Парень из той Оперы

02 ноября 2016
Интервью

Океанские просторы, экономия трафика, сохранность аккумуляторов и путешествие к острову Пасхи – все это из одной Оперы. Легенда IT-индустрии технический директор компании Opera Хокон Вьюм Ли рассказал «Казанскому репортеру» о новых разработках в мире IT, талантливых российских программистах, и об экспедиции на плотах через весь мир.

Мы договорились встретиться в фойе отеля. Без опоздания, вместе с переводчиком Михаилом, он с улыбкой подошел ко мне. Хокон Вьюм Ли – технический директор компании Opera, легенда мира IT. Твидовый пиджак, очки в изящной оправе, с собой ноутбук. Он приехал в Казань, чтобы пообщаться с пользователями Opera, и прочитать лекцию в Казанском университете. Студентам он рассказывал не только о технологиях. Хоком Вьюм Ли участвовал в экспедиции «Кон-тики 2». Вместе с командой они провели 43 дня в Тихом океане на плотах, повторяя знаменитый маршрут Тура Хейердала. В 1947 году норвежский этнолог вместе с командой построил плот из 9 бревен бальзового дерева и отправился из Перу на атолл Рароиа. Исследователи таким образом доказали, что на такой конструкции можно проплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Это может значить, что Полинезия могла быть заселена из Америки, а не из Юго-Восточной Азии, как считалось раннее. И год назад, в ноябре 2015-го, новая команда «Кон-тики 2» решила отправиться по следам Хейердала. Как современные разработки переплелись с примитивными условиями экспедиции, какие две вещи знают норвежцы о русских и как попасть на работу в головной офис Opera? Наталия Белкина поговорила с гением IT об этом и не только.

– Хотелось бы начать наш разговор не с информационных технологий, а с экспедиции «Кон-тики 2», в которой вы принимали участие. В вашей команде были люди со всего мира, разного возраста и профессий. А как вы попали на плот, и почему решили пересечь Тихий океан?

– Я прочитал статью в газете об экспедиции. Она была опубликована в день столетия Тура Хейердала, который первым переплыл океан на плотах. И в этом материале было написано: «Мы не можем остановиться и забыть об экспедиции, мы должны ее продолжить, мы должны вернуть «Кон-тики». Я обсудил это с менеджерами Opera. И мы решили, что это отличный способ продвижения наших продуктов, поскольку в Тихом океане нет мобильной сети, там работает только спутниковая связь. Антенна позволяла нам общаться со всем миром через интернет, но это очень дорого. Это пример, где мы можем экономить много денег, используя разработки компании.

– Еще до экспедиции на сайте «Кон-тики 2» вы опубликовали небольшой материал о себе. Там было сказано: «Рафты, на которых мы собираемся плыть, очень просты, но это эффективный пример коммуникационной технологии, которая соединяла цивилизации в прошлом. В этой экспедиции я хочу увидеть, как можно быть частью цифрового сообщества через спутниковую связь». Вы это увидели?

– Да, во время экспедиции мы всегда были «онлайн». Работал официальный сайт «Кон-тики 2» , где можно было отследить передвижение плотов. Русские ребята, которые с нами переписывались, сами предлагали нам помощь в переводе статей. Было ощущение единства со всем миром. Мне кажется, русские с особым вниманием за нами следили. Я думаю, они помнят о первой экспедиции «Кон-тики», потому что там участвовал известный путешественник Юрий Сенкевич. Люди за нами наблюдали в сети, они писали сообщения и комментировали, присылали нам рецепты еды, которую мы могли готовить на рафте. Потому что мы были очень голодные.

– Да, что касается быта. Как он был организован? Чем вы вообще питались?

– Мы провели в море 43 дня. У нас на плоту было семь мужчин, и мы не были очень сильны в приготовлении пищи. А на втором рафте было четыре женщины и трое мужчин, и им повезло больше – там с пропитанием проблем не было (смеется). Но мы могли ловить рыбу. Наш российский коллега Андрей поймал тунца весом семь килограммов! Мы готовили суши. Но рыба у нас была не каждый день, поэтому мы ели то, что запасли с земли: много фасоли, бобов. Теперь я ненавижу бобы. Мы всей командой до конца умудрились остаться друзьями. Вот фотографии, на фоне острова Пасхи – мы все вместе. И даже не съели друг друга.

– В этой экспедиции вы были техническим директором и хотели найти дешевый способ использовать сеть через спутник. Удалось ли это сделать?

– Да. Мы старались писать только сообщения, общались с семьями, с журналистами. Когда вы пишите текст, его отправить дешевле, потому что он компактный. Также мы загружали в сеть фотографии, но это было очень дорого. Нам очень помог продукт Opera Mini. У нас была Wi-fi сеть на плоту, мы могли использовать интернет с мобильных телефонов. И пользовались только этим браузером, потому что выход в сеть с других ресурсов стоил бы в разы дороже. Точно так же мы видим, сколько сэкономили пользователи в России за прошлый год – миллиард рублей. За счет компрессии данных мы потребили меньше трафика.

– Сколько в итоге стоило использование спутникового интернета во время экспедиции?

– Для обоих плотов это обошлось в 15 тысяч долларов.

Последнее фото с квадрокоптера Хокона.

– Что для вас открыло это путешествие?

– Столько всего! Это фантастическое приключение, что-то другое для меня. Было полезно, я много занимался наукой. Например, у нас было специальное устройство, которое мы опускали на глубину две тысячи метров, чтобы исследовать экологическое состояние воды. Также было интересно работать с дроном, который делает кадры с воздуха. Правда, теперь он похоронен где-то в Тихом океане. Но перед смертью успел подарить нам несколько чудесных снимков, на которых видны солнечные панели на рафте, с их помощью мы получали электричество. Кстати, это редкая фотография, когда два плота были так близко. Мы могли сказать «привет» девчонкам.

– Что скажете об итогах работы в экспедиции как технический директор?

– В экстремальных условиях наш продукт показал себя так, как должен был. Он бесперебойно выполнял свои функции даже в Тихом океане. Поэтому по итогам экспедиции мы ничего не изменили в браузере: он как работал хорошо на земле, так же работал и на воде. Однако, были примеры, когда техника подводила. Климат влажный, происходила коррозия оборудования. Ну и, конечно, я узнал много о маркетинге. Это был отличный рекламный ход.

– Итак, мы подошли к теме IT. Над чем сейчас работают в компании Opera, какие новинки уже можно оценить пользователям?

– Одна из наших последних разработок – VPN. Это способ защиты ваших персональных данных в браузере. Включаю опцию, и я могу выбрать страну, в которой мой IP высветится. Это зашифровывание коммуникации, VPN скрывает ваше местоположение. То есть я нахожусь в Казани, но мой IP сейчас в Нью-Йорке. И теперь я могу проверить, сколько стоят авиабилеты в США. Ведь, как известно, для разных стран в интернете свои тарифы на услуги.

Мы уделили особое внимание блокировке Adblock назойливых страниц, которую использует Opera. Программа не только защищает пользователя от рекламы, она показывает, сколько окон скрыто. Этот сервис очень популярен. Дело в том, что в сети много назойливой рекламы. В других браузерах вам необходимо устанавливать стороннее расширение, чтобы блокировать страницы. В Operа же эта функция встроенная.

Еще одна функция, которой мы гордимся – это сохранность батареи. Эта разработка позволяет держать заряд батареи на устройстве дольше. Мы проводили тест на двух одинаковых ноутбуках. На одном эта программа была установлена, на другом нет. Результаты показали – опция позволяет держать заряд на устройстве на час дольше, в нашем случае это было три с половиной часа, это существенная разница.

– Вы путешествуете по разным городам России. Это просто туристический маршрут или деловая поездка?

– Это тур по разным городам России. У меня не было никаких бизнес-встреч в этой поездке. Я здесь, чтобы пообщаться с нашими пользователями. У нас много клиентов в России. Мы хотим, чтобы они продолжали пользоваться нашим браузером. У меня была замечательная экскурсия по Казанскому кремлю. Местные жители показали нам мечеть, и у нас была уникальная возможность зайти внутрь мечети. Я никогда там не был раньше. Еще в России я посещаю много православных храмов. В Екатеринбурге я был в церкви памяти Романовых и взял с собой нашего PR -менеджера Михаила (в нашей беседе он был переводчиком – ред.) Я считаю, ему нужно чаще бывать в церкви (смеется). Кроме того, я читаю лекции в местных университетах и встречаюсь с журналистами

– Кстати о лекции. Накануне вы общались со студентами технических специальностей в КФУ. Как прошла встреча?

– Ребята очень умные. У нас была интересная беседа, мы презентовали новые разработки. Студенты задавали много вопросов, спрашивали про VPN и защиту от рекламы AdBlock. Они спрашивали: «Если вы заблокируете всю рекламу, то как работать журналистам и специалистам по рекламе?». Кстати, об этом у меня и журналисты спрашивали. Тогда я задавал встречный вопрос: «А вы используете AdBlock?». Многие отвечали «да». И я сказал студентам, если вам нравится тот или иной сайт, не выключайте на нем рекламу, тем более, если пользуетесь интернетом с компьютера. В мобильных версиях назойливых страниц больше. Также я рассказал на лекции об экспедиции и о том, как показал себя браузер в экстремальных условиях океана.

– Как вы оцениваете состояние IT-рынка в России?

– В России много талантов. Когда я был молодой, я знал о русских две вещи: про Олимпийские игры и про шахматистов. Сегодня самые лучшие шахматисты живут в Норвегии. Мы почти такие же умные, как и вы. Если серьезно, мы встретились с представителями Иннополиса. Это замечательно, что есть такое место, куда могут прийти молодые ребята с низким барьером для входа, и развивать свои идеи. В нашей компании работают люди из 56 стран мира, и среди них много россиян. Мы действительно считаем, что в России много умных программистов, и всегда идет соревнование за хорошие умы. Потенциал есть. Студенты задают мне такие вопросы, по которым даже я не смог бы их обучить.


Беседовала Наталия Белкина.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!