По дороге разочарований

20 сентября 2016
Аналитика

Кто имеет наибольшие шансы на помощь на дороге? Аналитическое агентство ПромРейтинг решило проверить, насколько автомобилисты Казани готовы помогать друг другу, выяснило, что свою помощь готовы предложить ничтожное количество водителей. Исследователи выяснили, какие факторы смогут растопить каменные сердца автолюбителей столицы Татарстана.

СОВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОТИВ ЭВАКУАТОРОВ И МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

Автомобилистов достаточно часто выделяют в особую социальную группу. Людей, избравших автомобиль в качестве личного решения транспортной проблемы, и раньше, и сейчас объединяют общие беды – чиновничьи коридоры, соблюдение жестких правил пользования автотранспортным средством, ремонты, сервисное обслуживание, дорожные происшествия и многое другое. Все эти факторы, по логике вещей, должны сплотить автомобилистов, вдохновить на модель поведения типа «сегодня помогу я, завтра помогут мне».

Так оно, в общем-то, и было и во времена СССР, и точно остается в удаленных от крупных городов районах страны. К примеру, крайне распространено подтверждавшееся множеством реальных случаев мнение о представителях кавказского региона, практически всегда, без колебаний приходящих на выручку бедствующим автолюбителям. Похожие установки в порядке вещей и в других уголках страны со сложным рельефом, длинными перегонами и экстремальными температурами.

Впрочем, выраженным в последнее время стал и другой устойчивый тренд – неучастие или опосредованное участие. Идеология эта незаметно пришла с Запада. Вместе с доступностью технических средств связи и эвакуации автомобилей, развитостью автомобильных сервисов, четким разделением труда, эффективными спасательными службами (прежде всего МЧС), распространенностью придорожных отелей, отсутствием экстремальных температур, низким уровнем преступности, в жителях крупных городов сформировалась культура отказа от помощи на дороге. Люди, не имеющие технических навыков, и не обладающие свободным временем не видят смысла в остановках рядом со стоящими автомобилями, не имеющими следов серьезных ДТП. В такой ситуации сознательный гражданин скорее позвонит профильным службам, нежели сам полезет продувать карбюратор.

Команде ПромРейтинга показалось любопытным провести исследование проблемы взаимопомощи водителей в казанских реалиях. Мы понимали, что горожане оказались в условиях разнонаправленных тенденций. Воспитание, советская дорожная культура и совесть просят остановиться, а осознание бесполезности такого шага в век такси, эвакуаторов и мобильных телефонов заставляют быстрее проехать участок с поломавшейся машиной.

Помимо теоретических аспектов, исследование несет в себе и вполне конкретное прикладное значение. Многодневная кропотливая работа позволила определить набор факторов, играющих в пользу водителя обездвиженного транспортного средства. А вдруг пригодиться, в жизни бывают самые разные, уникальные ситуации?

При исследовании взаимопомощи в разрезе гуманизма, если хотите, человечности, во главу угла ставилось изучение склонности водителей самостоятельно принимать решение об остановке и оказании поддержки водителям, явно испытывающим затруднения по ходу эксплуатации своих транспортных средств. В данном случае не идет речи о количестве проезжающих водителей, принудительно остановленных испытателями. Ведь разыграв сцену из «Кавказской пленницы», особенно трем девушкам, можно остановить целый поток на проспекте Победы, только что это докажет? Нас интересовала, если хотите, склонность к проявлению личной доброты.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Комплексное исследования по заданной теме проводилось в период с 1 августа по 10 сентября 2016 года при участии десяти рабочих и двух контрольных групп исследователей (разных полов и комплектности), шести автомобилей различных марок, типов кузовов (в том числе и размеров), стоимости (престижности) и стран производителей (иномарки/отечественные). Переменными условиями также выступали – день недели, время суток, атмосферные осадки, варианты состояния автомобиля (открытый капот, знак аварийной остановки, аварийные фонари, спущенное колесо и т. д.) и районы города.

Цель работы – на основе сбора и обработки информации, определенной условиями исследования, установить среднее время ожидания отклика автомобилистов из казанского дорожного потока на нестандартную чрезвычайную ситуацию с участием другого автомобилиста, средний процент откликающихся автомобилистов, факторы, оказывающие влияние на отклик.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Удивление – главный эпитет, которым можно охарактеризовать впечатление от знакомства с результатами конкретной исследовательской работы. Просто так остановиться и поинтересоваться, не нужна ли человеку помощь в «аварийной» машине, в среднем решаются лишь 0,047% казанских автомобилистов. В случае с одинокими девушками у остановившейся на «аварийках» машины первый отклик в среднем наступает через 38 минут блуждания вокруг ТС или 1 558 проехавших автомобилей. Тут нужно оговориться, что внимание на представительницу прекрасной части человечества обращают почти все, многие сбрасывают скорость, но помощь так и не предлагают.

С мужчинами-одиночками ситуация еще хуже: средний простой до первого предложения помощи – 64 минуты или 2 624 проехавших мимо автомашины.

Если совсем утрировать и распространить пропорцию на весь автопарк Казани, выйдет, что добрыми и отзывчивыми водителями в городе являются примерно 180 человек. Такой счет грубый и в основе своей антинаучный, но он, как минимум, способен показать цифры.

В случае с компаниями людей, находящимися около остановившегося у обочины автомобиля, ситуация еще хуже. Тут можно говорить фактически о полном игнорировании проблемы со стороны казанского автомобильного потока.

В ходе проработки темы взаимопомощи на казанских дорогах удалось выяснить, что наибольшие шансы на получение хоть какой-то поддержки имеют девушки на машинах средней ценовой категории со включенными «аварийками», открытым капотом, без аварийного знака (!), стоящие под проливным дождем днем в субботу на просматривающейся заранее дороге со средней интенсивностью движения, находящейся в одном из спальных районов Казани.

Дабы подтвердить возникшие в ходе исследовательского процесса гипотезы, по завершению основной части сбора данных, на парковках нескольких Торговых центров Казани представителями аналитического агентства ПромРейтинг был проведен опрос водителей. В ходе собеседования респондентам задавалось два вопроса:

1. Оказываете ли вы, хотя бы изредка, помощь попавшим в сложную ситуацию участникам дорожного движения, не связанную с ДТП и пострадавшими? (закрытый ответ да/нет).

В дорожные помощники по результатам опроса здесь записались порядка 62% опрошенных казанцев.

2. Какие причины могут помешать остановиться и оказать помощь? (открытый ответ)

  • Риск ограбления либо другого противоправного действия
  • Собственная низкая техническая культура
  • Доступность сотовой связи и вызова помощи
  • Развитая доступная сеть такси и эвакуаторов
  • Недостаток личного времени
  • Ограниченное время на принятие решение
  • Помехи, мешающие разглядеть суть дорожной ситуации
  • Нежелание подвергать свой автомобиль рискам (буксировка, «прикуривание»).


Антон Глухов.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!