«Я им поверил». Какие виды мошенничества процветают в Казани

01 декабря 2016
Общество

«Я им поверил» – так обычно говорят полицейским пострадавшие от рук мошенников, отвечая на вопрос «как так вышло?». Всего за 10 месяцев таких пострадавших в Казани зарегистрировано свыше 2,5 тысячи человек. Сегодня на пресс-конференции начальник отделения по раскрытию мошенничеств отдела угрозыска УМВД РФ по Казани Айдар Кначуков подробно рассказал о том, как мошенники обманывают казанцев и как правоохранительные органы затем ловят мошенников. Однако показатели раскрываемости решил сохранить в тайне.

Самый распространенный и самый банальный способ мошенничества в Казани – ночной звонок, в котором потенциальной жертве сообщают, что их родственник попал в беду или оказался не в ладах с законом и нужно срочно перевести деньги, «чтобы решить вопрос». «Я понимаю, что для своих близких мы сделаем все, – заявил на пресс-конференции Айдар Кначуков. – Но не принимайте решения сразу же бежать, переводить куда-то деньги. Как минимум, узнайте, в каком отделе полиции ваш родственник якобы находится, это довольно легко проверить».

По словам Кначукова, такие преступления зачастую совершают лица, отбывающие наказание в исправительных колониях, причем для некоторых подобное мошенничество становится без преувеличения профессией. Так, недавно в Казани задержали недавно освободившегося из колонии молодого человека, который уже был осужден за мошенничество, и продолжил преступную деятельность на свободе. Вторая особенность телефонных мошенников – они не работают в тех регионах, где живут. По Татарстану, по информации МВД, работают мошенники преимущественно из Самары. Местные мошенники, в свою очередь, работают в соседних республиках. Кначуков рассказал о случаях задержания татарстанцев в Чувашии.

Сумма ущерба, причиненного мошенником, в отдельных случаях составляет от 5 до 150 тысяч рублей. При этом поражает продуктивность преступников, особенно тех, кто работает «из-за решетки». Сотрудники МВД рассказали о том, как распечатали список контактов одного из подозреваемых, и оказалось, что за пять ночных часов он совершил 140 звонков.

На такое мошенничество попадаются в основном люди постарше, молодежь же «разводят» в интернете. Как пример: в мае этого года сотрудники полиции задержали 30-летнего казанца, который мошенничал на сайтах частных объявлений. Он связывался с продавцами, говорил, что товар ему нравится, и он бы хотел внести предоплату безналичным расчетом. «Продавцы видели, что человек без торгов сразу хочет перевести деньги, и на радостях называли все реквизиты банковских карт, защитные коды и коды из СМС», – объяснил Кначуков. Он также напомнил, что для перевода денег покупателю нужно знать только номер карты и ничего больше.

– Мы неоднократно разговаривали с потерпевшими и пытались понять, как же мошенникам удается получить данную информацию, – рассказал Кначуков. – Мошенники, они такие же люди, и строят расчет на банальном доверии. Потерпевшие говорят: «Я поверил, такой вежливый молодой человек был».

Айдар Кначуков

Это уже наш менталитет: россияне доверяют мошенникам, но не доверяют благотворительным фондам.

Не менее популярным видом мошенничества является сообщение о взломе банковской карты, которое присылает якобы банк. С начала года 140 жителей Казани лишились из-за этого своих сбережений. Сотрудники МВД посоветовали в таких случаях проверять номер, с которого приходят такие сообщения: вряд ли банк станет делать рассылку с обычного мобильного телефона.

Случается, что мошенники сами прикидываются жертвами. В октябре этого года 57-летний житель Казани обратился в банк, а также в полицию с заявлением о возмещении похищенных в начале сентября со счета денег. В дальнейшем следствие выяснило, что деньги со счета вывел сам «потерпевший», его действия квалифицировали не только как кражу, но и как заведомо ложный донос.

Орудуют в Казани и более технически продвинутые мошенники. Так, на сегодня зафиксировано свыше 540 случаев заражения телефонов и планшетов на Android (статистику по гаджетам на других операционных системах МВД не привело), в результате чего у пользователей скопировали все персональные данные и вывели со счетов денежные средства. Чаще всего вирус «подцепляют» по ссылке, которую могут скинуть в любой соцсети или мессенджере. Сама ссылка может просто не открыться или вести на что-то на первый взгляд невинное, но установка вредоносной программы все равно запустится.

– Присылают незнакомую ссылку – не открывайте! – призывает казанцев Кначуков.

В случаях кражи банковских данных сумма ущерба обычно меньше, чем с телефонным мошенничеством. Преступники выводят по 7-10 тысяч рублей, чтоб не привлекать внимания банка. Но такие преступления могут носить массовый характер. В апреле 2015 года стало известно о масштабной хакерской атаке на клиентов Сбербанка, в результате которой было похищено более 50 миллионов рублей. Для кражи денег использовался вирус, который заражал телефоны на Android, а затем переводил деньги со счета, привязанного к телефонному номеру, используя SMS-сообщения. Всего было заражено 340 тысяч устройств.

Айдар Кначуков рассказал корреспонденту «Казанского репортера», что такие группы тяжело поймать в том числе из-за их децентрализованности. Как правило, всех участников преступления знает только организатор. Он связывается отдельно с теми, кто рассылает спам, кто занимается обналичкой, и при обнаружении одного из фигурантов, остальные уходят на дно. Лишь недавно в Чувашии совместными усилиями нескольких ведомств удалось задержать группу «кибермошенников», промышлявших в Татарстане.

Типичный пример такого мошенничества: в Рунете уже несколько лет пользователи «спасают» овчарок, которых якобы хотят усыпить после реформирования некой воинской части или отдела охраны. Чтобы забрать собаку себе и спасти ее от печальной участи, пользователю предлагают перейти по ссылке. Дальше история может развиваться разными путями: от «упал, очнулся, вирус» до разговора с очередным вежливым человеком, который утверждает, что готов отдать овчарку, но ему нужны деньги на передержку.


Недавно в Казани возобновилась серия преступлений, которые в МВД называют «социальным мошенничеством» – это случаи личного контакта преступника с жертвой. Злоумышленники представляются, как правило, сотрудниками госорганов и похищают деньги у тех, кто пустил их на порог. «В этом случае сколько есть у условной бабушки под подушкой, столько и достанется мошенникам», – прокомментировал ущерб от таких преступлений Кначуков.

Недавно в полицию обратилась 60-летняя жительница Казани, сообщив, что неизвестные похитили у нее с карты 260 тысяч рублей. Как следует из заявления потерпевшей, на улице к ней подошел неизвестный и показал кошелек, который якобы нашел на дороге. В ходе беседы к ним подошел молодой человек и заявил, что кошелек принадлежит ему, а также заметил, что из него пропала банковская карта. Для урегулирования недоразумения он попросил женщину показать ее карту и ловко подменил ее карту на другую, пока держал в руках. Подмену пенсионерка заметила только на следующий день.

Айдар Кначуков в разговоре с журналистами отказался назвать показатели раскрываемости дел, связанных с мошенничеством. «Я не считаю правильным сейчас озвучивать процент раскрытых дел, – заявил он. – Мы не можем говорить о раскрытом деле до решении суда. Сейчас многие дела переданы в суд, мы ожидаем решений, и до Нового года процент раскрываемости должен повыситься».

Он также добавил, что при поимке одной группы мошенников раскрываются сразу десятки преступлений. Мошенничество, по его словам, преступление серийное.

Александр Артемьев.

Комментарии

  1. марекс 7 лет назад
    сколько ему лет, щипко умна?
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!