$ 59,08
67,49
Казань +22°C

​Перспективы халяльной экономики

4 октября 2016 | Мнение

Казанский эксперт инвестиционной компании «ФИНАМ» проанализировал тенденции в развитии рынка халяльных товаров и услуг в Татарстане и сопоставил их с динамикой российских рынков. «Казанский репортер» публикует мнение специалиста, сложившееся в процессе этого анализа.

Сейчас достаточно хорошо прослеживается тенденция популяризации стандартов халяль во многих отраслях экономики и сферах жизни людей: в медицинских услугах, фармацевтике, гостиничном бизнесе, туризме, финансах, страховании. Россия здесь не является исключением. В частности, помимо всего прочего, есть планы по созданию исламского поисковика и даже специального электронного чипа, с помощью которого потребитель сможет отследить историю происхождения мяса, а также способе забоя животного. Очевидно, что быстрорастущий рынок халяльной продукции является потенциально привлекательным для инвестиций. Тем не менее, разработчикам и инвесторам, которые готовы увидеть перспективу перехода людей на образ жизни по стандартам халяль, необходимо грамотно оценивать, как перспективы данного рынка, так и потенциальные риски, с которыми придется столкнуться.

В быту мусульмане под халялем обычно понимают мясо животных, не нарушающее исламские пищевые запреты. Собственно, пищевые продукты и формируют основной рынок халяль-индустрии в РФ. Халяль в одежде, украшениях, косметике, личной гигиене, развлечениях, финансах и т.д. пока формирует несущественный в денежном выражении и несопоставимый по размерам с пищевой отраслью рынок. Оценочно, в совокупности халяльные производства формируют около 1% ВВП РФ. Ключевым шагом по развитию халяль сегментов отраслей в РФ стало введение специальных стандартов их соответствия мусульманским традициям (например, стандартом Халяль-ППТ-СМР Совета муфтиев России). К сожалению, официальной статистики по объему производства халяльной продукции и услуг (в т.ч. в общепите) не ведется.

Тем не менее, можно сделать некоторые оценки. Так, всего в стране насчитывается около 2,5 млн ее потребителей. Наиболее велика доля халяльной продукции в сегменте куриного мяса – около 5-7%. В целом, спрос на халяльную продукцию растет опережающими темпами за счет демографических факторов и ввиду эффекта «низкой базы». По моим оценкам, на рынке общепита РФ доля ресторанов, позиционирующих себя как халяльные, пока очень мала и не превышает 0,5-1% от общего числа. С учетом большой плотности населения, исповедующего ислам, в Татарстане и Поволжье эта доля составляет более 5%.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Рынок халаль в России пока развит относительно слабо во всех сегментах, кроме производства мяса. При этом, львиная доля спроса сосредоточена в регионах Татарстана и Поволжья. Крупному бизнесу, интересующемуся данным направлением, стоит присмотреться к местным производственным мощностям. В условиях высокой конкуренции (производство мяса домашней птицы в прошлом году в РФ выросло на 9,6% до 4,3 млн тонн, что давит на цены) выход на быстрорастущий рынок халяль с более высокой наценкой ввиду «узкого» сегментирования позволит повысить норму прибыли. При этом прочие сегменты халяль-индустрии в РФ развиты слабо, и для крупного бизнеса есть высокий риск не окупить вложения из-за потенциально низкого спроса. В этих сегментах еще долго будет править средний бизнес, который исполняет роль посредника, импортируя товары и услуги, и ведет деятельность в сфере общепита.


Руслан Жуков, инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани.

Все новости
Loading...