​Проблемные мотоциклисты Казани: цифры и факты

29 июля 2016
Аналитика

Проблема шумных, неуловимых и неадекватных мотоциклистов заставила участников команды аналитического агентства ПромРейтинг отложить отпуска и вновь окунуться в омут транспортных проблем города.

К великому сожалению, на данный момент у нас нет собственных надежных данных, касающихся качества «мотоциклезации» Казани до случившегося скандала, бури в социальных сетях и круглых столов. Тут нам всем придется полагаться на собственное мироощущение, состояние оконных форточек и отчеты ГИБДД.

Однако, за то короткое время (две недели), которое прошло с начала «плотной» работы с мотоциклистами, нам, насколько это возможно, экстренно и глубоко пришлось окунуться в актуальную статистику мотоциклетной Казани. Работа неожиданная и серьезная. Зато теперь нам известно доподлинно что «так» и «не так» с железными конями столицы Татарстана.

Забегая вперед, отметим, что нам в своей работе вообще, и особенно в данном конкретном случае, хотелось бы избежать каких бы то ни было оценок, осуждения и критики в чью-либо сторону. Наша работа, в первую очередь, заключается в сборе и обработке сухих данных. Анализ итоговой информации мы оставляем СМИ и блоггерам. Не то чтобы у нас не было собственного мнения. Оно есть, и выведено в виде экспертного приложения. Просто мухи отдельно, котлеты отдельно.

Результаты исследования строятся на обработке информации восьми наблюдательных групп, закрепленных за семью административными районами Казани (одна динамичная контрольная группа). Мониторинг дорожной обстановки проводился с учетом времени суток и дней недели на протяжении 14 календарных суток. Глобальная цель исследования – демифологизация, конкретизация образа казанского мотоциклиста. В будущем, благодаря полученной информации, мы постараемся проследить изменения этого образа под воздействием различных факторов.

Шлем. В настоящее время мотоциклетными шлемами пользуется подавляющее большинство казанских мотоциклистов – 87%. В сводках ГИБДД проблема незащищенных голов мотовсадников фигурирует в числе основных. Предположим, что относится она больше к дорожной сети за пределами крупных городов. Без шлемов часто катаются деревенские ребята на стареньких отечественных мотоциклах. Сложно найти объективную причину отказа от шлема владельцем дорогого мощного мотоцикла, эксплуатирующегося в городских условиях. В Казани без шлема на мотоцикле передвигаются в основном пассажиры.

Нечитаемые номера. Спрятать номера – идея фикс у многих владельцев транспортных средств. Особую актуальность она приобрела после внедрения в городах сети дорожных камер, выписывающих дорожные штрафы. Способов скрыть номер на мотоцикле множество – от почти невинного забрасывания таблички грязью до полного отсутствия. Проблемы с идентификацией номерных знаков наблюдаются у каждого четвертого мотоцикла, эксплуатируемого в Казани.

Пассажиры. Два человека зафиксированы на 8% казанских мотоциклов. Добавить тут нечего.

Ночь и выходные. Наибольшая концентрация мотоциклистов наблюдается вечером и ночью в выходные, наименьшая в будни днем. Спортивные мотоциклы со специфической посадкой и ярким выхлопом существенно уступают в количестве чопперам, дорожным и туристическим моделям.

ДОПОЛНЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ

Итак, в самом начале коротенькая справка по феномену шумных мотоциклов в крупных городах России. Проблема громких скоростных двухколесных транспортных средств в мегаполисах северного полушарья стала назревать с середины 80-х годов XX века. Именно в это время на рынке появились мощные, и при этом массовые спортивные мотоциклы. Сгладить трения помогало продуманное законодательство: крупные штрафы, лишение прав, психиатрические экспертизы для рецидивистов и ступенчатая система приобретения мощных мотоциклов (в ряде стран). А также общая законопослушность граждан, традиции велосипедизма и мотоциклизма, государственная работа с неформальными клубами и организациями.

Водителей двухколесных транспортных средств удалось удержать в рамках законодательных орбит. Кроме того, личный мотоцикл для граждан США и Европы прежде всего транспортное средство и уж во вторую очередь развлечение.

Отсутствующая культура полноценной эксплуатации мотоцикла в городах, ярко выраженная сезонность, законодательные пробелы и вдруг свалившаяся с неба доступность мощных красивых мотоциклов, крайне негативно отразились на всей системе эксплуатации двухколесных моторизированных транспортных средств в крупных городах России.

Фактически, мотоцикл на сегодня оказался единственным транспортным средством, не вписывающимся в картину сложившегося дорожного миропорядка. Внутренние федеральные и региональные рекомендации ГИБДД предписывают сотрудникам дорожной полиции преследовать мощные мотоциклы лишь в исключительных случаях. Считается, что организованная погоня за железными конями в городе опаснее любой совокупности нарушений, допущенных водителем скоростного мотоцикла: «Сам разобьется, уходя от ГАИ, и случайных прохожих поубивает! Да и не догнать его на тихоходных патрульных автомобилях».

Зная, что «живых» соприкосновений с сотрудниками полиции удастся избежать, определенная прослойка мотоциклистов пренебрегает и всеми остальными формальностями, начиная с полисов ОСАГО, категорий в правах, шлемов и технических осмотров и кончая нечитаемыми номерными знаками и употреблением алкоголя за рулем.

Тут очень важно избежать «одной гребенки», реально шумных и опасных мотоциклистов, выезжающих на дороги общего пользования и мешающих спать горожанам, совсем немного. Исходя из оценочных суждений экспертов «ПромРейтига», в Казани реально мешают спать людям всего несколько десятков спортивных мотоциклов с особенностями выхлопных систем (мотоциклистов в Казани всего 2 000, а автомобилей, для примера, почти 400 000). Все остальные мотоциклы проходят в обозначенные допуски по уровню шума и нарушают ПДД примерно в том же объеме, что и водители легковых машин. Кстати, полностью искоренить явление беспечных ездоков не удалось еще ни в одной стране мира.

Нужно понимать, что в настоящее время культура эксплуатации современного мотоцикла в России только начинает складываться. Идет бурление, блюдо готовится, при этом время от времени выплескивая из кастрюли обжигающие капли бульона. Впрочем, это отнюдь не означает, что кулинарный изыск должен стоять на плите сам по себе. Мировой опыт подсказывает – рычаги управления ситуацией остаются:

– управление куплей-продажей мощных мотоциклов, приравнивание их к виду оружия;

– ограничения на езду по густонаселенным районам в ночное время;

– увеличение штрафов (нынешний штраф в 500 рублей эквивалентен стоимости одной заправки) и медицинская экспертиза рецидивистов;

– работа участковых по выявлению незарегистрированной техники;

– работа с клубами (совместное патрулирование с ГИБДД, мотодружины и т.д.).

Градус напряжения в связи с проблемой мотоциклетного шума в среднем по стране близок к критическому. Известны случаи, когда жители спальных районов применяли оружие в отношении возмутителей ночного спокойствия. Яркий инцидент в июле прошлого года произошел под Красноярском, где пенсионер после многомесячных уговоров о прекращении шума застрелил из ружья байкера.

Впрочем, описанные меры выхода из сложившейся ситуации ни в коей мере не должны затрагивать интересы законопослушного большинства мотосообщества. «Ковровые бомбардировки» по водителям двухколесных транспортных средств, как правило, имеют обратный эффект, радикализуя сограждан. Есть закон, и он един для всех.

Антон Глухов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!