Хвост виляет женщиной

02 декабря 2016
Культура


В казанском кинотеатре «Мир» накануне состоялся показ картины Ивана Твердовского «Зоология». Сеанс посетила исполнительница главной роли Наталья Павленкова. «Казанский репортер» побывал на сеансе и пообщался с «женщиной с хвостом».

Никто из присутствующих в фойе кинотеатра не собирался идти на фильм «Зоология». Откровенно говоря, огромная очередь у кассы и люди, заполнившие зал, пришли посмотреть на «женщину с хвостом» на экране и в жизни. Итак...

Старший специалист по закупкам в местном зоопарке Наташа Медведева жила обыкновенной жизнью в провинциальном городке у моря. С утра ходила на работу, где порой становилась объектом насмешек и злых шуток молодых коллег, после работы кормила животных и гуляла по морскому берегу. А вечером дома ее ждала пожилая мама с морковными котлетками. В жизни 54-летней Наташи не было ничего интересного, пока у нее неожиданно не вырос хвост.

Иван Твердовский, однажды показавший непростую судьбу людей с ограниченными возможностями в картине «Класс коррекции», самостоятельно написал оригинальный сценарий, в этот раз немного сгустил краски. Чтобы вытолкнуть свою героиню из зоны комфорта, режиссер «пририсовывает» ей настоящий хвост. Он неприятен на вид и шевелится.

А еще хвост достаточно трудно спрятать под одеждой. В ставших нелегкими буднях Наташи Медведевой раскрывается суровый реализм нашего ожесточившегося общества. Врачи отделываются от обращений женщины направлениями на рентген. Коллеги подсовывают в шкаф старшего специалиста по закупкам свору мышей, а батюшка не допускает к причастию. По телевизору показывают небылицы про «нехристей из зарубежья», а бабки в бесконечной очереди сплетничают о том, что в городе появилась женщина от дьявола, которой нельзя смотреть в глаза, с тремя хвостами, каждый из которых при прикосновении способен отнять жизнь... Кафкианско-гоголевский сюжет щедро приправлен реалиями российской действительности.

Зал разделился на две половины. Одни зрители до слез смеялись над казусами в жизни хвостатой Наташи. Другие думали, что хвост – это метафора, с которой в реальной жизни сталкиваются люди с инвалидностью или тяжелыми заболеваниями. Для них эта суровая русская реальность – жестокая правда, о которой писали еще отечественные классики.

Режиссер подвергает героиню жестокому испытанию – испытанию любовью. Делиться сокровенным с ласковыми и понимающими животными в зоопарке – это легко и привычно. А каково ей будет общаться с симпатичным молодым врачом-рентгенологом (Дмитрий Грошев)?

В их союзе нет особой экранной любовной химии, но в этой паре оба героя по-настоящему раскрываются, показывают свои странности и хвосты. Они вдвоем впервые выпьют вина, покатаются на медных тазах, посмеются на образовательной лекции. Наташа изменит стиль в одежде и прическу. Но как дальше сложится их судьба? Смогут ли они жить в обществе?

Общество зрителей приняло Наталью Павленкову, исполнительницу главной роли, на ура. Актриса долгое время играла в театре, а в кино, по ее словам, пришла за деньгами. Иван Твердовский работал с Натальей Павленковой в картине «Класс коррекции» и пригласил актрису на главную роль в новый фильм.

Первый вопрос, заданный из зала Наталье Павленковой, касался недавно приезжавшего в Казань мотивационного спикера Ника Вуйчича. «Ведь он, не имея ни рук, ни ног, счастлив! – прозвучала реплика из зала. – Что, этот фильм – слепок нашего российского больного общества?». Актриса была тверда в своей позиции и ответила, что не может назвать наше общество здоровым, до нормы ему еще далеко.

– Норма для меня – в выполнении, по крайней мере, одной заповеди: «Возлюби ближнего своего!». И в фильме есть эта идея: возлюби ближнего, каким бы он ни был.

Были среди зрителей и те, кто поставил режиссерский ход с хвостом под сомнение. «Зачем этой женщине хвост? – спросил сидящий рядом пожилой человек. – Ее судьба была бы такой же, и не будь у нее атавизма». От этого высказывания актриса опешила, и выразила несогласие. По ее мнению, в истории Ивана Твердовского Бог будто долго смотрел на Наташу Медведеву, на ее спокойную жизнь, и после просто дал такой «пинок», вытолкнув женщину из привычного состояния.

Но героиня картины, как было сказано, обращалась к священнослужителям, и Наталье Павленковой задали логичный вопрос: «Почему ей отказали? Получается, батюшка в церкви не соблюдает заповедь?» В ответ исполнительница главной роли привела пример из собственной жизни:

– Знакомый батюшка мне сказал: «Не относитесь к нам, как к святым». Они ведь такие же люди, они с тех же улиц, что и мы, из тех же городов. В фильме я его даже понимаю.

Кто-то из зала крикнул: «А я не понимаю».

Вопросы, обращенные к исполнительнице главной роли, были острыми и порой неудобными для актрисы. Зрители спрашивали об ощущениях и мыслях, которые пришли ей после просмотра «Зоологии». По словам Натальи Павленковой, единственной сценой, вызвавшей у нее отвращение еще при съемках, был эпизод в ванной, где героиня изучала скрытые возможности своего новоприобретенного хвоста. «Это сцена о женской сексуальности», – отметила актриса.

Конечно, в процессе самих съёмок хвост удобства не добавил. Актриса раскрыла некоторые закулисные секреты. По словам Натальи Павленковой, он крепился на большие толстые резиновые трусы. На них была прикреплена «красота» с железными шариками внутри, которыми со специального пульта управлял один из ассистентов, чтобы хвост двигался.

– Ни с каким другим режиссером никогда я бы в эту историю не пустилась. Я доверяю ему бесконечно. В вопросах режиссуры я иду за ним, как за старцем с посохом», – призналась актриса.

Поход Натальи Павленковой за Иваном Твердовским обернулся специальным призом жюри на международном фестивале в Карловых Варах, призом за лучшую женскую роль и призм кинокритиков на «Кинотавре», а также гран-при на Batumi International Art House Film Festival и лучшим фильмом на Fantastic Fest USA.

Но, несмотря на множество завоеванных наград, Наталья Павленкова готова к тому, что этот фильм не будет массовым: «Восьмидесяти процентам россиян не понравится эта картина. Они любят фильмы первого и второго каналов».

Для остальных 20% жителей страны этот фильм можно порекомендовать к просмотру. Отчетливо национальное кино подающего надежды режиссера Ивана Твердовского сделано в лучших традициях «новой русской волны» отечественного кинематографа. По таким волнам, по самому краю моря, под шум прибоя идет, не спеша, Наташа Медведева к себе домой. Она, по словам актрисы, пример существования на краю: без поддержки матери, без друзей, без любимого человека, без детей, но с хвостом. Как и миллионы женщин в нашей стране.



ФОТОРЕПОРТАЖ


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!