Скандал, который разразился в Казанской епархии в последнюю неделю вокруг известия о том, что может быть смещен наместник Успенского монастыря в Свияжске, все больше набирает обороты. Накануне отец Силуан получил решение о своем временном отстранении. Вечером того же дня появилась информация о том, что исполнять обязанности наместника вместо игумена Силуана будет иеромонах Амвросий. При этом обвинения в адрес опального наместника на страницах татарстанских СМИ стали более жесткими. «Казанский репортер» обратился с просьбой об интервью к игумену Силуану, и он согласился нарушить молчание, ответив на вопросы в эксклюзивном интервью.
– Отец Силуан, ситуация, которая сейчас сложилась вокруг вашего отстранения, все больше обрастает слухами и домыслами. Что же все-таки происходит?
– То, что сейчас творится вокруг моей персоны, не поддается никаким разумным объяснениям. Я до последнего отказывался от каких-либо интервью и не давал никаких комментариев, но сейчас, на мой взгляд и по убеждению близких мне людей, сложилась такая ситуация – звучат такие обвинения, что молчать дальше, значит, соглашаться с ними. Когда митрополит Феофан впервые приехал в Свияжскую обитель с архипастырским визитом, я сказал: «Владыка, если я по каким-то причинам не устраиваю в качестве наместника, то пост свой смиренно оставлю». Митрополит ответил: «Пока все нормально – трудись, выполняй, чего говорю».
– Вы понимали, что пришел новый глава и не исключено, что вы можете оказаться человеком, что называется, «не из его команды»?
– Признаюсь честно, я готов был уйти в любой момент, если вдруг не устрою митрополита, как бы грустно мне ни было это делать. Но митрополит сказал: «Если бы я тебе не доверял, тебя бы здесь не было!». Теперь объясню: игумена монастыря могут снять, и это прописано в монашеских уставах, если он допустил серьезные канонические нарушения – ересь, убийство, грабеж, блуд, воровство. Никаких канонических претензий ко мне, за которые меня можно было бы снять безоговорочно, и я говорю это со всей ответственностью
– Кстати, о претензиях. В последние дни их звучит очень много. К примеру, говорят о том, что в монастыре работают ваши родственники.
– До реставрации Свияжской обители электроснабжение ее было организовано достаточно примитивно – один провод тянулся на корпуса. Две трети помещений не освещались. Тогда, если возникали проблемы с электричеством, я обращался за помощью к своему старшему брату Вахтангу. Когда же в монастыре появилось серьезное современное электро- и газовое хозяйство, я уговорил его мне помочь, трудясь во славу Божию. Надо понимать, что платить большие деньги монастырь не может, а найти на таких условиях хорошего специалиста, мягко говоря, сложно. Вахтанг согласился. Он не священник, он – мирянин, работал вольнонаемным. Очень ответственный работник. За две должности – главного энергетика и газовика – он получал небольшие деньги, тем более для такого объема работы.
Вторая родственница – жена моего младшего брата Елена. До того, как она появилась в обители, у меня был не очень удачный опыт. Несколько продавцов монастырских лавок были пойманы на воровстве. Я не придавал эти истории огласке, так как в первую очередь винил себя как руководителя. Но начал искать человека, которому можно было бы доверить эту работу. У Елены был опыт работы в торговле, к тому же человек она православный. Она не казначей, не бухгалтер, как это было заявлено где-то в прессе. Казначей – это очень серьезная должность. Она – руководитель торгового отдела. Ее задача заработать для монастыря на продаже в лавках, подсчитать все правильно и передать монастырю.
В канонах прописано, что родственники не могут участвовать в управлении церковными организациями. Ни Вахтанг, ни Елена никакого отношения к управлению монастырем не имели и не имеют.
– Говорят, жена секретаря митрополии и лавками заведует, и член финансовой комиссии, и финансами руководит?
– Я никогда об этом не задумывался.
– В монастыре была финансовая проверка?
– Проверку я ждал. Я вообще уверен, что финансовая проверка – это хорошо. Если что-то обнаруживается по ее результатам – можно это исправить, если ничего – значит в верном направлении трудимся. Проверка была.
– Результаты?
– Ну, первое нарекание – это, как я сказал выше, два моих родственника. Во-вторых, митрополит обвинил меня в том, что много денег я раздал в долг. Но ведь надо понимать, что стоит на самом деле за этим обвинением. Да, я давал в долг работникам монастыря и знакомым, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Давал, естественно, без процентов, но с оформлением всех бумаг – договора, графика погашения долга. Все было абсолютно прозрачно. Чтобы было понятно, расскажу одну историю. Работник нашего монастыря по случайности в Казани спровоцировал ДТП. Машина второго участника сгорела. Работник наш – человек толковый и монастырю полезный. Пострадавшая сторона согласилась заключить мировое соглашение, если он выплатит ущерб – 1 миллион 400 тысяч рублей. Я оформил ему эти деньги в долг. Подсчитали: семь следующих лет все субботы и воскресенья он трудится в монастыре бесплатно. Монастырь выплатил ему его зарплату вперед и спас его от тюрьмы. Вот такую благотворительно
– Это все финансовые претензии?
– Единственное, что я могу назвать своим финансовым нарушением – это то, что нарушен был порядок принятия решений о выдаче денег. Но! Надо понимать, что никогда ни при митрополите Анастасии, ни при митрополите Феофане никем во всей Казанской епархии этот порядок не соблюдался.
– Что за претензии национального характера у митрополита Феофана к вам?
– Я – грузин по происхождению. Кто-то когда-то давно пустил «утку», по-другому я это назвать не могу, что являюсь сторонником Саакашвили и развесил его портреты, едва ли не в церквях. Ну что сказать на это? Как минимум, я не его сторонник, как максимум – если бы я и позволил себе повесить портрет грузинского политического лидера, то только у себя над кроватью. Да, в моей келье висел флаг Грузии как единственное напоминание о моей Родине. Митрополит Феофан, увидев его, потребовал снять. Хотя моя келья – это мое личное пространство. Но я снял, дабы не разжигать ссору. Кроме того, мне было велено вообще освободить келью и другие настоятельские жилые помещения. Весь корпус, который был благоустроен по указаниям митрополита, он забрал себе.
– Накануне в СМИ со ссылкой на ваше «личное дело» появилась информация об избиении одного из насельников. Что это за история?
– Мне эта история очень неприятна, но коль уже ее вытащили на свет, расскажу. В самом начале моего пути на Свияжске там работал некий вольнонаемный. Человеку я доверял, но потом поймал его на серьезном воровстве и потребовал покинуть остров. Он уезжать не хотел и пообещал мне отомстить. Через некоторое время явился в монастырь со следами побоев и заявил, что скажет, что избит был по моему наущению. Митрополит Анастасий меня к себе вызывал, расспрашивал, я ему все подробности рассказал. Думаю, если бы факт избиения имел место, то, как минимум, было бы уголовное дело! Что записано по этому поводу в моем «личном деле», я, в отличии от журналистов, которые вытащили это на свет, не знаю. Но даже если там и есть какое-то порицание за все, что связано было с тем насельником, то порицание случилось, а, как известно, ни по каким законам – ни по людским, ни по Божьим – дважды за одно и то же не наказывают.
– Почему, как вы думаете, епархиальный совет единогласно проголосовал за отстранение вас с поста наместника?
– За несколько дней до епархиального совета у меня на нервной почве обострилось заболевание позвоночника. До этого я уже перенес две операции. Когда врачи сказали, что мне нужно срочно лечь в больницу, иначе могу оказаться в инвалидном кресле, я попросил благословления митрополита. Он сказал: «Ложись, но епархиальный совет все равно состоится». Я знаю всех, кто участвовал в епархиальном совете, знаю, кто и что говорил. От многих просто не ожидал услышать то, что услышал! Хочу лишь сказать – обоснуйте свои обвинения! Побывав всего несколько раз в гостях в Свияжске, как вы можете судить о том, какой я монах?! Меня в чем только не обвинили, не выслушав меня. Неужели я лишен права голоса только потому, что кто-то решил, что я в чем-то виноват? Неужели за два с лишним десятка лет моего служения в церкви они не рассмотрели, что я такой негодяй, а только сейчас поняли, какой я?
– Как вы считаете, учитывая все вышесказанное, в чем причина «нелюбви» митрополита к вам?
– Я неудобный персонаж. В какой-то момент он мне сказал: «Езжай благочинным в Елабугу». На тот момент уже все проверки состоялись. То есть все претензии ко мне не настолько серьезны, чтобы доверить мне новую серьезную должность? Я тогда ответил: «Если вы меня снимите, я, скорее всего, уеду. Единственная просьба, владыка, дайте мне время. Во-первых, в настоящее время решается вопрос о третьей операции на позвоночник. Во-вторых, для того, чтобы пристроить тех, кто сегодня трудится в монастыре, за чьи судьбы я в ответе и кто может остаться без работы при новом руководстве. В-третьих, чтобы подготовить себе место. Неужели за 23 года служения церкви я не заслужил того, чтобы меня не выгоняли, что называется «с вещами на выход в течение 24 часов»?
– А что, речь идет об этом?
– Ответ митрополита был таков: «Или ты сейчас же уедешь, куда я тебе указываю, или мы тебя выгоним с позором». Я отказался уехать немедленно и теперь наблюдаю, как митрополит сдерживает свое обещание. Я прочитал в нескольких изданиях о рекомендованном мне смирении. За все то время, в течение которого на меня льется грязь, я не проронил ни слова. Не делал никаких разоблачений, не сказал ни одного компрометирующег
– Вы не пробовали задать этот вопрос лично митрополиту?
– Это сделать не так-то просто! После любых обвинений из его уст в свой адрес пытаешься сказать: «Владыка, могу я объяснить ситуацию?», а в ответ: «Все, закончили на этом разговор. Ты меня не слушаешься». Диалог выстроить не получается. Я считаю, что мое место просто освобождают, причем хотят это сделать быстро и любой ценой. Никаких серьезных нарушений, в которых меня обвиняют, я не совершил и готов выслушать все претензии глаза в глаза – прилюдно!
– Хотели ли бы вы сказать что-нибудь своим прихожанам?
– Я не желал никаких скандалов. Не думал никогда, что стану таким медийным лицом, да еще в таком свете. До сегодняшнего дня хранил молчание, пока обвинения в мой адрес не стали совсем фантастическими. Зато я увидел, какие формы может принимать ложь! Смиряюсь со всеми испытаниями, выпавшими мне на пути. Мне очень жаль будет оставлять прихожан. И тех, кто приезжал постоянно в Свияжскую обитель, и тех, кто делал первые шаги в Вере. Но хочу сказать, что я всегда буду на связи, несмотря ни на какие расстояния!
Беседовал Антон Райхштат.
В настоящее время игумен Силуан находится на лечении в РКБ. Решается вопрос об очередной операции на позвоночник. «Казанский репортер» планирует обратиться и к митрополиту Феофану, чтобы задать возникшие вопросы и предоставить возможность высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. К слову, 30 октября сторонники отстраненного наместника планировали выйти на митинг в знак несогласия со стилем правления митрополита, однако затем стало известно, что акцию решили отменить.
Комментарии
Господу, конечно, виднее как устроить нашу жизнь во спасение. И может сейчас этот пастырь нужен там где то...
Но с разумением смотря на дела нового Епископа, нельзя молчать и делать вид, что это не коснется кого то! Это коснется всех! И не скажет ли нам Иисус: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Мы не должны быть слепы! Если такие вожди как Феофан ведут нас, если они рвутся дальше во власть по карьерной лестнице, если они клевещут, обирают нищих, творят беззаконие, то мы не должны остаться в стороне! Участие в митинге - это не противление власти от Бога - это наша позиция против беззаконных действий конкретного человека наделенного властью, бесчеловечного отношения его к пастве.
К людям прежде всего нужно прислушиваться, так как они поддерживают церковь, они ищут себе по душе пастыря, и как многие говорят, на данный момент пастырь для них-это о.Силуан.
Человек, который всегда приходит на помощь в самых разных ситуациях, про обвинение об "избиение", я вообще промолчу, т.к считаю, что это полностью ложное обвинение в его сторону. Находясь с ним, достачно много времени, я могла наблюдать, даже, когда он злиться, например на трудника, он никогда не кричит, говорит строго,конкретно по делу, что у того после этого не остается никаких вопросов, о каком "избиение " вообще может идти речь?
Этот человек лично в мою жизнь внес огромный вклад, не только привёл меня к Богу, но и поддерживал морально, материально, когда у меня были трудности в семье, вся семья отвернулась, лишь он один поддержал меня и был со мной в это время, хотя на тот момент, у него были и другие дела, но он нашел время, приехал, объяснил, как надо и не надо, что можно сделать, все со стороны духовной.
И как же такому ЧЕЛОВЕКУ нельзя сказать спасибо? Как его вообще можно в чем-то обвинять?
Да, кроме того, что он священнослужитель, он еще и человек, он может делать, что-то не так, выражать свои эмоции, но это и характерно для любого из нас, где написанно, что священники (монахи) не имеют права на свои высказывания, взгляды, на выраженние своих эмоций?
Про Митрополита нашей епархии, я промолчу, так считаю, что, если начну перечеслять все то, что я видела своими глазами, для этого понадобится очень много времени
В 2006 году, для участников нашего краеведческого семинара, игумен Силуан провел обзорную экскурсию по всему острову, по разрушенным храмам и подворьям, поросшим бурьяном, а в завершении, видя, что я во время экскурсии фотографировал, пригласил специально приехать в следующий раз на службу, и пофотографировать там. Так получилось, что все следующие десять лет я, с благословления настоятеля, стал внештатным монастырским фотокорреспондентом. На протяжении этих лет, приняв на себя добровольное послушание, вел фото-летопись жизни братии прихожан и паломников на острове Свияжске. В архиве монастыря (и моем личном) храниться десятки тысяч кадров о монастырских буднях и православных праздниках, что может являться документальным подтверждением моих слов.
По прошествии этих лет, могу с уверенностью сказать - расцвет и возрождение монастырской жизни, в большей степени заслуга Силуана. Он сочетает в себе удивительные качества и навыки - эрудицию, деликатность, житейскую мудрость, глубокие знания истории христианства, Свияжска и России, древних церковных традиций, и их трактований для сегодняшнего понимания. После богослужений вся братия и паломники с большим вниманием слушали его проповеди на злободневные темы. Каждый раз он обязательно благодарил всех нас за то, что МЫ являемся хранителями ВЕРЫ, обязательно говорил с каждым отдельно, и для каждого находил нужные слова утешения, и слова ободрения. Узнав, что кто-то из паломников болен, найдет возможность навестить его, от сердца произнесет слова молитвенной поддержки. (Я несколько раз оказывался в больнице, и каждый раз в дверях палаты неожиданно появлялся батюшка, с молитвой и добрыми пожеланиями) Время, проведенное в беседах с ним, является для меня духовным приобретением, важность которого переоценить невозможно. Благодаря Силуану я пришел к Господу. Многих он повернул лицом к Богу, многих он укрепил в вере.
На протяжении долгих лет мы знаем о. Силуана как истинного христьянина, подающего всем нам пример духовной жизни.
Сегодня, когда на острове решены все бытовые проблемы, когда восстановлено большинство храмов, это место, наверное, кажется очень желанным для многих…
Решение об отстранении Силуана - абсолютно деструктивно и разрушительно, совершенно несправедливо и необоснованно.
Молю Господа о восстановлении справедливости!
А ведь результаты его деяний видны уже!! Посмотрите что случилось в Нижнекамске, а в Набережных Челнах!! Феофан самолично руководит всем беспределом!! Прислали его навести порядок! Что же теперь наводим порядок доводя людей до смерти, до больницы, до тюрьмы! Отбираются незаконно церкви, земли по больницы, выгоняются люди которые восстановлением церквей храмов десятки лет положили!! Земля потом продается и делится между приближенными Феофану людьми. И это вы называете порядок!!??
Нам такой порядок в Татарстане не нужен!! Такой порядок не нужен был не на Кавказе, Свердловской и Ульяновской области – везде где «послужил» Феофан!!
И еще я хочу высказать куда смотрит патриарх наш Кирил и как он одобряет и благословляет Феофана
P.S. обратите внимание на иподьякона со светлыми волосами во время служб митрополита лет 30ти, очень похож на владыку и ведёт себя очень вызывающе чуть ли не на ты с Архимандритами.. что то мне подсказывает что он его сын.. может правду говорит Андрей Кураев?
.
Хочу сказать о Владыке Анастасии. Каждая встреча с ним живет в моем сердце. Владыка Анастасий - это безмерная отеческая любовь ко всем людям, тепло, радость, добро. А какие службы с ним! На праздники старались по возможности попасть на его службы.
Владыка Феофан принес в нашу епархию смуту, раздоры, разлад. Как же так... Ведь он наш митрополит.. Ведь он - "лицо ", представитель православной церкви в нашем регионе.. Ведь по нему судят о всех православных..и о православии вообще ... Ну что это за скандалы в лучших традициях желтой прессы и различных теле -шоу. Как низко все это и гадко..
Укрепи и защити Господи отца Силуана.
Напишите пожалуйста где будет проходить митинг.
Об этом "Idel.Реалиям" сообщили в исполкоме Казани. Причина – отказ заявителей от акции протеста." Неужели правда???
ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ!!!!!!!!!! НЕ СМОТРЯ НИ НА КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА!!!!!!!! ВСЕ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ!!!!!! НИ НА КА КИЕ!!!!!!!!
И ТЕ КОМУ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА НАША ЕПАРХИЯ, НАША МИТРОПОЛИЯ В КОНЦЕ КОНЦОВ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА СИЛУАНА ПРИХОДИТЕ!!!!!!
Странно, что в данном случае Феофан ломает Силуана через колено? Куда он теперь? - К Илии в свою Грузию уедет?
1.Лечь на операцию можно и будучи благочинным.
2.С чего он решил, что новое руководство станет увольнять работников? И решил заранее уволить сам... К тому же, если всё-таки уволят кого-то (родственников?), то о них можно позаботиться и из Елабуги.
3.Что значит "подготовить себе место"? Как он собирался готовить себе место в Елабуге, пребывая в монастыре?
Благочестивая ложь?
В следующем сообщении будут меня стыдить. Будет.
Мария, Вы конечно очень душещипательны в своих раздирающих чувствах к Настеньке. Но если бы многим православным только слушать вас и самим не знать женоподобного Анастасия, то в казанской семинарии так и продолжались бы случаи тихого расстления семинаристов под ваши красивые и восторженные реченьки об этом гомоепископе! С нас хватит ваших слепых и экзальтированных восторгов по горло! Позор, который приносят такие тихие гомосексуалисты в рясах самой церкви - несравнимый ни с какими велеречивыми, но пустопорожними словами, произносящимися из день в день, поскольку за ними стоят дела Сатаны!
Никогда Феофан не простит Силуану что ему пришлось переоформить дом который был оформлен на жену своего секретаря Самойленко за который наша республика заплатила огромные деньги!!!!! Он будет давить Силуана до последнего! И если эта ситуация будет "отпущена" все духовные чада отца Силуана останутся сиротами! ВЕТРЕ ЛЮДИ ТАК БУДЕТ!!!!!!
А в след за Силуаном будут и другие.....
Елена, это вы про какие незаконно отобранные церкви пишете? Уж не про храм ли Георгия Победоносца в Набережных Челнах, который некий г-н Масленников пожелал иметь частным? Ну уж за что за что, - а за это м. Феофана надо не упрекать, а благодарить. А г-ну Масленникову не грех прочувствовать, что на всякий лом находится другой. А то безнаказанность очень людей развращает...
И всегда останется любящим людей и молящим за ных !
Его трудолюбие и старание на всегда останется в свяжске !
А тем безбожным начальникам которые козаностру строят в эрархии Христово наказание Ад !
Буду молится за здоровья отца Силуана, скорее выздоровиться и вернутся у Альтаря , так как вы войн и хопнител врата рая ! Все хрисьяни служивший богу своей верой и существованием охраняют рай до и после смерти !
Тем более не правомочно изгнание Игумена ,наместника монастыря--БЕЗ ЦЕРКОВНОГО СУДА , без серьезных причин (ересь, блуд и т,д,) .Нарушений с их стороны не было. Изгнание из обители --без суда, уже само по себе нарушение Устава. Говорить,что Игум.Силуан --отпускается на вольные хлеба,потому что он грузин--это несерьезно , Народ,прихожане_все за него , его уважают, любят как пастыря. Это главное. Зачем создавать распри и огорчать людей?? Тем более не имея к этому серьезных основаниий. Наш мир и без того хрупок,
СПРОСИТЕ У ФЕОФАНА З А Ч Е М ОН ПОСТАВИЛ ТУДА НАСТОЯТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО НЕТ ДАЖЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА?????????
ДА ЕЩЁ И К ТОМУ ЧТО ТОТ ПИСАЛ Н Е О Б О С Н О В А Н Н Ы Е КЛЯУЗЫ НА СИЛУАНА КОГДА БЫЛ БЛАГОЧИННЫМ В ТОМ ЖЕ МОНАСТЫРЕ!!!!!!!!!
ХОТЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ФЕОФАН САМ ПОДОЗРЕВАЛ ЕГО В НЕКОТОРЫХ ГРЕХАХ!!!!!!
И УБЕДИТЕЛЬНО НАСТОЙЧИВО ПРОСИЛ СИЛУАНА "ПРИСМОТРЕТЬСЯ К НЕМУ , НУ И СООТВЕТСТВЕННО ВЫРАЗИТЬ СВОИ МЫСЛИ НА БУМАГЕ В ВИДЕ РАПОРТА!!!!!!! А КОГДА СИЛУАН ОТКАЗАЛСЯ, ТО ОН "ВЕРБАНУЛ" "ПОДОЗРЕВАЕМОГО" -РЕЗУЛЬТАТ. НАЛИЦО!!!!!!
Уничтожение монашества--это уничтожение БОЕВОЙ ДУХОВНОЙ АРМИИ. Без монашества-наша Церковь сильно оскудевает. Монастыри-это прежде всего молитва,наше благословение.
Думаю, ЧТОБЫ МИТИНГ НЕ ПРОШЕЛ ВПУСТУЮ, ЧТОБЫ НАС УСЛЫШАЛИ -ОБЯЗ,НУЖНЫ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЧТОБЫ ГОЛОС НАРОДА БЫЛ УСЛЫШАН. КАЗАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ нужен достойный, любящий Бога и свою паству Митрополит.
ДАЙ БОГ ЧТОБ ВСЕ НАШИ МОЛИТВЫ ДОШЛИ ДО ГОСПОДА И ОН УПРАВИЛ ТАК ЧТОБ БЕДА УШЛА С НАШЕЙ ЗЕМЛИ!!!!!
А ВАМ ВСЕМ ЕЩЁ РАЗ СПАСИ ГОСПОДИ ЗА ВАШЕ НЕРАВНОДУШИЕ!!!!!
АМИНЬ
Так что те, кто пишут, что голубой скандал был "заказным" - идите лесом, господа, вы либо не хотите знать правду или просто зомбированы. Другого варианта нет.
Одна надежда, что водокрут 13-й долго в Казани не задержится и свалит отсюда ещё до постройки собора. Столько лет мы просто не выдержим.
Не тешьте и тех и других, не требуйте "убрать" неугодных вам архипастырей всего через год после их назначения, не выплёскивайте грязь на публику. Представьте, как ВРАГИ нашей Христовой Церкви потирают радостно руки, перечитывая вновь и вновь ваши комментарии.
ВСЕ озвученные проблемы должны решаться ВНУТРИ Церкви, благо инструментов - предостаточно.
Загребут всех, кто явится и будет как-то более-менее явно обозначать своё мнение, составят протокол, присудят штраф минимум 10 000 руб., а зачинщикам минимум 100 000 руб.
А самое главное - будет СКАНДАЛ вокруг имени Церкви - на руку всем и всяческим Её врагам.
Большой грех будет, упаси Вас Бог!
Для проведения уличных акций существует ЗАКОН, где всё точно прописано, и надо ему точно следовать.
Хотя я лично считаю, повторюсь, что в данном случае это - не удачный метод.
Храни всех нас Господь!
Михаил Щеглов,
Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан
С папой и другими еретиками Кирилл неразлучен . И друга своего в "беде" не оставляет... В несколько раз Феофан поборы задрал. А про его стиль "руководства" церковнослужители изнутри знают куда больше и лучше нашего. Бога надо много молить,чтоб другого архипастыря даровал!