Доехать до зарядки. Где и для кого открываются электрозаправки в Казани

13 ноября 2015
Авто

12 ноября в казанском IT-парке прошло торжественное открытие общественной зарядной станции для электромобилей. Проект осуществляется совместно с университетом Иннополис. Менее чем за месяц до этого события зарядная станция появилась в технопарке «Химград». «КР» выяснил, пользуются ли в Казани спросом электромобили и электрозаправки.

Зарядная станция занимает не так уж много места. В казанском IT-парке она выглядит как небольшая телефонная стойка и расположена справа от въезда на территорию. Хотя доступ в IT-парк на автомобиле ограничен, для заправки не нужно оформлять пропуск, достаточно сказать охраннику, что ты приехал зарядиться. Общественной эту зарядную станцию можно назвать еще и потому, что во время тестового периода зарядка электрокаров будет осуществляться бесплатно.

Эта зарядная станция – первая из девяти, предусмотренных совместным проектом IT-парка и университета Иннополис. В дальнейшем заправки для автомобилей с электрическими двигателями появятся у ТК «Тандем», в международном аэропорту Казани, в городе высоких технологий Иннополис и горнолыжном комплексе «Казань». Планируется, что каждая из станций сможет обеспечивать зарядку не менее 18 электрокаров одновременно, причем максимальная мощность, 22 кВт, позволит полностью зарядить небольшой автомобиль менее чем за час. Для того, чтобы зарядить электрокар от обычной розетки с напряжение 220 вольт, в среднем уходит более 12 часов.

Как отмечают авторы проекта, основная цель сети зарядных станций – не удовлетворить уже имеющийся спрос со стороны владельцев электрокаров, а создать инфраструктуру для развития электротранспорта. Ведь на покупку электромобиля будет гораздо легче решиться, если точно знаешь, что тебе есть где быстро зарядиться, помимо собственного гаража. «Теперь владелец электромобиля сможет заряжаться не только дома, но и в публичных местах, например, во время покупок в магазине или деловой встречи. Cеть зарядных станций снимет психологический барьер у владельцев электромобилей: "а вдруг у меня сядет автомобиль, а зарядиться негде"», – отметил Илья Шимчик, менеджер проекта и научный сотрудник университета Иннополис.

Хотя зарядная станция в IT-парке носит название «первой общественной», самая первая доступная электрозаправка открылась еще в октябре в технопарке «Химград» на территории АЗС «Татнефть». Въезд туда также ограничен: желающим зарядиться сначала нужно получить гостевой пропуск. Появление этой зарядной станции связано с тем, что по территории технопарка курсируют электроавтобусы, и руководство «Химграда» обратилось к «Татнефти» с просьбой установить для их обслуживания АЗС. Впрочем, как отмечают в нефтяной компании, «создание зарядной станции - это еще и сигнал производителям электромобилей и татарстанским автомобилистам, что компания готова обслуживать данный сегмент авторынка».

Как пишет интернет-портал kazanfirst.ru, на самом деле в Казани есть еще одна зарядная станция – правда, ее расположение является тайной для большинства казанцев, для публичного использования она закрыта. Станция принадлежит компании «ТатАИСЭнерго», бывшему филиалу «Татэнерго», разрабатывающему IT-решения для своей отрасли. Обслуживает заправку компания Revolta Motors.

фото пресс-службы технопарка "Химград"

Revolta Motors совместно с компанией Yota также реализуют проект под названием EMI - сеть зарядных устройств для автомобилей с электродвигателем. Проект был анонсирован в феврале и предполагает появление 100 зарядных устройств в Москве и Санкт-Петербурге в течение 2015 года и сеть из еще 100 электрических заправок в Казани, Краснодаре, Сочи и Екатеринбурге до конца 2016 года. Начальные инвестиции составляют 100 млн рублей, а стоимость одной электро-АЗС авторы проекта оценивают в среднем в 500 тысяч рублей.

Создатели сети EMI также обещают, что в первый год заправка на их станциях будет бесплатной. Но, по их расчетам, даже платная зарядка будет выгоднее, чем заправка бензином. Средняя цена электричества составляет 8 рублей за 1 кВт. У одного из самых мощных электрокаров Tesla Model S объем аккумулятора составляет 85 кВт, при зарядке его на полную (точнее, на 80% — таков рекомендуемый стандарт зарядки электрокаров) придется потратить чуть более 500 рублей. Этого заряда хватит на то, чтобы проехать около 400 км — вполне достаточно для двух-трех дней езды по городу.

Точной информации о количестве электрокаров в Казани нет, городская ГИБДД ведет лишь статистику по общему количеству автомобилей, но не по электромобилям. Создатель совместного проекта IT-парка и университета Иннополис по внедрению зарядных станций Максим Антоненко оценивает их количество в несколько десятков. «Некоторые автомобили в Россию поставляются серийно: например Mitsubishi i MiEV , машина, которая была на открытии зарядной станции, ее можно приобрести у любого дилера. Стоит она порядка миллиона рублей. Аналогичную машину с двигателем внутреннего сгорания компания в Россию не поставляет, производит ее для своего внутреннего рынка в праворульном варианте. Там она, конечно, дешевле, в среднем раза в два» - рассказал Максим.

Отметим, что электрокар от Mitsubishi есть в гараже президента РТ Рустама Минниханова. По данным портала «Автостат», к 1 июля этого года в России были зарегистрированы 122 электрокара Tesla Model S. Их них 71 — в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге — 14, в Казани — 4.

Максим Антоненко сам является владельцем электрокара Nissan Leaf. «За такими машинами будущее, а мне хотелось посмотреть и испытать это на себе уже сейчас. Ее заряда хватает приблизительно на 100 километров. Сейчас у нее пробег 10 тысяч километров, все работает нормально, из минусов – зимой много энергии уходит на отопление», - сообщил он.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!