой Зейналовой о протестах мигрантов в Швеции в мае 2013 года. Ролик учитель назвал «последствиями толерантности в Европе».

– В горящем Стокгольме «афрошведы» и «азиашведы» громили все на своем пути, виня скандинавов в том, что пособия для тех, кто не работает, но хочет жить, как работающие шведы, слишком маленькие. Это, на их взгляд, дискриминация, – заявила телеведущая с первых минут выпуска.

В нем рассказывалось о том, что протест и недовольство в большинстве своем разожгли шведские СМИ, которые «подкупали подростков-эмигрантов, чтобы те в свою очередь для красивой картинки поджигали автомобили». Корреспондент сообщил с места событий, что каждый шестой гражданин Швеции – иммигрант в первом или втором поколении.

Учитель выключил ролик на середине.

– Происходит следующее: мигранты, которые имеют свой багаж, приезжают в страну, где совершенно другая культура и все устроено по-другому. В Швеции социально-рыночная экономика, которая гласит: "Если ты работаешь, то ты хорошо живешь". Эти же люди, мигранты, приезжают и получают пособия, при этом хотят жить так же, как и те, кто работает, – объяснил учитель. – Мигрантов тоже можно понять, их никто не берет на работу, потому что у них нет образования и квалификации, а жить на что-то нужно. Им нужно обращать на себя внимание.

Педагог отметил, что это проблема не только Швеции, «во Франции и Германии совсем все запущено». Он рассказал, что в Париже есть районы, где нет ни одного «белого», а это «плохо».

– Почему это плохо, я не понимаю? – спросил один из учеников.

– Потому что они не ассимилируются, – последовал ответ. – В Германии сейчас остро стоит проблема исламизации страны. Детей у иммигрантов рождается намного больше, чем коренных жителей.

Учитель привел слова Владимира Путина, который заявил, что через десять лет Европу будет не узнать, она может стать настоящим исламским государством.

– А что с Россией будет? – шепотом раздалось с задней парты, но учитель не услышал этот вопрос.

Он перешел ко второму ролику – отрывку из фильма «Человек у окна», снятого еще в 2009 году режиссером Дмитрием Месхиевым. Герой актера Юрия Стоянова заявляет сотруднику милиции, что к выходцам из ближнего зарубежья нужно относиться по-человечески, потому что мы с ними «выиграли войну и потом вместе страну отстроили».

– Я надеюсь, что урок прошел познавательно. Моя задача состояла не в том, чтобы дать вам готовый ответ, а в том, чтобы дать вам пищу для размышлений. Надеюсь, что у меня это получилось, - подвел итог учитель.

– Можно вопрос? Если сейчас в Европе много мигрантов-мусульман, а я слышала, что у ИГИЛ есть какой-то политический план, то, может, все это связано? – спросила ученица.

– Хороший вопрос. Все вы знаете о тех событиях, которые недавно произошли во Франции. Почему это произошло именно там? – спросил учитель.

– Чтобы отомстить за Сирию, – уверено ответили ему.

– Не совсем. Дело в том, что во Франции представителям ИГ легко скрыться и затеряться – очень много исламистов. Вот это уродливо толерантное отношение европейцев как раз и позволяет представителям ИГ делать свои дела в Европе. Это страшно, если ИГ будет иметь возможность развиваться. Оно официально объявило халифат. Сирийское руководство пытается бороться с этим. при поддержке России, – объяснил он.

– Почему беженцы не едут к нам? - слушатели явно не хотели отпускать рассказчика.

– Потому что у нас условия хуже. У нас для них нет таких льгот , – ответил он.

Еще немного напомнив о ситуации с беженцами в Европе, учитель резюмировал: «Надеюсь, у вас получится самим поставить черту, через которую ваша толерантность не должна переступать».

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!