Гости из будущего

01 сентября 2016
Общество

Скульптуры стоят, а аукцион на их производство и установку намечен только на 5 сентября. Сегодня в Казани УФАС по РТ разбиралось с преломлениями во времени от ГИСУ и в итоге признало незаконным тендер на монтаж уже установленных скульптур Даши Намдакова возле Центра семьи «Казан». «Казанский репортер» наблюдал за ходом заседания антимонопольной комиссии и поговорил с заявителем.

ПОДАРКИ – ЭТО ЖЕ ПО ЧАСТИ ЦЕРЕТЕЛИ...

Кто бы мог подумать? Казалось бы, композиция «Он и Она» уже изготовлена и даже торжественно открыта в присутствии автора и президента республики еще 27 июня этого года, ан нет! Если верить порталу госзакупок, 4 скульптуры возле центра семьи «Казан» должны появиться к 30 октября этого года. И вообще конкурс на «выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установку и монтаж оборудования по объекту: создание общей архитектурно-планировочной композиции комплекса Центр Семьи "Казан", в том числе на изготовление и установку четырех скульптурных фигур с корректировкой ночной подсветки» завершился только сегодня. Предусмотрено на эти работы 289 278 000 рублей. Каждая из четырех статуй с постаментами стоит около 60 млн рублей. Но, как видим, никаких миллионов не потребовалось – крылатые создания Даши Намдакова прописались у «Чаши» без всяких там конкурсов.

– Подарки – это же по части Церетели, он любит дарить. Надо было тогда к нему обратиться, – улыбаясь, говорит в коридорах антимонопольной службы Денис Щетинкин, представитель заявителя.

На явное несоответствие реальности и документов обратила внимание «Трудовая партия России», они-то и обратились в УФАС по РТ с просьбой проверить, законно ли разместило заказ Главное инвестиционно-строительного управления республики.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ОНА?

На самом заседании заявитель обратился с ходатайством привлечь новых ответчиков по этому делу, а именно – организацию, которая смонтировала статуи, и госорган, давший разрешение на работы, правда Денис Щетинкин не смог сказать, кто же все эти доброхоты, которые бесплатно выполнили работы на четверть миллиарда рублей, и предложение отклонили. Для привлечения новых лиц необходимы точные данные организаций.

– Кто работы выполнял, я, честно говоря, не знаю. Информацию о том, что до этого какие-то изыскания, конкурсы были, я думаю, может дать только заказчик. Но я так понимаю, что заказчик настаивает, что эти работы еще только будут выполняться и на них проводится соответствующий электронный аукцион, – рассудил замруководителя УФАС по РТ Павел Козел.

Если верить своим глазам, а не доводам заказчика конкурса, первые элементы скульптурной группы «Он и Она» у «Чаши» появились 6 июня этого года. На монтаж потребовалось 20 дней.


Представители ГИСУ на заседание не пришли и какие-то разъяснения тоже предпочли не давать. Так что спросить было не у кого. Основной довод заявителя заключается в том, что скульптуры уже стоят, а тендер объявлен только сейчас.

– Проходили ли какие-то конкурсы с участием представителей искусства, которые должны выполнять этот заказ? Почему Даша Намдакова, почему именно она? – недоумевает Щетинкин.

– Насколько я знаю, скульптор – мужчина, – поправил заявителя Павел Козел.

Разобравшись с половой принадлежностью автора скульптур, комиссия приступила к обсуждению, попросив выйти заявителя и прессу. В коридоре заявитель гадал, что же за организация монтировала изваяния. «Наверное ПСО, чувствую, их уши торчат там», – предположил один их журналистов. «Да, в любой непонятной ситуации, все сваливай на ПСО!» – весело отозвались другие.

ЗАКАЗ ОТМЕНИТЬ!

Ожидать решения долго не пришлось, буквально минут через 10 публику позвали обратно и огласили результат работы комиссии.

Жалобу признать обоснованной, заказчика признать нарушившим законодательство по контрактной системе (федеральный закон 44ФЗ), выдать заказчику предписание об отмене данной закупки. Решение по предписанию будет оформлено в течение 3 рабочих дней и может быть обжаловано в Арбитражном суде РТ, – объявил замруководителя республиканского управления антимонопольной службы.


Что светит сотрудникам ГИСУ, разместившим заказ после его фактического выполнения, Павел Козел не пояснил. По его словам, в деле присутствует несколько нарушений, материалы будут переданы для возбуждения административного производства, так что конкретика станет понятна после оформления решения. Заявитель таким исходом был доволен. «Казанский репортер» поговорил с Денисом Щетинкиным сразу после заседания.

– Чего вы ожидаете в результате вынесения этого решения? Это формальность или все-таки вы думаете, что оно может привести к реальным последствиям?

– Речь идет не о том, чтобы где-то что-то испортить, а чтобы закон соблюдался в полной мере. Сначала должны проходить конкурентные процедуры, тендеры, и только потом уже на совершенно равных правах должны в этом тендере участвовать скульпторы, исполнители, монтажные организации. Но мы на данный момент видим, что этого не происходит. Может быть, аффилированные (я не могу утверждать, мы даже не знаем, кто это был) структуры выполняют работу, и только потом уже происходят тендерные процедуры.

– Но ведь никто не сможет создать скульптуры Даши Намдакова кроме него самого.

– Возможно, так, но если задумка была раньше, то нужно было это как-то продумывать. Почему-то они появились до того, как прошел тендер, вот основная претензия.

А у вас какое-то личное эстетическое отношение к этим скульптурам есть?

– Лично у меня есть. У меня, честно говоря, двоякие впечатления от этих скульптур. Я, наверное, разделю сторону тех людей, которым они больше не нравятся, чем нравятся. Тут как раз очень важно было, чтобы проходил конкурс, публичное обсуждение скульптур прежде, чем их поставили.

К слову, о том, как скульптуры появились у «Чаши», их создатель, Даши Намдаков, поведал на церемонии открытия композиции 26 июня. «Мы сидели в кабинете президента. Он встал, распахнул шторы и сказал, указывая на «Чашу»: «Будем ставить там!». Я был в шоке…», – признался Намдаков.

Сказать, что казанцы единодушно восприняли самобытное творчество Даши Намдакова, было бы сильным преувеличением. Первое время многие были шокированы произведениями скульптора с мировым именем. В сети даже появилась петиция с требованием убрать скульптурную композицию, однако противники за все это время не набрали и тысячи голосов. Постепенно горожане привыкают к самобытному творчеству Намдакова, в котором отражается «бесконечная вселенная кочевника», наполненная мифологическими существами и обитателями различных миров. История же со скульптурами в Казани получилась под стать творчеству автора – наполненная мифами и кочующими во времени и пространстве данными...

Антон Райхштат.


Комментарии

  1. Татарская зарубежная община 7 лет назад
    Прекрасные статуи. Это мы - и с расстояния 7.000. км видим. Теперь осталось убрать Вахитова. Большевика и холуя Москвы. На свалку. На его место - хранительницу!!!
  2. Казанец 7 лет назад
    Ужасные статуи и не место им около горшка, хотя если подумать....Загс тоже не идеал и уродцы подстать ему. Мнение коренных казанцев говорит, что надо все убрать, а мнение понаехавших с ЩЕлнов, авылда- Храсиво, ощень, мне нраиЦа
  3. Лаура 7 лет назад
    Раньше любили гулять около чаши с детьми, особенно летними вечерами! Сейчас не ходим.:( Дети боятся! Да и мне страшновато иногда оглянуться назад, когда Их(монументов) морды у меня за спиной. Не верю, чтобы они несли какое то добро или семейные ценности. Да на них даже собаки рычат! А вы послушайте: что говорят туристы!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!