Рейд in China

17 июля 2016
Авто

Участники ралли-рейда «Шелковый путь» добрались до границ Китая. Первая половина гонки уже позади, но из-за погоды скоростные участки постоянно сокращали, а то и вовсе отменяли, так что серьезных испытаний еще не было. Так, разминка. Журналист Светлана Брайловская специально для «Казанского репортера» делится впечатлениями о жизни внутри гоночного пелетона.

Организаторы обнадеживают: в Китае все будет иначе. Пока здесь жарко и сухо, так что есть шанс, что гоночные машины, наконец, рванут на полной мощности. «Шелковый путь» в Китае проложен через всю страну с запада на восток – девять городов. Но мы их вряд ли увидим, разве что только горы и пески, где проходит скоростная трасса, да автобаны, по которым перемещаются машины сопровождения и боевые автомобили во время перегонов. Только в Пекине «Шелковый путь» ждут в самом сердце города, где финиширует караван и раздадут трофеи ралли.

Начиная с 6 июля, когда участники гонки стали съезжаться в Москву на технические и административные проверки и торжественный старт на Красной площади, и до границы с Китаем, которую мы начали переходить с 14 по 16 июля, нас всю дорогу преследуют проливные дожди. Обидно, как только участники гонки уезжают, погода налаживается. На бивуаке по этому поводу шутят: «Давайте скорее доберемся до пустыни Гоби, может быть и там, наконец, пойдут дожди».

В действительности не все так весело. Участникам марафона даже негде спрятаться от непогоды, потому что большинство живет на бивуаке под открытым небом. Не самые приятные моменты переживаешь, когда ложишься спать во влажный спальник, а непромокаемая палатка дает течь. Когда тяжелые шатры сервисных служб и пресс-центра сносит шквалистым ветром. Когда не могут подняться в небо вертолеты с группами, разбивающими старт и финиш, бригадой медиков, телеоператоров и руководителей гонки. Когда трассу смывает водой и даже от бездорожья остается одно название. Обидно. Столько готовились, столько ждали, да и прошли уже без малого около трех тысяч километров. В любом случае это приключение. Поэтому, несмотря на усталость, еще никто не выказывал желания вернуться домой.


В начале гонки в числе фаворитов в классе внедорожников называли французского пилота Стефана Петранселя, выступающего за Team Peugeot Total. У него столько титулов, что все не перечислить. На сегодня он является рекордсменом по числу побед на «Дакаре»: 12 раз становился триумфатором гонки. Высший пилотаж он показал и на «Шелковом пути», взлетев на самый верх турнирной таблицы. Пока не встретил на своем пути препятствие. Причем, как признался Петрансель, он прекрасно знал из дорожной книги (роудбука или на раллийном языке – легенды) о том, где стоит притормозить. Но допустил непростительную ошибку. И она едва не стоила ему жизни. Машина совершила прыжок с тройным переворотом. К счастью, все живы-здоровы. Чтобы завести двигатель и кое-как доехать до финиша на малых оборотах, Петранселю потребовалось около трех часов. Он приехал позже всех. Хорошо, что живой.

За ночь его машину собрали заново. Наутро как ни в чем не бывало гонщик штурмовал степи. По его словам, он прекрасно понимает, что не стоит ждать хороших результатов, но собирается пройти «Шелковый путь» до конца.

Среди грузовиков хорошо шел Эдуард Николаев, который тестирует новый капотный «КАМАЗ». Он лидировал еще в Казахстане, мчась на новой машине впереди всех. Однако на подъезде к Китаю случилось авария. Как рассказал Эдуард Николаев, для его экипажа это настоящая трагедия. Из-за поломки они потеряли много времени. «Был небольшой спецучасток, но очень коварный – с извилистыми дорогами, с большими валунами, камнями. А после прошедших в Казахстане дождей, трава стала «намыленной». А когда узко, да еще камни – это очень опасно. На 32 километре спецучастка мы перескочили через холм, и машина приземлилась прямо на камень. Он вылетел и ударил по картеру. Сразу загорелся датчик давления, и мы остановились. Увидели, что масло льется на землю. Пробоина была очень большой. Пришлось делать сложный ремонт. В этом случае без сварки трудно обойтись. Но у нас с собой только холодная сварка, похожая на пластилин, и скотч. Масло жирное, заплатка не держится. Когда прошли брод, весь скотч и сварку смыло. Снова встали на ремонт. Выручил экипаж 314 Андрея Каргинова. Если до этого нас прикрывал Дмитрий Сотников, то на этом этапе данная роль выпала Андрею. Мы в команде никогда не оставляем друг друга, даже в ущерб результату».

Теперь, вероятнее всего, рейтинг лидеров будет меняться ежедневно. В Поднебесной самые сложные и непредсказуемые участки. Как говорит пилот российско-китайского экипажа, выступающий на «КАМАЗе», Хоу Хоннин, «в Китае будет очень много сложных скоростных отрезков, большое количество песка и дюн. То есть начнется самая захватывающая часть гонки. Особенно трудно придется в песках у города Алашань, здесь самые огромные песчаные дюны в Китае, на них не просто взобраться. Я это прекрасно знаю».

Когда рассказывают о гонке, как правило, пишут в основном о достижениях и неудачах спортсменов, об их новых машинах. Но жизнь гонки протекает не только на трассе. Всегда интересно, что бывает «за кулисами», как устроен быт.

На протяжении всего пути в каждой конечной точке маршрута обустраивается бивуак. Это временный палаточный городок с «кварталами» для команд, медпунктом, медиа-центром, рестораном, полевым душем, туалетом и прочими необходимыми службами. В России и Казахстане бивуаки разбивали на территории аэропортов, в местах безопасных, как для людей, так и для самолетов, поблизости с летным полем, прямо на траве. Во-первых, это огромная территория, необходимая для нескольких сотен машин. Во-вторых, гонку обслуживают несколько самолетов и вертолетов, так что организаторам очень удобно, когда все под рукой. Однако в Китае жить на территории аэропортов организаторам запретили, выделив для бивуаков спортивные сооружения. Судя по масштабам бивуака, разбитого в первом китайском городке Бортала (по численности населения равен Нижнекамску) на территории ипподрома, в Поднебесной строят с размахом. Что будет дальше, даже сложно предположить.

К приезду участников бивуак уже должен быть готов. Администраторы каждой команды заранее выбирают место, где будет разбит лагерь для боевых машин и техничек. Сейчас на гонке самые большие лагеря среди грузовиков и внедорожников у команды «КАМАЗ-мастер», которая отравила в «Шелковый путь» шесть боевых «КАМАЗов», один из которых – для российско-китайского экипажа. Солидную территорию заняла Team Peugeot Total, представившая на гонке три внедорожника. Боевые автомобили обслуживают несколько техничек. Для комфорта спортсменов у каждой команды в автопарке имеются дома на колесах.

Центром притяжения всех участников гонки является ресторан. Здесь в любое время можно выпить чай и кофе, взять бутылку воды. И в определенные часы – позавтракать, пообедать и поужинать. На завтрак стабильно блюда из яиц, сосиски, бекон, сыр, масло и йогурты. Тем, кто успевает попасть на обед, предложат салат из свежей зелени, суп, мясо или рыбу с гарниром. На ужин почти тот же набор блюд, потому что гонщики, большинство организаторов и репортеров остаются в поле без обеда. Им положены «сухпайки». Однажды нам в дорогу выдали армейский набор с консервами, которые можно разогреть прямо в поле. Ехавшие со мной в одной машине китайские журналисты не оценили армейскую рисовую кашу с мясом. Зато им понравились наши галеты и черный хлеб. Они тоже поделились своими припасами – колбасками с красным жгучим перцем. От такой еды воспаление горла сняло как рукой, лучше любых лекарств.

В остальные дни в «сухпайках» можно было найти вяленое мясо, паштет, хлебцы, орехи, сыр, шоколад и сок. Похудеть на гонке невозможно. Рацион составлен из расчета 6,5 тысячи калорий на человека в день. И это не считая «сухпайков».

На бивуаке есть полевой душ – с женским и мужским отделениями. Так как мужчин большинство, им приходится стоять в очереди. Правда, когда в Казахстане в душе текла только холодная вода, никто не задерживался. Да, у биотуалетов (привычных синих пластиковых домиков) всегда ажиотаж...

В Китае на бивуак привезли мобильные душ и туалет. Таких сооружений в России не встретишь. Любопытно, что каждая кабинка была оборудована дверью с глазком, очень похожей на ту, что устанавливают при входе в квартиру.

Из города в город вместе с участниками переезжает кортеж госпиталей на колесах. Что бы ни случилось, доктора принимают днем и ночью. Помощь окажут, даже если человек натер мозоль, которая мешает ему комфортно жить.

Здесь же разбит пресс-центр, где в палатке на свежем воздухе работают журналисты. В нем тесно и гулко как в улье. Слышна речь на многих языках мира. На территории России и Казахстана гонку освещали 170 журналистов со всех континентов, в Китае - 120. Работать в жару в такой палатке просто невыносимо. Не видно и монитора компьютера. Приходиться приспосабливаться, прикрываясь платком или курткой.

Большинство обитателей бивуака живут в палатках. Каждое утро начинается с того, чтобы успеть собрать ее до отъезда. По опыту прошлых лет знаю, что к концу гонки так набьешь руку, что можно устраивать соревнования на скорость. Непривычно спать в палатке только в первую ночь. То гул генераторов, то комары, то дождь мешает. Через пару дней уже начинаешь задавать вопрос: «Почему генератор замолчал?» К экватору ралли уже спишь, как младенец…

К СЛОВУ...

Это уже шестой сезон гоночного марафона. Первый «Шелковый путь» прошел в 2009 году, связав Россию, Казахстан и Туркменистан. В последующие годы ралли-рейд проходил только по территории России. Эта гонка станет самой продолжительной. Если за все пять лет участники прошли в общей сложности чуть больше 20 тысяч километров, то на этот раз путь составит 10 тысяч километров.

На старт вышли 116 экипажей, из которых 23 грузовика, остальные заявились в категории внедорожников. Стартовав в Москве, и проведя пролог гонки в Казани, «Шелковый путь» уже пересек границы России и Казахстана, впереди – Поднебесная. К слову, некоторые гонщики уже проделали немалый путь, чтобы добраться до Москвы. Так, известный японский спортсмен Терухито Сугавара начал свое путешествие с Владивостока, пройдя 6 тысяч километров.

Светлана Брайловская, специально для «Казанского репортера».


ФОТОРЕПОРТАЖ


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!