30 октября – 7 ноября 1916

Вряд ли вековой юбилей Октябрьской революции, до которого остался всего год, будет отмечен пышными торжествами. За последние сто лет многое изменилось. Но игнорировать эту дату ни в коем случае нельзя. Оценку тем событиям оставим историкам, нам же было интересно узнать, как жилось казанцам в последние дни империи. Чтобы окунуться в атмосферу тех дней, мы на протяжении года будем листать подшивки дореволюционных газет, которые выходили с 25 октября 1916 года вплоть до дня Октябрьской революции.

Газеты тех дней существенно отличались от современных. Разве что бумага осталась все той же, газетной. Первые полосы казанских изданий пестрели объявлениями, а вот фотографии в них – большая редкость.

Интересующий нас период пришелся на годы Первой мировой войны, так что львиная доля официальных публикаций, объявлений и заметок касаются этой темы. Именно здесь можно встретить «Объявления об утерях» – списки убитых, раненых и без вести пропавших нижних чинов, которые были призваны на фронт из Казанской губернии.

Мы выбрали самые интересные заметки и объявления, опубликованные в казанских газетах, представив их в первозданном виде. Почти все они касаются повседневной жизни. И что самое удивительное – многие проблемы, поднятые авторами в статьях сто лет назад, актуальны и сегодня. Пожелтевшие страницы газет листает Светлана Брайловская.

«Земская неделя» 6 ноября 1916

В конце сентября с.г. приехал из германского лагеря Шнейдемюля инвалид, служивший в 109 пех. Волженском полку, Егор Иванов, происходящий из крестьян Вурман-Касов, Нурусовской вол. Ядринского уезда. Опубликование его беседы со мною, по моему, очень важно, так как много людей, не верят немецким зверствам, а пленные немцы открыто проповедуют, что в Германии нашим пленным живется гораздо лучше, чем им в «на 3-х фунтах хлеба и мяса».

Взят он, Иванов, в плен осенью 1914 года в Восточной Пруссии и находился в лагере Шнейдемюль и на работе в окрестных имениях. Утром получали по полфунту хлеба на человека и на обед – суп, который можно назвать «картофельной водой», так как кроме воды, картошки да соли в нем ничего не бывало. Картошка клалась по расчету на троих по одной картошке средней величины. В этом заключалась вся пища. Да и получать ее было очень трудно. Выдавал ее немецкий старший капрал в 6 час. утра. Опоздал на полчаса или пришел ранее – немецкий часовой разгонял обратно, и вся суточная порция пропадала. Раз Иванов явился за хлебом ранее 6-ти часов, часовой угнал его обратно, но он остановился, увидев капрала часовой, подбежав, штыком ранил его в правую ягодицу.

Пленные все время находились на работе: тянули плуг по 10 человек, арбу, нагруженную кирпичом, по 16 человек, а солдаты сзади подгоняли штыками и кнутом. Привез с собой фотографический снимок. Сидят 12 наших пленных, по краям 2 немецких солдата с ружьем. Вдали кирпичный завод и арба, нагруженная кирпичом. В 1914 году в лагере можно было купить всего, а теперь ничего нет. И советует он посылать пленным исключительно сухари. «С деньгами там нечего делать!» говорит он.

Очень хорошо отзывается Иванов об отношении к инвалидам в Швеции. «Музыкой и криками, – говорит, – провожали нас на станциях. Вагоны все утопали в цветах. От посланника Неклюдова получили гостинцы и на память карточку с видами Стокгольма, а также Евангелие от Государыни Императрицы и книги духовнаго содержания из Америки».

Приехал Иванов из Германии по причине воспаления легких. «Всему виной в моей болезни тяжелая изнурительная работа и голод», – говорит Иванов.

Так живут наши пленные у «культурных» немцев.

С.С.-Н.

«Казанский телеграф» 30 октября 1916

16 декабря 1915 г. в поселке Калугина Гора, на окраине Казани, скоропостижно скончалась проживающая в собственном доме вместе со своей двоюродной сестрой Евд. Козловой, воспитанником мальчиком Мих. Осиповым и квартиранткой Елиз. Осиповой – каз.мещ. Ксения Корчагина, 54 л.

18-го того-же декабря Корчагина была погребена по просьбе Козловой причтом четырех-Святительской церкви на Арском кладбище.

19 янв. 1916 г. Осипова, содержащаяся в арестантском помещении при Казанской гор.полиции по обвинению в краже, после свидания с Козловой, передавшей ей несколько рваных кофточек, заявила околод. надзирателю Чертышеву, что Корчагину лишила жизни двоюродная сестра последней Козлова с целью воспользоваться ее имуществом, причем уговаривала и ее, Осипову, принять участие в совершении этого преступления, обещая поделиться имуществом Корчагиной, но она от этого предложения отказалась.

Тело Корчагиной было вскрыто и подвергнуто суд.-мед. освидетельствованию и вскрытию.

Обнаружены кровоподтеки на голове и шее в пять ран различной величины в области лица и шеи.

Кроме того, в желудке Корчагиной были найдены какие-то белые крупинки.

Химическим исследованием внутренностей покойной обнаружено в них присутствие мышьяка.

По заявлению врача смерть Корчагиной последовала от задушения, вследствие кровоизлияния в грудную полость, вызваннаго повреждением дыхательного горла.

Место расположения ран и кровоподтеков на теле Корчагиной и форма их, по мнению того же врача, указывает на то, что описанныя повреждения были причинены двумя лицами, причем Корчагина оказывала сопротивление и в момент причинения ей ран находилась в лежачем положении и голова ее была оттянута назад.

Спрошенная на дознании Козлова объяснила, что она будучи с 9 летняго возраста круглой сиротой, проживала у разных лиц в качестве прислуги и, наконец, поселилась у своей двоюродной сестры Корчагиной, добывая средства к существованию проституцией.

Жилось ей у Корчагиной плохо, так как последняя постоянно бранилась, ругала ее.

На свое житье она неоднократно жаловалась приживавшей у Корчагиной Осиповой. Последняя как-то на это сказала, что жить было бы легче, если бы избавиться от Корчагиной и тут обе они решили убить Корчагину, чтобы уйти от ее гнева и воспользоваться ее имуществом.

Первоначально было решено задушить Корчагину и они несколько раз, с этой целью, с подушкой в руках, подходили к спящей Корчагиной, но выполнить задуманное не хватило решимости.

Тогда стали искать яду, чтобы отравить Корчагину.

Это удалось сделать лишь в первой половине декабря 1915 г. когда знакомый Козловой Самарин, склоняясь на ее просьбу добыть мышьяку для отравы крыс, принес ей коробочку с мышьяком, передав ее Осиповой.

За три-четыре дня до смерти Корчагиной Осипова часть мышьяку высыпала Корчагиной в чай.

В тот же день Корчагина заболела, ее стало рвать и она все просила пить. Осипова подавала ей в течение 3-4 дней чай и воду с примесью мышьяка по полнаго израсходования запаса его, но Корчагина все не умирала и, наконец, собралась к врачу.

Опасаясь обнаружения таким образом их попытки отравить Корчагину, они в тот же день решили зарезать ее и, когда она уснула Козлова взяла хлебный нож хотела нанести спящей удар в горло, но рука дрогнула и удар пришелся по лицу.

Корчагина вскочила с кровати и бросилась за Козловой к выходной двери, но в это время Осипова схватила ее сзади, повалила на пол и села ей на грудь.

Козлова схватила отбивавшуюся Корчагину за голову и за руку, а Осипова, удерживая другую руку, забила ей в горло платок, а затем ударила ее ножом по горлу.

Корчагина тут же умерла.

Все предметы, на которых была кровь, они тотчас же сожгли, вымыли пол в доме Корчагиной, обмыли ее и закрыли раны ватой, а затем беспрепятственно похоронили.

Расследованием установлено, что значительную часть имущества Корчагиной после смерти, Козлова и Осипова продали.

Привлеченныя в качестве обвиняемых Козлова и Осипова, дали следующия объяснения:

Козлова в части касающихся обстоятельств, сопровождающих смерть Корчагиной, дала в существенных чертах те же объяснения, что и на дознании.

Осипова же показала, что она участия в убийстве Корчагиной не принимала, что об этом узнала случайно, возвратясь как то в декабре месяце домой после суточного отсутствия когда застала Корчагину мертвой на полу и увидела у нея рану на шее. На расспросы Козлова ей объяснила, что Корчагину зарезала она и взяла с нее слово никому об этом не говорить.

По словам Осиповой, за несколько дней до смерти Корчагиной, знакомый Козловой Самарин передал ей какую-то коробочку и с этого времени Корчагина заболела рвотой.

Показание это подтвердил и вызванный в качестве свидетеля Самарин, добавив, что дал мышьяку Козловой для отравы крыс.

Дело это рассматривалось в Каз.окр. суде с участием присяжных заседателей.

Козлова, чистосердечно созналась в совершенном преступлении, подробно поведала суду всю свою жизнь, а также и подробности сопровождающие убийство Корчагиной. По ее словам, она надеялась после убийства Корчагиной переменить свою постылую жизнь, воспользовавшись деньгами убитой для приданнаго, выйдя замуж за приличного жениха.

Осипова, не сознаваясь в совершенном ею преступлении, всеми способами отрицала свое участие в этом деле, но показания свидетелей, а также и показания Козловой были против нея и таким образом виновность ее была вполне доказана.

Окр.суд приговорил Козлову и Осипову к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на шесть лет и восемь месяцев каждую.

«Земская неделя» 6 ноября 1916

В нашей деревне Коракшах, Асакасинской волости, ежегодно в день праздника Перенесения Мощей Святаго Николая Чудотворца из Мир-Ликийскаго в Бар-Град (9 мая к.г.), производится старинный обычай.

Накануне сего праздника полицейский по приказу сельского старосты собирает по деревне с каждого двора по 2 яйца, немного крупы, масла и т.п.

Варят пиво ведер 60, для чего назначаются особые лица, как то: распорядитель с двумя помощниками.

В этот великий для них день они стряпают разное кушанье и собираются всей деревней на пир.

По усмотрению народа выбираются опять из старых мужиков несколько членов, которые должны идти в поле впереди всех на молитву, там молятся Богу о ниспослании дождя и приносят жертву блинами, пирожками и другими явствами.

По совершении в поле молитвы, возвращаются на пир, который продолжается весь день.

По окончании его, когда весь народ разойдется, бабы тихомолком идут в поле к какому-нибудь дереву молиться кереметю – нечистому духу, где и бросают для него разное кушанье и нохраты (оловянные деньги, которые продаются мелкими торгашами).

Однажды я сам лично видел, как одна баба вечерней порой потащила ведро пива, блины и пирожки; я, не обратив внимания на то, куда она шла, шел за ней вдоль улицы.

Через некоторое время вышла баба другая (она посещала ежегодно дальние монастыри) и не позволила первой сходить к местроприношению жертвы.

И с тех пор в деревне не совершается кереметю, но пива варят ежегодно.

А.М.Соловьев


P.S. ВНЕ ВРЕМЕНИ

«Казанский телеграф», 1916

В прошлом году левый берег оз. Кабана на весьма значительном протяжении был обнесен изящной деревянной решеткой. Между озером и решеткой осталась широкая полоса земли. Обыватели догадывались, что здесь город предполагает сделать посадку деревьев, и радовались.

Действительно, несколько дней тому назад посадка деревьев начата: в минувшую субботу вдоль решетки поднималось десятка два стройных кленов. Куча таких же кленов, по всем правилам ученаго садоводства, была свалена у входа в изгородь со стороны электрической станции.

Видя все это, обыватели еще больше радовались.

Но… радость их оказалась преждевременной: через несколько часов многие из посаженных кленов были обглоданы татарскими козами; эта же участь постигла и те экземпляры кленов, которые лежали у входа.

Клены, конечно, погибли или, в лучшем случае, изуродованы.

Погибли, разумеется, и городские деньги, затраченные на покупку кленов: их съели козы.

Интересно знать, как смотрит на этот факт городской садовник или, еще лучше, г.член управы, в ведении котораго находится широкая отрасль «благоустройства городских садов?»

К.

«Казанский телеграф», 1916

В виду дороговизны

Попечительный совет Казанской Мариинской женской гимназии

сделал на предстоящий 1916-1917 учебный год следующее постановление, а котором доводится до сведения г.г.родителей и опекунов воспитанниц:

1) Введены для ежедневной носки черные фартуки, причем белые оставлены лишь на праздничные дни.

2) Разрешено делать платья из бумажных тканей.

3) Ученицам 8-х классов разрешено донашивать платья предыдущих классов.

Председатель попечительского совета Боратынский

Продаются домашние вещи

Ковер персид., шкура тигра, вышивки персид. для оттоманки, 2 гобелена, мал. стат. китайск. идола из черн. дуба, рога оленьи, вазочка Баккара, чернильн. серебр. кр., часы зол. дам. и серьги, снимки перс. и китайск., ноты и др. мелочь.

Справиться: Гост.Гор.Пассаж, ком.37 с 11 до 5 час. Перекупщикам не приходить.

25 рублей тому,

кто доставит пропавшую 13 сентября утром, лягавую собаку – суку белую с черными большими пятнами и с обрубленным хвостом, кличка «Валетка». Воскресенская, д. Матвеевскаго, кв.16

Собака

Пропала белая – черными пятнами кличка «Угрюм», доставившему будет дано 10 руб., за укрывательство буду преследовать. Суконная, Мостовая ул., д.Попова


Благодарим за помощь в подготовке публикации Национальный архив РТ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!