Буря и натиск у Татфондбанка

19 декабря 2016
События

Предновогодние дни 2016-го явно запомнятся клиентам Татфондбанка. В середине месяца, 14 декабря, кредитное учреждение оказалось на грани закрытия. На семь дней прекратили работу все отделения, в банк на полгода въехала временная администрация в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Сегодня, 19 декабря, офисы вновь открылись для клиентов, а их у банка немало: 144 тысячи физических и 35 тысяч юридических лиц. Но услуги, предоставляемые банком сейчас, крайне ограничены. Рассерженные вкладчики из-за этого даже выломали дверь офиса банка. «Казанский репортер» присутствовал при первых минутах открытия центрального отделения ТФБ.

– Надо спросить у охранника.
– Да что он вам скажет? Он сам ничего не знает. Тут уже никто ничего не знает.
– Ну, хоть что-то ведь можно узнать?

К десяти утра очередь у входа в центральное отделение Татфондбанка насчитывала больше сотни человек. Люди толпились на лестнице и под окнами здания. «Мне нужны мои деньги?», «Что происходит?», «Когда они начнут впускать?» – слышалось со всех сторон. Многие стояли молча, только либо нервно улыбались, либо смотрели в пол. Но пожилые женщины, оккупировавшие вход с восьми утра, во весь голос кричали о желании получить хотя бы какую-нибудь сумму с вкладов.

Все отделения перед открытием 19 декабря сменили график работы на «10.00-15.00». На протяжении пяти часов без перерывов сотрудники банка готовы были встречать клиентов. Кому-то нужны деньги, кому-то информация. Альбина Сафина представляет юридическое лицо. Она не ждет денег, ей важна любая информация о счете. Девушка не может проверить ее онлайн, все данные заблокированы банком.

– Мы не такие наивные, чтобы верить, что увидим хоть какие-то деньги, – считает она. – Сейчас нужно проконсультироваться, к примеру, какие документы при ликвидации банка нам могут понадобиться. Хотим узнать, что произойдет с нашими деньгами на корсчетах. То есть они списаны с расчетного счета или зависли на корсчете банка? Понятно, что наличность нам никто не выдаст, но надеемся на лучшее. Пытаемся параллельно продумать, что нам делать, если здесь – уже все. Объединяемся в группы, подписали петицию. Больше нечего делать. Да и вообще, видя игнорирование ситуации со стороны властей, в лучшее верить сложно, но и опускать руки нельзя.

Пожилая женщина Елена Сергеевна пришла за деньгами.

– Хочу деньги получить. Объявили ведь по телевизору, что сегодня будут с клиентами работать. Надеемся, что-нибудь получим перед Новым годом. Если не собираются выдавать, пускай скажут, что нам делать, – говорит она.

Некоторые из участников «штурма» требовали официального заявления от представителей банка. Молодой человек по имени Денис пришел сюда только для того, чтобы «посмотреть в глаза» сотрудникам ТФБ.

– Мне важно хотя бы что-то услышать от них лично. Вся информация, конечно же, размещена на сайте, и я знаю, что не получу сегодня денег. Но важно, чтобы представители банка сами об этом людям сказали.

Когда часовая стрелка начала подходить к десяти, у входа появился охранник. Ему было поручено следить за количеством входящего народа и дозировать доступ в офис.

– Пусть выйдут представители банка и скажут, какие операции сегодня будут совершать! Мы простые люди, мы сюда не крушить-ломать пришли. Пусть они нам просто скажут, – кричали из толпы.

Волнение достигало апогея. Каждый пытался докричаться и не получал ответа. Наконец, охранник, созвонившись со своим начальством, объявил, что все клиенты пройдут обслуживание в порядке живой очереди:

– В порядке очереди можно получить выписку. Без штампа. Потому что штамп у нас арестован.
– У них печать арестовали! – снова заволновалась толпа.


В 10.00 у дверей появилось подкрепление из числа представителей службы охраны. Секьюрити, державший оборону снаружи, сообщил стоящим в очереди, что пропускать внутрь будут по десять человек. Первая группа тут же рванулась в двери. Вскоре проход открыли для пяти представителей юрлиц. Но толпа не одобрила этот карт-бланш и усилила напор. Входная дверь банка не выдержала. Люди толкались, почти дрались, пытаясь пролезть вперед. Но очередь не становилась меньше. Тогда на улицу вышел начальник банковской службы охраны.


Он сообщил, что до 29 декабря люди не смогут получить деньги. Пока обслуживаются только кредитные платежи, дается консультация и выписки из расчетных счетов. Другой информацией он не располагал. Но вокруг уже собралась новая толпа.

Обстановка нервная. Вкладчики не получают того, за чем пришли. В этой атмосфере рождаются слухи. «Да сейчас все татарстанские банки рухнут, в том числе и Сбербанк. Нужно быстрее снимать свои деньги и лучше хранить их у себя дома», – говорит женщина, только что покинувшая стены банка.

Кажется, что это продолжается бесконечно, но на деле прошло всего полчаса после открытия отделения. Обеспокоенным вкладчикам пытались объяснить, как сейчас лучше всего действовать. Им выдали памятки, в которых приводятся ответы на часто задаваемые вопросы о введении временной банковской администрации и моратория на удовлетворение требований кредиторов Татфондбанка. Такая же информация опубликована на сайте банка. Но стоит ли говорить, что людей это не успокоило?

Тем временем к банку подходили все новые вкладчики, задерживались на минуту, оценивая ситуацию, и присоединялись к основной массе. Так продолжалось до трех часов дня, пока офис не закрылся.


Регина Гималова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!